Впервые за пять лет «Ак Барс» вышел в финал Кубка Гагарина

ВОЗВРАЩЕНИЕ В ФИНАЛ

«Ак Барс» вновь провел матч, мало отличающийся от предыдущих, — много борьбы, четкое выполнение игрового задания, тактические откаты и закаты в зону, нулевая реализация большинства и отсутствие голов более 60 минут. Тем не менее команда победила и впервые за пять лет вышла в финал Кубка Гагарина. Героями серии стали два шведских легионера — Андерс Нильссон и Оскар Меллер, которые перешли в казанский клуб этим летом. Уже сейчас можно говорить о том, что поездка Зинэтулы Билялетдинова на чемпионат мира в прошлом мае полностью оправдала себя, два игрока сборной Швеции отлично вписались в коллектив и с ходу стали лидерами. Как ни странно, но в первом звене «Ак Барса» в плей-офф раскрылся не Джастин Азеведо, от которого этого все ожидали, а Меллер, который, играя в команде Билялетдинова, побеждая со счетом 2:1 и 1:0, смог уже забросить больше шайб, чем за два прошлых своих плей-офф вместе взятых. В шведском «Шеллефтео» нападающий два года подряд становился чемпионом, но не был ярким снайпером. В Кубке Гагарина Меллер преобразился, ведь даже в регулярном чемпионате он так часто не шел в обводку, не бегал столько по площадке, как сейчас. Скромный нападающий после победы признался, что не делает ничего особенного и продолжает играть в своем стиле, но, видимо, эксперт нашей газеты финский вратарь Мика Норонен был прав, говоря о том, как трудолюбие может привлечь удачу.

Андерс Нильссон

НИЛЬССОН — ЛУЧШИЙ ИЗ ОСТАВШИХСЯ ВРАТАРЕЙ

Нильссон в серии с «Сибирью» установил новый рекорд Кубка Гагарина, ранее в плей-офф КХЛ никто не проводил шесть матчей на ноль. Точно такой же скромный швед, как и Меллер, снова и снова говорил о защите и системе игры команды, но вряд ли кто-то другой из четырех вратарей финалов конференции смог бы отыграть так надежно и спокойно и совершить при этом с десяток невероятных сэйвов. Из всех оставшихся в сезоне голкиперов Нильссон — индивидуально сильнейший, его система игры ставит в тупик нападающих, своими движениями в воротах он напоминает робота, моментально просчитывающего любую комбинацию. Александр Салак заявил, что именно в игре вратаря «Ак Барса» было ключевое отличие команд и в этом кроется проблема казанской команды. У Нильссона нет права на ошибку, он всегда играет под давлением, зная, что есть риск не отыграть даже одну шайбу. Все же партнеры должны помогать вратарю не только оборонительными действиями, но и шайбами, заброшенными в чужие ворота. Пока же получается так, что только вратарь влияет на результат.

Михаил Глухов

ГЛУХОВ ВОЗНАГРАЖДЕН

Рано или поздно при такой игре голкипера полевые игроки должны были хоть как-то отличиться, на этот раз автором победной шайбы стал Михаил Глухов, набравший первое очко в плей-офф. Нападающий вывел свою команду в финал, используя свои лучшие качества — мягкие руки и хорошее катание, но на его месте мог быть любой другой игрок. Несомненно, финт получился эффектный, возможно, именно таких тонких движений не хватало игрокам, но как-то серьезно говорить о том, что Глухов оправдал свое место в составе, пока не приходится. Форвард регулярно выходит во втором звене, получает много игрового времени, способен вылезти на пятак и обыграть соперника, но многое говорит о том, что часто он уступает свое место Константину Кольцову при реализации лишнего. Ему не хватает скорости, поэтому контратаки с его участием часто не успевают даже пересечь чужую синюю линию, в большинстве случаев он не особенно заряжен на бросок. Впрочем, свою работу Глухов выполняет, и победный гол стал для него вознаграждением за усердие.

СМОТРЕТЬ ИЛИ НЕ СМОТРЕТЬ

Современный спорт ставит перед каждым зрителем вопрос о том, что важнее — зрелище или результат. Для любого спортсмена и тренера главным, конечно, будут титулы и трофеи, однако нельзя забывать, что любая игра — это развлечение, которое должно быть интересным, оно должно увлекать в процессе, а не просто обещать какой-нибудь приз в конце. Болельщики же — это особенная группа людей, для которых результат тоже часто становится самым главным признаком качества игры, это объяснимо, но именно такая философия приводит к потоку критики в случае поражений и постоянным колебаниям общественного мнения. «Ак Барс» сам сделал так, что его постоянный зритель ждет от команды только титулов, из-за чего многим абсолютно все равно, как живет команда, что думают игроки, почему тренером принимаются те или иные решения. Учитывая ставку казанского клуба на получение результата любой ценой, такое внимание именно к плей-офф, удивительно, что «Татнефть Арена» собрала хотя бы один аншлаг в регулярном чемпионате. Команда выполняет задачу, занимает первое место, и смотреть на это необязательно, ведь все будет в плей-офф, титул можно получить только в апреле.

Но любому стороннему зрителю, которого обязательно должен привлекать финал Восточной конференции, смотреть хоккей «Ак Барса» тяжело, и это действительно популярное мнение. Казанский клуб, обладающий отличными исполнителями, может и должен забивать более одной шайбы за матч — это простое соотношение цены и качества. Хоккей популярен не благодаря играм, заканчивающимся в овертайме с футбольным счетом 1:0, у него есть плюсы, которые в исполнении «Ак Барса» иногда можно и не увидеть.

СПОРЫ БИЛЯЛЕТДИНОВА

С одной стороны, в последнем матче казанцы нанесли по воротам соперника 41 бросок, показав свою нацеленность на атаку. Но с другой стороны, из 41 попытки лишь одна закончилась голом, а большая часть бросков была со средней дистанции и не представляла опасности для вратаря соперника. Команды практически не использовали среднюю зону и быстро перемещались между синими линиями, но позиционная атака всегда начиналась у бортов, нацеленности на пятак было крайне мало, а в случае потери шайбы команда сразу же отходила назад, все повторялось снова. В итоге зритель наблюдал что-то вроде пинг-понга, постоянно поворачивая голову. И это не был открытый хоккей, его нельзя назвать качелями, когда раз за разом возникают опасные моменты то у одних, то у других ворот, это была прагматичная и монотонная работа на льду. «Ак Барс», который вел в серии со счетом 3-1, на родном льду играл так, как было удобно ему, хотя мог приложить гораздо больше усилий и порадовать публику. Несомненно, «Сибирь» тоже приложила руку к такому сценарию матчей, но эта команда играла так, как ей позволял соперник, она уже показывала максимум своих возможностей. Билялетдинов при этом категорически отказывается признавать свой хоккей оборонительным, хотя именно так его называют специалисты, действующие и бывшие тренеры клубов КХЛ. По какой-то причине такая характеристика претит «динамовцу, который с молоком матери впитал оборонительную тактику», что сильно усугубляет ситуацию. Признай он это, и спрос был бы меньше, однако тренер заявляет свою команду как нечто, не поддающееся подобной оценке, а на вопросы о ней либо просто не отвечает, либо пытается отшутиться. Пока же получается так, что сегодня Билялетдинов остро реагирует на словосочетание «оборонительный хоккей», а на следующий день его команда наносит 16 бросков.