Бизнесмены Набережных Челнов высказали накануне во время встречи с бизнес-омбудсменом РТ Тимуром Нагумановым свое недовольство тем, как в Татарстане проводятся аукционы на заключение государственных контрактов. Корреспондент «БИЗНЕС Online» также выяснил, что фермеры Тукаевского района возмущаются государственной политикой в части закупок зерна, а еще предприниматели обеспокоены тем, что могут быть отменены статьи Уголовного кодекса РФ, запрещающие содержать предпринимателей под стражей. Впрочем, бизнес-омбудсмен их успокоил: они и так не работают...
На «деловом обеде» прошла встреча предпринимателей автограда с бизнес-омбудсменом РТ Тимуром Нагумановым |
ПОЛОЖИТЕЛЬНО РЕШАЕТСЯ БОЛЬШЕ 50% ОБРАЩЕНИЙ
Внеочередной «деловой обед» состоялся накануне в Набережных Челнах. Приглашенным гостем на нем был уполномоченный по защите прав предпринимателей РТ Тимур Нагуманов. В мероприятии также приняли участие начальник отдела по поддержке и развитию предпринимательства исполкома автограда Радмир Беляев, генеральный директор Торгово-промышленной палаты города Набережные Челны и региона Закамье Иван Шигин.
Сначала Нагуманов напомнил, что в Татарстане уполномоченный по защите прав предпринимателей появился 1,5 года назад. Чтобы обратиться в его службу, челнинцам не стоит ехать или звонить в Казань. В автограде, в ІТ-парке, есть общественная приемная, там же работает Центр поддержки предпринимательства. Возглавляет его Данил Петров. К слову, с начала года к уполномоченному обратилось порядка 50 бизнесменов из автограда. Более 50% обращений, утверждает Нагуманов, решены положительно. Еще значительная часть — это были просто консультации. И еще около 5% — это обращения, которые не могут быть решены принципиально. Нагуманов привел такой пример: хочет предприниматель открыть внутри комплекса ларек и торговать в нем водкой. А рядом есть школа, жители против, ларек не соответствует требованиям закона. Соответственно, в данном случае и в ряде подобных, решить вопрос в пользу бизнеса нельзя.
Основными направлениям своей деятельности Нагуманов назвал три. При этом сразу оговорился, что у его структуры нет денег для предпринимателей: «У нас нет грантов, мы не выдаем субсидии», — уточнил уполномоченный. Одним же из основных направлений является непосредственно защита бизнесменов, когда у них возникают трения с государственными органами. Кстати, как признался Нагуманов, иногда о проблемах предпринимателей он узнает из СМИ, и тогда его служба самостоятельно выходит на предпринимателя и вмешивается в ситуацию.
Второе направление работы бизнес-омбудсмена — это участие в формировании госполитики. Потому что часто бывает, что вопросы, озвученные предпринимателями, выходят за рамки конкретного случая — это системные проблемы. «Этим все обожают заниматься, но никто, честно говоря, не знает, что реально надо делать, — считает Нагуманов. — А мы из тех, кто все-таки понимает, что надо делать, и стараемся эти проблемы решать». Третьим направлением своей работы бизнес-омбудсмен назвал взаимодействие с общественными объединениями.
«ГОСУДАРСТВО УЖЕ «НАКУШАЛОСЬ» В СВОЕ ВРЕМЯ»
Среди тем, которые стали наиболее обсуждаемыми на «деловом обеде», стали госзакупки. Нагуманов уточнил, что речь идет не только об аукционах, проводимых госорганами, но и крупными корпорациями. Как он пояснил, с начала этого года компании, где доля государства составляет более 50%, осуществляют закупки также на государственной электронной площадке. «Закон, с одной стороны, это подразумевает, но не обязывает, — пояснил ситуацию бизнес-омбудсмен. — И мы в Татарстане сейчас проводим такой, если хотите, эксперимент». Правда, пока объемы совершенных госкомпаниями закупок нельзя назвать очень уж значительным — чуть более 3 млрд. рублей.
Тимур Нагуманов |
Первая проблема, поднятая перед Нагумановым челнинскими предпринимателями, была определена так: система участия в тендерах слишком сложная и запутанная. Причем она постоянно усложняется. И теперь, чтобы в ней разобраться, необходимо либо самому предпринимателю активно этот вопрос изучать, или кого-то нанимать. Кроме того, участие в государственных аукционах влетает в «копеечку»: надо и обеспечение заказа оплатить, плюс комиссию банку, электронную подпись приобрести и так далее. Иными словами, цепочка очень длинная и дорогая. В результате рентабельность выполнения госзаказа приближается к нулю. Ради чего, спрашивается, участвовать в этих тендерах?!
Нагуманов признал, что система действительно очень сложная. Но упрощать никто ничего не будет. Более того, уполномоченный по защите прав предпринимателей назвал нынешний процесс осуществления госзакупок «более профессиональным», чем было ранее. «Происходит достаточно серьезная эволюция государственного заказа, — высказал Нагуманов свое мнение. — А упрощение процедуры не принесет с собой ничего хорошего в плане качества самого заказа и качества участников. Сложность процедуры не для того, чтобы отсечь конкурсантов, а чтобы повысить их качество. Чтобы не было людей с улицы — они просто не смогут во всем разобраться. Если предприниматель хочет участвовать в госзаказе, он должен играть по тем правилам, которые есть».
Что же касается расходов, которые несет бизнесмен, заявляясь на участие в аукционе, то, по мнению Нагуманова, это не такие большие суммы, которые «покрываются тем, что заказ гарантирован». «Нужно покупать цифровую подпись, да, но это не заоблачные деньги. Нужно вносить залог, тоже да, но... Государство уже «накушалось» в свое время, раньше же не было материального обеспечения заказа. Наоборот, мы давали предоплату в 30 процентов. И был случай, когда объявили конкурс на строительство котельной. Туда должны были поставить конкретную установку, которая у завода-изготовителя стоит 25 миллионов рублей. Плюс еще 50 миллионов на доставку, монтаж, строительство здания и так далее. У нас конкурс выиграла фирма за 27 миллионов рублей. И мы понимали, что эта фирма надеется получить с нас 30 процентов предоплаты, и мы их больше не найдем. Чисто кидальная схема! Но нам было очень трудно не заплатить эти 30 процентов. Мы все мыслимые и немыслимые возможности использовали, чуть ли на нарушение не пошли, так как понимали, что эту работу за 27 миллионов не сделаешь никак. Поэтому сейчас в госзаказе и применяется такая норма, как материальное обеспечение заказа».
В дополнение к сказанному Шигин добавил, что в ТПП Челнов есть бесплатные курсы обучения работе на госторгах. Кроме того, в штате палаты также есть люди, разбирающиеся в этой системе, которые могут взять эту часть забот предпринимателей на себя.
«В БЮДЖЕТЕ НЕТ ДЕНЕГ, ЧТОБЫ КУПИТЬ ДОРОЖЕ ИЛИ БОЛЬШЕ»
Председатель ассоциации фермеров и крестьянских подворий Тукаевского района Минталип Минеханов поднял проблему закупки зерна государством. По его словам, в этом году зерно почти не покупалось республикой, да и за ранее сданный урожай деньги фермерам не заплатили. А надо бы, считает аграрий, чтобы запас был минимум на 1,5 года — на случай засухи. Да и ценами сельские предприниматели недовольны. Минеханов предложил свой вариант решения проблемы — увеличить мощности комбинатов хлебопродуктов и обязать их закупать определенный процент сырья у местных фермеров.
Нагуманов признал, что федеральный центр действительно в этом году не приобретал зерно у частников в Татарстане. Но республиканские власти этот упрек не касается — закупки проходили в обычном режиме. Тем не менее проблема существует, согласился бизнес-омбудсмен и предложил свое видение ее решения. «Система цен действительно такая. Хочу продать за 10 рублей, но вынужден за 6. Потому что если сегодня не продашь за 6, завтра вообще не продашь. Много раз на эту тему говорили с Маратом Готовичем (Ахметовым, министром сельского хозяйства РТ — прим. ред.). Но пока в бюджете республики денег нет, чтобы ситуацию изменить — купить дороже или больше. Один из путей решения проблемы — сейчас многие начали строить свои элеваторы. Кустовые. Это движение будет получать господдержку, я уверен. Если сеть элеваторов появится, проблема в большей степени будет уменьшена», — считает Нагуманов.
А вариант «обязаловки» для КХП он отмел. Комбинаты — такие же бизнес-структуры, и решать за их счет проблемы фермеров государство не будет.
«УФАС ВСТАЛ В СТОЙКУ: «МЫ ПОНИМАЕМ, ЧТО ЭТО ПРАВИЛЬНО, НО ЗАКОН НЕ ДАЕТ ЭТО СДЕЛАТЬ»
Депутат Госсовета РТ, гендиректор корпорации «Расстал» Сергей Рачков перевел разговор о госзакупках в строительную плоскость. «Генподрядчик выиграл тендер, — обозначил он проблему, — все чисто, прозрачно, грамотно. А затем эта прозрачность уходит. У кого он покупает материалы, кого нанимает в субподрядчики, только он знает. Доходит до того, что завозят материалы по импорту, при наличии альтернативы и мощностей в Татарстане».
Нагуманов отметил, что уже были попытки решить эту проблему. Для строительных организаций планировалось ввести дополнительное условие участие в тендерах: размещать свои последующие заказы — на закупку материалов, выполнение работ — также через аукционы. Правда, не на площадке госзакупок. И никто генподрядчика не обязывает покупать самое дешевое, он волен выбрать сам. Но при этом госзаказчик видит, куда направляются финансовые потоки. «Вопрос, конечно, очень серьезный. Когда мы начали заниматься аукционами, обычно строительные заказы выигрывали, конечно, монстры. А потом они сами уже нанимали каких-то «субчиков», мало того, кидали их. Но вот мы пытались ввести усложнение для строителей, чтобы появилась прозрачность выполнения генподрядчиками госзаказа. Эта идея всем понравилась. Но УФАС встал в стойку: «Мы понимаем, что это правильно, но федеральный закон не дает это сделать», — сказал бизнес-омбудсмен.
Сергей Рачков |
Он также добавил, что существующую проблему обсуждал и с министром строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Иреком Файзуллиным. Понимание со стороны руководителя ведомства есть. Кроме того, действующая схема заключения госконтрактов по строительству зачастую лишает малые предприятия возможности участвовать в них. В общем, признал бизнес-омбудсмен, надо менять ситуацию. Но пока все упирается в законодательство — необходимо выходить с законодательной инициативой. Также Нагуманов напомнил о начале действия с 2015 года нового налога на имущество для торговых и офисных помещений. По его словам, в Татарстане налог будет начисляться по кадастровой стоимости, пока только для торговых помещений с ограничением свыше 3 тыс. кв. метров.
«Для некоторых помещений это будет серьезный рост налоговой нагрузки в абсолютных цифрах, но в структуре себестоимости и выручки не произойдет резкого скачка. Спорить и ругаться смысла нет — по сути, это адекватный современный налог, который зависит не от внутренних показателей, а от максимальной рыночной оценки объекта», — сказал Нагуманов, добавив, что 2015 год будет пилотным, и налог вводится пока только для крупных объектов, но у правительства РТ есть план распространить эту практику на всех.
«СИСТЕМА СОПРОТИВЛЯЕТСЯ НА ВСЕХ УРОВНЯХ»
Вспомнили участники «делового обеда» и историю с вице-президентом «ОПОРЫ России» Павлом Сигалом. Потому что не исключено, что, ведя бизнес, рано или поздно можешь стать фигурантом уголовного дела. В том числе, например, только из-за происков конкурентов. Поводом для обсуждения стала информация, что Конституционный суд РФ хочет отменить так называемые «предпринимательские» статьи в Уголовном кодексе, согласно которым, в числе прочего, бизнесмены не могут содержаться под стражей. У Нагуманова поинтересовались, как изменится его работа, если эти нормы закона будут нивелированы. Уполномоченный по защите прав предпринимателей однозначно ответил, что никак, потому что «эти статьи в России и так не работают».
«Этот пакет законов называют еще «медведевской оттепелью», — сказал Нагуманов. — Да, они были приняты. Но фактически не работают. Сигал — это живой пример. Его 11 месяцев держали за решеткой, в том числе в СИЗО №1, которое считается самым жестким СИЗО в РФ. И ничего изменить не удавалось. Упираются: нет, говорят, он не предприниматель, он мошенник!»
Бизнес-омбудсмен поделился, что обсуждал этот вопрос и с судьями, и со следователями. В ответ слышал либо честное: работать по «предпринимательским» статьям неудобно, так человека не «расколешь» никогда. «А один судья объяснил мне более хитро. Если, говорит, человек заключил контракт на поставку, например, 100 унитазов, и на этот момент у него изначально не было активов, чтобы выполнить договор, то он мошенник чистой воды, — рассказал Нагуманов. — А если возможность была, но он условия контракта не выполнил, потому что у него что-то сгорело или другой форс-мажор, тогда он предприниматель-мошенник. А я говорю: так если форс-мажор, это же вообще не криминальный состав. А мне в ответ: ну как бы да, но нет...»
По словам бизнес-омбудсмена, пока никак не получается добиться, чтобы «предпринимательские» статьи действовали. Как пояснил Нагуманов, «система сопротивляется на всех уровнях». Он также сказал, что практически все случаи, когда его ведомство пыталось добиться переквалификации действий бизнесменов под упомянутые нормы закона, заканчивались неудачей. «Нас просто не слышат», — резюмировал гость «делового обеда».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.