В конце мая в «БИЗНЕС Online» была опубликована статья Римзиля Валеева о диалоге руководителей Госкомнадзора РФ в связи с прекращением вещания крымско-татарского телеканала ATR. Эта публикация вызвала неоднозначную реакцию читаталей. Журналист и общественный деятель в новой статье, написанной для нашего издания, как и обещал в первой публикации, делится мыслями о ситуации, в которой оказались крымские татары.
Римзиль Валеев: «Прошлое Крыма уже не изменить, но его будущее зависит от наших современников» |
О СТЕПЕНИ РОДСТВА КРЫМСКИХ И ПОВОЛЖСКИХ ТАТАР
Обычно журналист излагает не субъективные суждения, а стремится максимально приблизиться к правде, используя наиболее убедительные аргументы заинтересованных сторон. Это важно особенно при рассмотрении сложных и запущенных конфликтных историй. Мол, от греха подальше, что услышал, то и передаю, не обессудьте. Очень удобно, особенно если картина сложна и противоречива, а предлагаемые таблетки истины горьки.
Но бывают моменты, когда хочется и даже нужно выразить собственное видение, которое может быть субъективным и ошибочным, но помогает понять душу и логику мышления заинтересованного человека. В данном случае речь идет обо мне и моих единомышленниках, которых, надеюсь, немало. Как может казанский татарин (так почему-то принято называть нас, поволжско-уральских татар) остаться незаинтересованным, когда речь идет о крымских собратьях? Ведь в XIV - XVI веках казанские и крымские татары жили в одном государстве Улусе Джучи, позже названном Золотой Ордой, и были в нем «коренными» и государствообразующими этносами или родами. Крым, Астрахань, Казань и Среднее Поволжье, Западная Сибирь, Урал были субъектами Золотой Орды. Жили в них народы с общей или похожей судьбой, близкие по языку и культуре. И даже по крови. Казанские и крымские ханы часто происходили из одних семей и кланов. Так, Сахиб Гирей, «служивший» казанским ханом в 1521 - 1524 годы, правил Крымским ханством в 1532 - 1551 годы и похоронен в Бахчисарае.
Не все знают, что иногда Крым становился доминирующим центром империи, в которой Московское княжество имело статус вассального региона, правители которого получали ярлык от хана, дислоцированного в Сарае, что на Нижней Волге. Бывало и такое, что русские князья ездили с отчетом или за одобрением своих помыслов в Крым к тамошнему правителю! Когда говорят, что ханская плетка висела в московском Кремле, или вспоминают поход крымских войск против московского царства и сожжение Москвы в 1571 году — это правда.
Все было в истории и осталось позади. Как именно все обстояло, кто отличился и как повернулись события — это отдельная история, которую полезно изучать и учесть при выборе путей бытия и ближайшего будущего. Прискорбно, если история коверкается или переиначивается, что-то вовсе забывается, стирается из памяти потомков или небескорыстно фальсифицируется.
Но с современными реалиями не поспоришь, они действуют тотально и бесцеремонно. Вот США стали государством чуть более 200 лет назад, и эта страна пытается обустроить мир по своему разумению, если позволяют «аборигены». Самих коренных жителей североамериканского континента мало кто уже помнит. Древняя индийская и китайская цивилизация живет лишь в той степени, в какой ей удается приспособиться к нынешним реалиям. Короче, историей гордиться можно, но надо знать меру и учитывать те самые реалии.
Из практики и научных источников известно, что крымские и поволжские татары по своему этногенезу — два самостоятельных народа. Язык и культуру крымских татар отличает огузский, турецкий компонент, в генетическом происхождении крымских родов, взаимодействовавших с генуэзцами и итальянцами, греками, тоже есть свои особенности. И менталитет, темперамент тоже несколько отличны. Но в целом единое происхождение, духовная близость, принадлежность к общей этнокультуре, идеология просветительства и общий духовный лидер Исмаил Гаспринский теснейшим образом связывают казанских и крымских татар. Не будем забывать и об обстоятельствах потери государственности Казанью и Крымом, пребывания в царской России и Советском Союзе, а теперь вот начинается новая эпоха сожительства в современной России.
Сама жизнь подталкивает Крым и Казань к общему знаменателю, тесному взаимодействию. Российское руководство сразу после возвращения Крыма в РФ осознало полезность опыта пребывания Татарстана в Федерации. Руководство и общественность Татарстана, полные оптимизма и надежд, охотно потянулись в Крым с готовностью понять и поддержать. Что может стать благом и для Казани, и для Крыма, и для России в целом. Уже немало важного сделано, нити сотрудничества протягиваются на разных уровнях. О результатах и эффективности сказать не могу. Наверное, придется подождать. Не факт, что немедленно появятся результаты нынешних стараний и попыток донести свою правду. Время расставит акценты позже. Важно честно сказать то, что и как видно и понятно сейчас.
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ «КРЫМНАШ»
Лично у меня, как и у многих из вас, неоднозначное восприятие Крыма. Оно окрашено двумя контрастными красками. Светлая сторона — земной рай на юге Советского Союза, красивое море, горы, здравницы, куда можно поехать по профсоюзной путевке. Ведомственные санатории, легко доступные работникам отдельных предприятий. Крымские вина, фрукты, отдых в частном секторе для приезжающих «дикарем».
А Крым — это резиденции царей и генсеков, дворцы российского дворянства, место исторических встреч сильных мира сего, включая Ялтинскую конференцию, где Сталин, Рузвельт и Черчилль кроили послевоенную карту Европы и мира.
Всесоюзный пионерлагерь «Артек», всевозможные слеты молодежи, фестивали искусств. Многие российские художники, поэты, музыканты отдыхали и творили именно здесь. Съемки фильмов о морях и океанах, замечательных пляжных красавицах с участием популярных артистов и усилиями кинематографистов Одессы, Киева, Москвы, Ленинграда, благо природа и климат Крыма подходят любым вкусам киностудий.
Никто не думал, что Крым окажется в другой стране даже после 1954 года, когда Хрущев подарил Крым «несамостийной» Украине, что мало меняло ситуацию, так как все равно полуостров был в прямом московском подчинении. Не придали значения крымскому аспекту участники Беловежского соглашения, когда Украину отпустили безо всякой ревизии и сознательного раздела накопленного добра. Даже при банальном разводе супруги делят совместно нажитое имущество тщательно и подробно. А тут Украина в СССР пришла без Крыма, но отделилась с целым полуостровом почти как морская держава.
Вышло не очень хорошо и складно. Когда в Киеве власть оказалась в подвешенном состоянии, в Крыму случилась «революция вежливых». Затрещали нормы международного права, зашумели Генассамблея ООН и европейское сообщество, позакрывались границы и коммуникации настолько, что нелегко попасть в Крым и обеспечивать полуостров водой, энергией. Это уже темная сторона крымской темы. Ликование по поводу «возвращения Крыма в родную гавань» сопровождается репутационными и материальными потерями. Термин «крымнаш» превратился в пропагандистский штамп, в некое клеймо дебильного патриотизма. Хотя первоначальный смысл принадлежности Крыма России для миллионов сладок и приятен. Хоть и неприятен для противной стороны.
Неоднозначна ситуация в российском обществе. Развитие вновь приобретенных земель и городов Крыма в условиях экономического кризиса ложится тяжким бременем на плечи российского налогоплательщика. Добавим к этому ажиотаж международного сообщества, нагнетание ненависти, бряцание оружием и всевозможные угрозы. И, наконец, информационные баталии, потоки брани и лжи в сети интернет и разборки в радийно-телевизионном мире, игры внутрикрымских кланов. Правда, нелегкий расклад на южных границах России?
ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ НЕ ПРИЖИВАЕТСЯ
Меджлис — орган национального самоуправления крымско-татарского народа — не укладывается в российские законы. Аналогичная структура в зачаточном состоянии и в Татарстане попыталась объявить себя парламентом. Дело кончилось привлечением лидеров к ответственности и условным сроком председателю. Есть законодательная власть, исполнительная, судебная, если угодно. Есть общественные объединения, из них специализированная национально-культурная автономия. Национально-территориальная автономия в виде республик, в которых все граждане равноправны, то есть без официальных привилегий коренному народу. А самостоятельной национальной власти, параллельной государственным структурам, быть не может! Не говорю, что хорошо или плохо. Нет такого этнического правительства! Говорят, возможна незарегистрированная общенациональная организация или движение. Но чтобы дать заявку на собрание или вручить запрос, нужно указать адрес, статус. Без этого никак! Крымско-татарский народ, организованно возвращающийся на родину при координации меджлиса, остался без реального управления. Новые структуры формируются медленно.
С Мустафой Джемилевым пытался договориться Владимир Путин при посредничестве Минтимера Шаймиева. Это было до крымского референдума 2014 года. Был обещан статус крымско-татарского государственного языка. Собирались помочь с обустройством возвращающихся из мест депортации. Но по большому счету с меджлисом не договорились. Крымско-татарская общественность разделена географически, по политическому и социальному признакам.
ВСТРЕЧИ БЕЗ ПРОДОЛЖЕНИЯ
В апреле прошлого года большая делегация меджлиса приезжала в Казань. Присматривались к деятельности исполкома Всемирного конгресса татар, обращали внимание на мощную поддержку этой структуры со стороны властей Татарстана, практику взаимодействия Татарстана с регионами России, особенно в организации культурно-просветительских мероприятий.
Выбрав время, можете посмотреть видеосюжет об этой встрече, который я смонтировал вместе коллегой Ф. Камаловым для сайта конгресса татар. Каждый из гостей был на своем месте в престижном ранее меджлисе крымско-татарского народа.
Экономика, социальное развитие, культура Татарстана, достопримечательности Казани были способны произвести впечатление. Запомнилось, как один из руководителей делегации, кажется, Нариман Джалялов успокаивал своих взволнованных спутников: «Только без фанатизма!» Восторгаться Казанью и благополучием татарской жизни в России не рекомендовалось еще и потому, что в это время происходили бурные события в Крыму перед организацией национального праздника Хедерлез, и вообще в связи с ролью лидеров меджлиса в решении крымских проблем. Руководитель меджлиса Рифат Чубаров в апреле не смог приехать в Казань. Он приехал в конце мая, подписал соглашение с Ринатом Закировым о сотрудничестве в области изучения истории и родных языков. Никакой политики, ссылок на союзников и противников не было.
Помимо Чубарова в этом видеосюжете вы можете увидеть владельца телеканала ATR, московского предпринимателя Ленура Ислямова, тогда еще заместителя предсовмина правительства Крыма. Я специально переговорил с ним о ситуации в Крыму, Ислямов был лоялен к российским структурам, уравновешен, но все равно вскоре его сняли с правительственной должности. Говорили, что за поездку в Казань вместе с Чубаровым. Наверное, были и другие причины. Наверняка отставка случилась по политическим мотивам, уже с точки зрения крымской администрации. Но мне кажется, что это был неудачный ход крымских властей. Из-за таких ходов трудно вести диалог с крымскими татарами. И телеканал ATR дошел до нынешнего печального состояния из-за нехватки их диалога с властями и самих властей с эффективными медийщиками.
После присоединения Крыма к России руководители меджлиса повели жесткую политическую линию. Крымская администрация по отношению к татарам занимает довольно жесткую позицию. В конечном счете дело закончилось закрытием доступа Джемилева в Крым. Теперь и Чубаров — нежелательное в Крыму лицо, активный агитатор украинской политики и депутат украинской Рады. Всего лишь за один год вчерашние партнеры по решению сложных проблем Крыма оказались раскиданными в разные стороны. И они мало что решают. Главное действующее лицо — история.
Александр Медушевский — русский революционер «крымской весны», мечтает поставить памятник ополченцам Крыма |
«РУССКАЯ ВЕСНА» И КРЫМСКАЯ ВЛАСТЬ
На улицах Симферополя и в крымских изданиях можно увидеть обильную русскую и православную символику. Везде ощущаются русский фактор, приподнятый революционный дух сторонников возвращения на российский берег. В Симферополе я тесно общался в Александром Медушевским — одним из сотрудников территориального управления Госкомнадзора по Крыму и Севастополю. Он с 2003 года активист общественного движения «Русский Крым», которое вместе с аксеновским движением «Русское единство» выступило движущей «революционной» силой в февральских и мартовских событиях. Медушевский на своей LADA маневрировал по улицам Симферополя, чтобы помочь своим сторонникам в горячие моменты революции. Саша сейчас увлечен идеей открытия памятника ополченцам разных поколений на площади рядом с Домом правительства. Резко критикует меджлис, рекомендует дружить с «нормальными» крымскими татарами.
Юлия Мартынова |
Запомнилась Юлия Мартынова — заместитель министра внутренней политики и информации Республики Крым, активистка аксеновского движения «Русское единство». Она тоже прекрасно знает, что ей и ее ведомству нужно и как следует действовать.
Кстати, серьезное впечатление производит шеф Юлии — заместитель председателя правительства Крыма, министр внутренней политики и информации Дмитрий Полонский. Вместе с председателем госкомнаца КР Зауром Смирновым он хладнокровно отбивал любые атаки и каверзные вопросы. Очень мобильный и хорошо подготовленный чиновник высокого эшелона. Не хотел бы я оказаться у него в противниках или оппонентах. Он был убедителен, за исключением одного момента. Дмитрий Анатолиевич, отвечая на вопросы о запросах крымских татар, всегда жестко упоминает о необходимости равных условий для 175 народов, проживающих в Крыму. Чтобы, мол, не выделять особым отношением один из крымских народов.
Дмитрий Полонский (слева) |
А как же не выделять, если в Крыму государственных языков 3, а не 175, Дмитрий Анатольевич? Такие большие цифры упоминают, когда нужно уклониться от решения проблем одного из ведущих этносов по количеству и вкладу в общую копилку, имеющих глубокую историю. Крымские татары фактически имеют особый статус еще со Средневековья, их выделил даже сталинский режим, депортировав в рекордном для СССР количестве. Такой неконструктивный подход к крымским татарам господина Полонского может стать ахиллесовой пятой аксеновского правительства и даже федеральной политики.
Не исключено, что упрощенный и топорный аргумент в оценке крымских татар может дойти до президента России Владимира Путина и с его благословения местные чиновники начнут «мочить» где угодно затравленный 300-тысячный народ. Тогда Крым может превратиться в Палестину, хотя подавляющее большинство крымских татар могли бы адаптироваться в крымских реалиях. А те, кто не может и не хочет никак, уже сейчас перебираются в Херсон, Генический район и далее. Рано или поздно, такую странную этнополитику насчет одного из 175 народов придется менять, дабы не сравнивать коренное население Крыма с пятью французами или малайзийцами, у которых за спиной стоят их собственные государства.
Юрий Гарифуллин |
Переговорил с владельцем и руководителем частной телекомпании «ИТВ» Юрием Гарифуллиным, за плечами которого в его рабочем кабинете висит православная икона. Правда, я не спросил о его причастности к православию, это его личное дело, у нас свобода совести записана в Конституции. Он из семьи военных, его родители по происхождению казанские татары из Ульяновской области и Башкортостана, сейчас живут в Приднестровье. Крымские татары его не очень жалуют, но ИТВ и частная газета «ТелеграфЪ» весьма популярны. В этом холдинге, разумеется, сейчас о киевских властях никто ничего не говорит. И ничего слышать не хотят.
Чтобы ближе рассмотреть портрет «русского мира», в гостинице «Спортивная», на рынке «Таврия», в магазинах я задавал вопросы о настроениях, удовлетворенностью новыми порядками. Мои собеседники вдохновлены возвращением в Россию, готовы ко всему, даже материальным лишениям, главное для них — быть с Россией и в России. И такие жители Крыма составляют большинство, ведь русских здесь более 56 процентов. На глазок мне показалось, что их в Симферополе процентов 90. Все они советские по духу люди. Значительная их часть — потомки послевоенных переселенцев. Депортированные и возвращающиеся на родину крымские татары для них — неспокойная тема. Впрочем, говорят, никто из вернувшихся на родную землю изгнанников-татар не потребовал вернуть свой дом и утварь. Депортацией занималась сталинская система, а сейчас пришло новое поколение русских и татар. История, как и имущество, делится и меняет хозяев очень редко.
Ханский мавзолей во дворе музея «Ларишес» |
ЗАКРЫТЫЕ ДВЕРИ, ПУСТЫЕ МУЗЕИ
Эта поездка запомнилась закрытостью или пустотой памятных мест и реликвий крымско-татарского народа. Ханский дворец в Бахчисарае с изумительными музеями был тих и безлюден. Только одна группа туристов из Краснодара знакомилась с историей средневековой культуры. В уникальном музее «Ларишес» с богатой коллекцией семьи Гуливера Альтина в медресе «Зынжырлы» нас встретила только экскурсовод Марина. Почему нет экскурсантов? Не особенно встречается реклама достопримечательностей. А ведь крымские памятники культуры сопоставимы с реликвиями Анкары, Стамбула, Анатолии, Кипра, Греции и Италии. Если еще не налажены коммуникации и нет дорог в Крым, то все равно можно показывать туристам, прилетевшим на самолете, крымским школьникам показывать. Надеюсь, культурная политика крымских властей не настроена против истории полуострова. Крымско-татарская история и культура — уникальная «фишка», богатство этого края. Работы общественникам, просветителям и особенно телерадиожурналистам тут навалом!
Конечно, больно и тяжко вспоминать трагедию депортации 1944 года, когда по приказу Сталина даже родственников героев войны с немецкими захватчиками выбросили в далекие степи Казахстана и Узбекистана. Горько выслушивать клевету о массовом сотрудничестве крымских татар с фашистами. Всякое было. Кто в довоенные годы пострадал от большевиков, те стали союзниками гитлеровцев и в русских областях, и на Украине. Генерал Власов, другие генералы (не все пленные генералы вели себя как Карбышев) и еще не менее 70 полковников, сотни тысяч солдат были одеты в мундиры вермахта. В Российской освободительной армии (РОА) состояло несколько сотен тысяч русских солдат (по некоторым сведениям, более 500 тысяч, другим — даже около миллиона!), попавших в немецкий плен. И это были не крымские татары, не чеченцы с ингушами. Было бы нечестно считать предателей и жертв суровых военных событий по национальному признаку. Но это, увы, было и еще сейчас встречается...
Давайте спросим у крымских татар, как разрулить ситуацию в Крыму. Что говорят укропрапагандисты — известно. Мои собеседники в Симферополе и Бахчисарае не допускают возвращения киевской власти.
Эльзара Ислямова |
ДЕЛОВЫЕ ЛЮДИ
Встречались крымские татары из числа предпринимателей, лояльные к власти, но остающиеся верными своему народу. Где надо, они критикуют и местную власть, не во всем согласны с местной и региональной администрацией. Но они понимают, что лидеры меджлиса, выступающие с трибуны украинской Рады и на международных форумах, остаются за пределами полуострова и текущей жизни. Это вчерашний день и безнадега. Прошлое живет в прошлом и все еще не уходит. Настоящее еще не пришло. Поэтому неполитизированные крымские татары заняты решением экономических и практических проблем. Руководитель и владелец Бахчисарайской телекомпании «Барс плюс» Дамир Аметов и его заместитель Асан Абдураманов переехали из Узбекистана, имея крепкие знания и хорошую квалификацию телевещания. Открыли в Бахчисарае телекомпанию, подающую сигнал без кабеля. Работали весьма успешно. Сейчас федеральные службы связи запретили частоту, на которой они работают. Но «барсы+» не унывают, конструктивно решают возникающие проблемы, ищут и находят выход из них. По своему духу и мотивации поступков эти парни — настоящие крымские татары. Не фанатики Джемилева, ATR и команду Эльзары Ислямовой уважают. Уверены, что если этот канал захотел зарегистрироваться, то сделал бы это.
Дамир Аметов |
И правда, я вспомнил, что еще в марте, задолго до окончания срока регистрации на ATR, началась пиар-кампания «Не убивайте наш канал». Я тоже проголосовал в их защиту. Это высокопрофессиональный канал. И сейчас голосую. Но без политики и украинской пропаганды. У крымских татар — куча тяжелейших проблем. Неприкосновенность Украины и так «блюдут» США и крупные страны Европы, НАТО и т. д. Вполне могут обойтись без Эльзары, Лилии (Буджуровой) и Гульнары (Бекировой). Зачем же под подкову таких коней класть хрупкий и многострадальный крымско-татарский народ?
Асан Абдураманов |
ЧТО ЖЕ ИМ НУЖНО И КАК РЕШИТЬ ПРОБЛЕМЫ?
Даже за две недели после возвращения из Крыма не утряслись в голове и в душе противоречивые впечатления и ощущение неотрегулированного политического и духовного бытия. Конфликт интересов и душевные раны на дают успокоиться...
Никто мне не сказал, что крымские татары хотят иметь свой особый статус в Крыму. Что-то должно напоминать, что на этой земле было процветающее средневековое государство и сегодня здесь живут потомки и наследники крымчан времен Хаджи Гирея. Они мечтают о государственности, не знаю, в какой форме это сейчас возможно. И наши, казанские татары, знающие свою историю и сохранившие этническое самосознание, мечтают о том же. И мы реализуем это в возможной степени в условиях Татарстана и России. Да, нелегко, есть трудности. Да еще глобализация, новые времена потребительского общества и информационных технологий подоспели. Ни Едигея, ни Туктамыша, ни Сахип Гирея не позовешь, ни уклада жизни тех времен не возродишь. Но мы живем, что-то возрождаем, чего-то добиваемся. Вот недавно поставлен и показан всему миру балет «Золотая Орда».
А ведь как раз после депортации крымских татар 9 августа 1944 года постановлением ЦК ВКП (б) было запрещено изучать и показывать ханские и золотоордынские времена. Есть факты исторической науки, факты культуры и факты политики. Их приходится различать, разграничивать. Если бы казанские татары впали в депрессию после разгрома Казани в 1552 году, то не было бы ничего, что есть в татарском мире России. И сама Россия была бы не такой. Наши ученые и политические лидеры искали компромисс, золотую середину, здравый смысл и общие интересы с теми, с кем кое-кому хотелось бы враждовать, обижаться, мстить. И сейчас «побежденные», потерявшие государственность поволжские татары имеют научные центры, культуру, сеть народного образования, развитую систему информации. Если есть проблемы, то их решение зависит от нас самих. Мне хотелось продолжить диалог с крымскими собратьями, которые находятся в состоянии растерянности от завершенной реабилитации и незаконченного возвращения на родную землю. Не мне их учить, да и не знаю я всего, что там происходит. Но одно ясно — большая политика, схватка сильных мира сего, геополитические интересы мешают нормально жить и наладить свою жизнь.
Догадываюсь, что силой никого не заставишь уважать и любит наши народы. Я чувствую уныние и тоску, когда вожди (все-таки уже бывшие вожди) многострадального крымско-татарского народа выступают с высоких трибун вплоть до Генеральной ассамблеи ООН, требуют санкций, жесткого отношения к России, в которой оказалось большинство их соплеменников. Ничего хорошего от этого для вернувшихся на родину жителей крымских сел и поселков не последует. Хотя и сейчас, наверное, в их жизни мало что хорошего. Но они дома, на своей родине, где муки и неудобства преследуют. По-моему (да простят меня, если ошибаюсь!), просто немыслимо решать национальные вопросы, если их включать в контекст взаимоотношений России и Украины, острого противостояния международных союзов и сообществ стран, военных блоков. Особенно когда скапливаются конфронтационные политические силы, военные ресурсы, да еще в ядерный век.
В своем выступлении в Симферополе я сказал, что политика мешает решению социальных и национально-культурных проблем. В частности, она же отравляет жизнь самих крымских татар и государственных чиновников. Убежден, что в условиях политической конфронтации не откроешь приличную газету, телевизионный канал и радиостанцию. Если откроешь, то появятся 100 преград разного толка. Мне кажется, при обоюдном желании руководителей холдинга и Госкомнадзора канал ATR можно зарегистрировать по российским законам, даже дать лицензию, если договориться не баловаться политическими интригами. А информационных гранат и тухлых политических помидоров с терминами «аннексия», «оккупация», «скорое возвращение Крыма» и без того хватает на спутниковом телевидении и в сети интернет. Простой народ эпатажным пафосом не накормишь. У крымских татар, как и у нас, поволжских, огромное поле деятельности в части разъяснения истории, формирования у молодых этнокультурного сознания, национальной культуры и образования. Именно в этих сферах хотели в прошлом году договориться с лидерами крымско-татарской общественности. Сейчас меджлис потерял шансы на легальный статус и поддержку, на лояльность государственной власти. А жить и работать надо, нужны новые действующие лица, эффективно действующие региональные и местные структуры. Ждем...
Пока же главным этномобилизующим фактором крымских татар остается несправедливость и лишения, которым они были подвергнуты. Не призываю забыть про сталинский геноцид, простить палачей. От них пострадали миллионы советских людей. Но меня беспокоит, что народная беда может слишком долго служить инструментом борьбы. Растет поколение, которое привыкает к благам, хочет их. Нужны надежда, шанс на лучшую жизнь, возможность результатов при настойчивой работе, в чем крымские татары очень сильны. Моя тоска по позитиву достигла такой степени, что стал завидовать немцам и японцам, их выдержке и хладнокровию. Ну почему мы не можем действовать как евреи, которые правду о холокосте донесли до всего мира, до каждого дома? И как удалось немцам вернуть свой позитивный образ после того, как фашистская Германия стала причиной кровавой войны, в ходе которой истреблены десятки миллионов советских людей — русских, украинцев, белорусов, татар — чем не геноцид? Да, фрау Меркель ездит на День Победы в Москву, выражает сожаление, извиняется от имени всех немцев. Да, Германия потеряла Кенигсберг, покаялась. Главное, почти никто на нее обижается.
А вот малые народы, чьи представители сотрудничали с немецкими властями, до сих пор виноваты...
И еще удивляет меня трагедия Хиросимы и Нагасаки, ставших жертвой атомных бомбардировок. Сотни тысяч мирных японцев сожгли радиацией и огнем уже тогда, когда хребет японского милитаризма был сломан и без ядерной бомбы. Пока эти два случая — единственные в своем роде. Больше никто на себе не испытывал новое страшное оружие. Уверен, что японцы не забыли август 1945 года, скоро годовщина — атомной трагедии 70 лет. Что не мешает японцам, известным своей самурайской непреклонностью, ходить в подручных у своих обидчиков — США. Не понимаю просто.
Директор Дома дружбы народов Татарстана Ирек Шарипов (второй слева) и его крымская коллега Лера Сумилиди подписали договор о сотрудничестве |
ВМЕСТЕ БУДЕТ ЛЕГЧЕ
Какая связь с крымскими татарами? Она есть. И заключается в откровении — надо выходить из шокового состояния. Нельзя жить, объединяясь только вокруг идеи трагедии и несчастья. У сильного и немаленького народа, к которому относятся и крымские татары, есть и созидательная энергия, и опыт успешного преодоления преград. Вот бы увидеть хотя бы один шаг вперед, хотя бы один успех. Что было бы, если бы мы, казанские татары, жили только с памятью о 1552 годе? Не приведи господь увидеть то, что пережил наш народ. Мы нашли друзей и родственников везде: и среди незнакомых и дальних народов, и в стане бывших противников.
Татарстан помогает Бахчисарайскому району. Недавно группа муниципальных руководителей побывала в Казани и районах республики. Директор Дома дружбы народов Татарстана Ирек Шарипов в Симферополе заключил соглашение с руководителем вновь создающегося Дома дружбы народов Крыма. Ассоциация татарских предпринимателей тоже наладила контакт с коллегами из Крыма и Севастополя. Такие контакты налаживаются на разных уровнях. Когда-нибудь настороженность и недоверие пройдут наверняка, тогда опыт одних татар поможет другим. Очень надеюсь на это.
Что же в итоге? В XXI веке прошлое Крыма уже не изменить, но его будущее зависит от наших современников. Я хочу обратиться к крымским собратьям. Телеканал открыть или зарегистрировать любимый ATR можно. Труднее содержать их, если им за политзаказ не будут платить со стороны. Если придется освещать проблемы своего народа, опираясь лишь на обычных крымских татар. Все равно придется искать конструктивную волну с той властью, которая сейчас установлена на полуострове. Без учета федерального законодательства невозможно «качать права», требовать, взаимодействовать. А крымские татары имеют прекрасный опыт правозащитной деятельности. Мы, казанские, готовы учиться у них в этих делах. А они у нас могли бы учиться практической работе с российской властью.
Плохие советчики те, кто призывает бойкотировать реально действующие законы и обнадеживает скорыми переменами. По моим наблюдениям, начиная со Средневековья Россия еще никогда не отдавала то, что присоединяла к себе. Может быть редкое исключение. Я воспринимаю Российскую Федерацию как правопреемницу своей исторической родины Золотой Орды. В ней Казань, Астрахань, Сибирь, Касимов и другие регионы были вместе в одном правлении. Крымские татары тоже вернулись на историческую родину! Может, она, Российская Федерация, несовершенна: плохие дороги, коррупция, культура производства как в недавнем Крыму. И демократия приживается плохо, допускаю. Но нет иного выхода, кроме как изменить ситуацию на основании федеральных законов. Весь народ не может эмигрировать в Киев и дальние страны. Придется ему (нам всем!) улучшать свое положение, защищать права даже в несовершенной, но своей стране. То, что курдская партия недавно набрала 11 процентов на парламентских выборах Турции, меня огорошило. Курды, насколько понимаю, — бичи и изгои в этой стране. Но и они законными способами участвуют в определении политики страны проживания.
А уж крымские татары, да и мы, поволжские, спокойно можем обозначить свое место в России. Как мы действуем, может быть, не самым эффективным образом, смотрите сами. Хотите, приезжайте в Татарстан, посмотрите. Если что у нас плохо в национальном плане, это наш косяк, плохо воспитываем молодежь, отдаем в пасть обжоры — глобализации. Тут можно вместе прикинуть, как быть дальше. И русских, чувашей, да и остальные национальности можно подтянуть к решению тонких вопросов. У всех беда похожая, давно обратил внимание.
Когда вернулся из Крыма, перечитал стихотворение нашего классика Дэрдменда. Там противопоставляется родина (в смысле государство) наследственной генетической связи. Поэт ставит род, то есть материнское молоко, а значит, родную землю выше любой политики. Что-то в этом есть.
Что милей — страна ль родная?
Ах, милей родной народ!
Молоко и кровь святая,
Время вас не изживет.
Родина — она уйдет,
Молоко — не пропадет.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 37
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.