На этой неделе команде центра велосипедной культуры «Веломания» удалось открыть в музее Пушечного двора музейного комплекса «Казанский Кремль» выставку, посвященную велосипедной культуре. В ходе ее подготовки депутату Казгордумы и почетному члену ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ Ильдусу Янышеву пришлось встретиться с некоторым недоумением и недопониманием значения применяемого термина «велокультура» и его осмысления в современном мире.
ЧТО ТАКОЕ ВЕЛОКУЛЬТУРА И КАК ЕЕ РАЗВИВАТЬ?
В жизни каждого народа и страны есть присущие ему культурные особенности, традиции и, как сейчас принято говорить, свой уникальный культурный код. «Культура — это набор кодов, которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него тем самым управленческое воздействие. Понятие культуры слагается из трех составляющих:
— жизненные ценности;
— нормы поведения;
— артефакты (материальные произведения)».
Культурные коды присущи и более мелким социальным структурам — семьям, компаниям и населенным пунктам.
Уже можно с уверенностью говорить, что и Казань как город активно развивает свой «культурный код» и новое позиционирование в мировом пространстве. Казань все больше начинает представлять себя как город для молодежи, спорта, инноваций и туризма. В рамках этого очевидного тренда в у нас, наряду с другими городами России, возрождается интерес к велосипеду как к виду спорта, транспортного внутригородского перемещения, туризма и стиля жизни.
К сожалению, и по вполне понятным причинам после перехода России к рыночной экономике в обществе ослаб интерес к велосипеду. Пока еще существующий в России культ автомобиля привел, как и в большинстве развитых стран, к росту загрязнения окружающей среды, транспортным и парковочным проблемам больших городов, гиподинамии населения и росту сердечно-сосудистых и легочных заболеваний. Понимая это, с 70-х годов некоторые страны Европы, проанализировав «тупиковый» путь увеличения автомобилей в стране, взяли решительный курс на развитие систем общественного транспорта, в том числе на создание велосипедной инфраструктуры и развитие велосипедной культуры. Сейчас, спустя годы, можно утверждать, что эти страны добились значительных результатов в деле «велосипедизации» своего населения. Государственные, региональные и муниципальные программы азиатских и европейских стран создают благоприятные условия для передвижения велосипедистов, проектируются и строятся велосипедные дорожки, паркинги, дорожные указатели, городские системы велопроката и другие стимулирующие меры.
С 2013 года рост производства велосипедов устойчиво опережает рост производства автомобилей в мире.
Такие страны, как Нидерланды, Дания, Финляндия, Великобритания и др., добились многократного роста граждан, ежедневно использующих велосипед в транспортных перемещениях. По данным Евробарометра от 2013 года, более 49% европейцев ежедневно используют велосипед в качестве транспортного средства. В странах ЕС более 250 млн. человек считают себя велосипедистами! Все это вызвало бурный рост производства велосипедной техники и экипировки, создания сетей велодорог, развитие велосипедного спорта и массового туризма. Паневропейские и национальные многомиллиардные велосипедные проекты «Тур-де-Франс», «Джиро-де-Италия», велосипедные фестивали, многотысячные велосипедные национальные и локальные велосообщества, велосипедные музеи и другие элементы велосипедной культуры создали огромный поток человеческой энергии и капиталов. Амстердам и Копенгаген уже невозможно представить как города без велосипедов, эта ассоциация уже вошла в сознание не только местных горожан, но всех жителей планеты.
ЧТО ЖЕ ПРОИСХОДИТ В РОССИИ И В КАЗАНИ?
Хоть и с большой задержкой, но мы в тренде (как, впрочем, и с «зеленым мышлением», «органическим питанием» и другими парадигмами нового времени)! Только в Казани в собственности граждан находится более 200 тыс. велосипедов, около 60 тыс. горожан считают себя велосипедистами. Они, так или иначе, заинтересованы и вовлечены в вопросы развития велосипедной инфраструктуры (дорог, паркингов, сервиса, указателей) и культуры (туризма, спорта, бизнеса, творчества, соблюдения прав и безопасности велосипедистов). Ежегодно прирастающее велосипедное сообщество Казани уверенно говорит о своем присутствии ростом велосипедистов на дорогах, многотысячными акциями «Звездных велоночей», растущим оборотом веломагазинов и прочими проявлениями.
Потребности этой большой и постоянно растущей группы людей обращены как к органам власти по вопросам создания благоприятных условий для реализации своих потребностей, так и к членам своих сообществ в делах удовлетворения групповых интересов велосипедистов.
Есть ли место велосипедной культуре в Казани?
Оно, несомненно, есть, точнее, находится в стадии своего формирования и роста. И в этой статье я хотел бы исследовать элементы велосипедной культуры нашего города. Я умышленно не буду останавливаться на вопросах велосипедной инфраструктуры (дорожек, указателей, паркингов и пр.), так как это тема отдельного разговора и о ней уже много было написано. Хотя следует признать, что это два взаимосвязанных предмета, которые оказывают взаимное влияние на развитие друг друга.
Итак, можно ли говорить о специфических «жизненных ценностях» представителей велосипедного сообщества?
В первую очередь это приверженность здоровому образу жизни. Физически крепкий, уверенный в своих силах человек может позволить себе заняться велоспортом, ежедневно ездить на учебу (работу), совершать велотуристические поездки. Велосипедист, как правило, свободолюбивый и независимый человек. Он перемещается не только туда, «где проложен путь». Он способен двигаться туда, куда ему надо, используя только собственный ресурс физического тела. Автострады, топливо, сервис и формальные права тут востребованы в меньшей мере, я бы сказал, даже отвергаются в силу специфики характера велосипедиста.
Для велосипедистов, по-моему, характерно и бережное отношение к окружающей среде. Это их жизненная философия. Они не используют при движении невозобновляемые природные ресурсы, не наносят вред экологии. Более того, они в этом заинтересованы, так как хотят передвигаться и жить в благоприятных и безопасных условиях. Кстати, экологическая доминанта в деятельности правительств Великобритании, Дании, Голландии и Скандинавских стран как раз и способствует бурному развитию велосипеда как одного из значимых ресурсов энергоэффективных обществ.
Как и большинство физкультурников, велосипедисты — жизнерадостные и производительные люди, что является результатом регулярных аэробных нагрузок. Велосипед — довольно демократичное средство передвижения. Тут нет места для демонстрации своей «элитарности», надменности и высокомерия, присущего для «показных» средств транспорта, и поэтому в большей степени велосипедисты — люди скромные и рациональные. В качестве «норм поведения» как элемента культурного кода велосипедистов я отметил бы взаимную поддержку и некоторую «стайность». Во многом это объяснимо тем, что сейчас представители велосообщества борются за свои права, хотят быть услышанными, это диктует консолидационные процессы среди них.
Говоря о фактических нормах поведения казанских велосипедистов как одной из составляющей велокультуры, следует отметить, что пока среди них преобладает рекреационное велодвижение по вечерам и в выходные. Регулярно как средство транспорта велосипед используется долями процентов наших горожан против 15% и 50% в Финляндии и Голландии соответственно.
О велосипедном спорте вообще сказать нечего. В Казани нет ни одной велосипедной спортивной школы и в последние годы практически не проводятся официальные спортивные соревнования. Хотя следует отметить наличие ставших традиционными велооткрытий сезона, «Звездных велоночей», «Веломарафонов против наркотиков», «Веломарафонов предпринимателей» и других массовых мероприятий. В активе казанцев проведенная в 2012 - 2013 годах велосипедная кругосветка, посвященная первому кругосветному путешествию, совершенному в 1913 году Онисимом Панкратовым, и летней Универсиаде в Казани. Есть несколько групп велосипедных сообществ («Негонки», БМХеры и прочие), но нет полноценной федерации велосипедного спорта.
Казань может считать своим активом наличие одной из первых в России систем муниципального автоматизированного велопроката «Велик». Но, к сожалению, в нашем городе практически нет официальных велодорожек. Есть велодром для БМХ, 13 специализированных веломагазинов, велопаркинги у некоторых учебных и торговых заведений, мастерские по ремонту и частные велопрокатные пункты.
Скоро человечество будет отмечать 200-летие со дня изобретения велосипеда. За эти годы деревянный самокат Карла фон Дреза эволюционировал в многообразные и сложнейшие формы велосипедов современности. Учитывая большой интерес людей к велосипеду как к культурному явлению, в мире существует более 100 велосипедных музеев. И вот в нашем городе центр велосипедной культуры «Веломан И.Я.» открыл в стенах Казанского кремля выставку «Веломания. Веловинтаж. Велолюбовь», которая пройдет с 15 июля по 9 сентября 2015 года в стенах Пушечного двора.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СОЗДАНИЯ ЦЕНТРА ВЕЛОСИПЕДНОЙ КУЛЬТУРЫ
Цель: развитие велосипедной культуры города Казань и Республики Татарстан.
Задачи:
1) улучшение качества жизни населения путем формирования устойчивой потребности ведения здорового образа жизни на основе широкого применения велосипеда;
2) формирование бережного отношения к окружающей среде и развитие транспортной инфраструктуры республики;
3) содействие развитию велосипедного предпринимательства, велосипедного и въездного туризма в РТ.
Мы поставили целью раскрыть велосипед как многоликое явление в жизни многих поколений человечества. Двухколесный друг стал для миллионов жителей планеты не только спортивным снарядом, но и ежедневным средством передвижения, ведения бизнеса и творческой деятельности. Как отметил при открытии веловыставки вице-премьер РТ, активный велосипедист Василь Шайхразиев, велосипед стал во многих странах целой отраслью экономики, создавая тысячи рабочих мест для предприятий малого и среднего бизнеса. По данным доклада европейского парламента Евросоюза от 2012 года, велосипедный туризм приносит более 44 млрд. евро ежегодно, генерируя поток в 2,3 млрд. туристических поездок на велосипедах.
Велосипед продолжает широко использоваться в армии, правоохранительной, курьерской, медицинской, торговой деятельности многих стран и народов.
На выставке представлены модели велосипедов, произведенных с середины XIX века по настоящее время. Экспозиция сгруппирована по таким темам, как «История возникновения велосипеда», «Велосипед и дети», «Велосипедный спорт и путешествия», «Велосипед и медицина», «Велосипед и общество». Вы увидите велоаксессуары и предметы велосипедного творчества, услышите музыку, так или иначе связанную с велосипедом. Кроме того, организаторы предусмотрели такие интерактивные формы развития культуры, как еженедельные мастер-классы, круглые столы и встречи с интересными людьми.
Онисим Панкратов |
С особой гордостью мы рассказываем в экспозиции о подвиге нашего земляка Панкратова, который первым из Россиян совершил в 1912 - 1913 годах кругосветное путешествие на велосипеде. Причина популярности велосипеда, на мой взгляд, проста: человек счастлив, когда он становится источником собственного движения, и велосипед дает ему такую возможность. Насколько нам интересно удалось раскрыть велосипед как культурное явление, судить вам. Но можно с уверенностью сказать, что в Казани появилась еще одна достопримечательность, которая привлечет внимание казанцев и гостей нашего города.
Миссия нашей экспозиции — содействие велосипедизации Татарстана и всей России путем просвещения ее жителей о прошлом, настоящем и будущем велосипеда как спортивного, транспортного, служебного, технического, творческого и оздоровительного средства. В планах нашей команды — консолидация и развитие велосипедного сообщества, донесение до власти и общества полезных и востребованных временем идей и технологий велосипедизации жизни в городах Татарстана и всей России. Наши коллеги из европейской велосипедной федерации ставят перед правительствами и муниципальными образованиями своих стран цель довести долю средств, направляемых на развитие велосипедной инфраструктуры, минимум до 10% от всех затрат на развитие дорожно-транспортной инфраструктуры. При этом есть исследования, что каждое 1 евро, инвестированное в велоинфраструктуру, приносит обществу около 17 евро совокупной выгоды от экономии расходов на общественный транспорт, здравоохранение, экологию, роста доходов от туризма и т. д.
Совокупные татарстанские расходы на развитие дорожно-транспортной инфраструктуры составляют более чем 37 млрд. рублей, и пока они еще не учитывают интересы многотысячной и нарастающей части общества, желающей комфортно и безопасно использовать велосипед как средство транспорта, отдыха, предпринимательства и спорта. И мы ставим цель начать удовлетворение интересов этого здорового слоя общества хотя бы с 1% инвестиций в развитие велотранспортной инфраструктуры наших городов. Нет сомнения в том, что, раскрыв велосипед как социокультурное явление, можно изменить к нему отношение среди населения и представителей власти. И мы уже это почувствовали, когда посетители выставки признавались на выходе, что собираются в ближайшее время купить велосипед и начать его чаще использовать.
Ильдус Янышев
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 56
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.