Технический прогресс является, безусловно, позитивным явлением. В то же время, нельзя не признать, что любое позитивное явление, как правило, имеет те или иные частные негативные последствия. Одним из таких последствий технического прогресса являются аварии и производственные травмы, которые приводят к ухудшению здоровья – и, порой, даже к гибели сотрудников предприятия, потребителей продуктов, а иногда и вовсе случайных людей.

Избежать травматизма и других последствий сбоев на производстве полностью было бы утопичной задачей: в любых условиях, природных или искусственно созданных, есть риск, что система повернется к нам «спиной». Но минимизировать этот риск возможно. Как это сделать? С одной стороны, можно и нужно оптимизировать непосредственно работу производственных механизмов. С другой стороны, в системе «человек-машина» самым сложным элементом является человек, который ежедневно находится под влиянием тысяч средовых и внутренних факторов. Соответственно, то, с каким настроением, самочувствием сотрудник работает, напрямую влияет на вероятность ошибок на производстве.

 

ПРИЧИНЫ ОШИБОК НА ПРОИЗВОДСТВЕ

Есть немало работ, посвященных тому, как помочь человеку работать на производстве максимально безопасно и эффективно (инженерная психология, психология труда), при желании можно обратиться к ним.  В рамках данной статьи хотелось бы представить классификацию психологических причин, которые влияют на вероятность ошибок и возможные пути снижения их влияния. Предлагаю делить эти причины на ситуативные, личностные и системные.

1. Ситуация

К ситуативным можно отнести  факторы, которые нельзя предусмотреть, действующие в данный конкретный момент. Эти факторы не влияли ранее и нет высокой вероятности, что их влияние повторится потом. Можем мы снизить действие ситуативных факторов? Строго говоря, нет. Например: если кто-то из сотрудников рано утром поссорился с супругой – это, безусловно, повысит риск ошибок на производстве в этот день, но мы не можем контролировать личную жизнь сотрудников, поэтому нет смысла учитывать эти обстоятельства. Но если факторы, которые на первый взгляд кажутся ситуативными, «радуют» нас с завидной регулярностью – возможно, они относятся к группам личностных или системных факторов.

2. Личность

Личностные факторы ошибок на производстве – это особенности личности сотрудников, которые имеют отношение к появлению сбоев. Часто факторы, кажущиеся ситуативными, на самом деле связаны с особенностями личности сотрудников. Например, конфликтный человек может незаметно провоцировать сложные ситуации, которые будут портить отношения между коллегами в коллективе (и как следствие эмоциональное и функциональное состояние сотрудников) – и при этом оставаться «в стороне». Бывают так же очевидные личностные факторы – такие как высокая возбудимость, эмоциональность, тревожность, низкая стрессоустойчивость.

Как можно снизить влияние личностных факторов? Во-первых, конечно, важен этап профессионального отбора: для любой должности желательно разрабатывать перечень психологических качеств, которые могут повлиять как на эффективность деятельности, так и на вероятность ошибок на производстве. Во-вторых, на этапе адаптации сотрудника к новой деятельности, нужно продумать психологическую составляющую адаптации: оказать эмоциональную и информационную поддержку, помочь быстро войти в рабочий режим. Это влияет как на длительность адаптации и процент ошибочных действий у «новичков», так и на всю последующую деятельность сотрудника. В-третьих, важно учитывать, что негативное влияние личностных качеств работников обостряется в периоды профессиональных кризисов. На этом этапе так же важно отслеживать психологическое состояние сотрудников.

3. Система

Системные ошибки связаны с функционированием всей производственной системы в целом, с организацией труда и действиями руководства высшего и среднего звена. Неудобный, неграмотно, с психологической точки зрения, составленный график работы, отсутствие перерывов на отдых, недостаточное количество выходных дней, невыполнимые требования к результатам деятельности и тому подобное. Устранить эти ошибки проще всего. Достаточно грамотного, продуманного руководства, но вскрыть их и донести до лица, принимающего решения, бывает не просто.

Много в решение задач зависит от такта и опыта психолога, работающего на предприятии.

Софья Чаплина, психолог «Клиники Инсайт», специалист «Института усовершенствования ИНСАЙТ».