В Арбитражном суде РТ вчера рассматривался иск хабаровской авиакомпании ОАО "Дальавиа" о взыскании с татарстанской компании ЗАО "КАПО Авиа" задолженности в размере 886 тыс. рублей. В ходе процесса неожиданно выяснилось, что спор двух хозяйствующих субъектов отчасти связан со скандалом вокруг полетов бывших чиновников правительства Амурской области, работавших в команде Николая Колесова – полеты для них на самолетах КАПО Авиа выполняли летчики Дальавиа.

 ИСК ПРИЗНАЛИ, НО ЧАСТИЧНО

Свой иск хабаровская авиакомпания ОАО "Дальавиа", которая сейчас находится под   внешним управлением, о взыскании с татарстанской компании ЗАО "КАПО Авиа" задолженности за оказанные услуги (в их числе предоставление летных экипажей для казанских самолетов) подала в апреле этого года. Исковое требование составило 886 тыс. рублей.

Ответчик в лице ЗАО "КАПО Авиа" вчера признал свой долг лишь частично - в размере 364 тыс. рублей. По словам представителя ЗАО "КАПО Авиа" Букина, казанцы начали работать с хабаровцами в 2006 году и расторгли все отношения в ноябре 2008 года, когда у Дальавиа начался процесс банкротства. К тому же, выяснилось, что Дальавиа завышало количество налетанных часов, искусственно увеличивая таким образом долги своего партнера. Кстати, Дальавиа вчера было вынуждено признать факт завышения данных по полетам. В связи с этим суд объявил перерыв в заседании на три дня, для уведомления истца о вновь открывшихся обстоятельствах.

ПЕРВЫМ ДЕЛОМ САМОЛЕТЫ

Казанское авиационное производственное объединение им. Горбунова, которое является одним из акционеров "КАПО Авиа", связывают с Дальним Востоком старые отношения. Так, именно Дальавиа в 2001 году первой среди российских авиаперевозчиков пополнила свой парк новыми самолетами Ту-214, произведенными на КАПО.

Следующий этап активизации деловых связей выпал уже на время амурского губернаторства Николая Колесова (2007–2008 гг.).

Создание региональной авиакомпании в Амурской области стало одной из первых инициатив нового главы региона. Для этого Колесов пригласил в Благовещенск руководство казанской компании "КАПО Авиа". Помогать своему казанскому знакомому прилетел ее генеральный директор Владимир Каширин. Планировалось, что он возглавит создаваемые по инициативе губернатора "Амурские авиалинии". В холдинг должны были войти все аэропорты региона, оставшаяся в Приамурье авиатехника, а также самолеты, находящиеся в собственности КАПО.

"Задачу поставки новой техники мы берем на себя. Будем работать, базируясь на той базе, что есть в Благовещенске. Мы внимательно изучили и продолжаем изучать обстановку, делаем неплохие прогнозы о потенциале нового объединения", - заявил тогда местным СМИ Каширин.

Планы были грандиозными - прямые рейсы в Пекин, Далянь и Шанхай; перелеты во Владивосток, Петропавловск-Камчатский и Иркутск, а также авиасообщение внутри области. Большие надежды новое областное правительство возлагало на прямые грузовые авиаперевозки в Китай. Для этого намеревались построить грузовой терминал, склад временного хранения и впервые в область привезти из Казани грузовой Ил-62 (кстати, летом 2007 года с этим самолетом КАПО Авиа в Хабаровске произошел авиационный инцидент – он произвел вынужденную посадку в результате поломки).

Но планам было не суждено сбыться. Заявка на создание особой экономической зоны в районе аэропорта Благовещенска, предусматривавшая строительство грузового терминала, в мае 2008 года была отклонена федеральным правительством. А здание нового аэропорта Благовещенска, которое строилось 20 лет и которое Колесов обещал сдать в сентябре 2007 года, не достроено и по сей день.

КАК АМУРСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО В КАЗАНЬ ЛЕТАЛО

Но все же услугами КАПО Авиа в Амурской области сумели воспользоваться некоторые VIP-персоны. Например, чиновники областного правительства в лице зампреда областного правительства Гузалии Минкиной и областного министра строительства, архитектуры и ЖКХ Андрея Белова. Оба, как известно, выходцы из Казани, приглашенные на работу Колесовым.

Согласно сообщению газеты "Амурская правда", в июне 2007 года самолет КАПО Авиа перевез в Казань бывшего заместителя председателя правительства Амурской области  Минкину. Причем, авиауслуги стоимостью 6 млн рублей (!) оплатил казанский завод "Элекон", контролируемый  Колесовым. Минкина, получив на руки билет без прописанной в нем цены, возместила свои "расходы" через бухгалтерию аппарата губернатора в размере 17 тысяч 960 рублей. Аналогично поступил и  Белов. В дальнейшем эпизод с покупкой авиабилетов стали для следственных органов поводом обвинить казанских чиновников в мошенничестве.

Похоже, для хабаровских летчиков было не в диковинку выполнять VIP-рейсы в Казань и из Казани. Так, на заседании суда ответчики сообщили, что однажды на самолетах КАПО Авиа в Хабаровск были доставлены руководители КАМАЗа.

Арслан Минвалеев