МИНФИН ПРОСИТ БОЛЬШЕ РАСХОДОВ. НО НЕ ТЕКУЩИХ

Сегодня утром деловая программа инвестиционного форума в Сочи открылась традиционным завтраком со Сбербанком — 170 человек министров, глав регионов, представителей крупного бизнеса собрались за столами с десертами обсудить с модератором встречи, главой Сбера Германом Грефом совсем не утреннюю тему: «Сбалансированность бюджета или ускорение роста: время выбирать?»

В предыдущих форумах традиционно участвовал президент РТ Рустам Минниханов, но сегодня его в Сочи не было (вчера вечером в Москве он выступал на Госсовете у Владимира Путина, а вечером летит в столицу Астану на дни Татарстана), поэтому республику на форуме представляет премьер Ильдар Халиков.

В самом начале Греф обозначил проблему: экономический рост в России четвертый год подряд замедляется, экономика сегодня близка к стагнации, к этому добавляются «геополитические шоки», внешняя среда становится нестабильной. Как удержать экономику от сползания по наклонной вниз? Каким должен быть новый курс?

Так совпало, что мероприятие Грефа, который, как известно, является одной из опорных фигур либерального крыла, проходит после того, как накануне в Москве на заседании Госсовета под председательством Путина буквально хоронили ВТО и сами идеи либерализма.

Однако, само по себе общение участников делового завтрака оставило несколько странное впечатление. Главной темой разговора стал бюджет, хотя в эти дни повестка дня в России совсем другая — арест владельца АФК «Система» Владимира Евтушенкова и объявленный вчера же курс на импортозамещение. Так, о Евтушенкове заговорили лишь по окончании завтрака и то, когда к его участникам начали подходить журналисты, то есть фактически вынужденно. Интересно, что многие высказались не по существу вопроса, а больше в том духе, что ему выбрана чрезмерная мера пресечения. Пожалуй, смелее других высказался сам Греф, заявивший, что арест Евтушенкова он рассматривает как трагедию и считает, что эти события отрицательно влияют на деловой климат в РФ. Другой влиятельный либерал, бывший шеф минфина Алексей Кудрин заявил, что удивлен арестом, поскольку, по его информации, все действия по покупке «Башнефти» согласовывались с властями.

Но вернемся, собственно, к деловому завтраку.

Сначала министр экономического развития Алексей Улюкаев заявил, что проблема не в том, что в бюджете много расходов, а в том, что они некачественные, непроизводительные. «Мы говорили, что необходимо на 3 процента увеличить долю производительных расходов бюджета, и мы получили эти 3 процента. Только в обратную сторону — увеличили непроизводительные расходы». Нужна разумная жесткость, и инвестиции в человеческий капитал сокращать нельзя (отметим, что к непроизводительным расходам относятся, например, расходы на «оборонку»).

Затем министр финансов России Антон Силуанов признался: да, приходится сокращать региональные бюджеты, но при внимательном рассмотрении оказывается, что это затраты текущие, они не направлены на развитие. Дайте больше проектов на рост, тогда и подход будет другой, заявил он.

«ОБРАТИТЕСЬ К ПСИХИАТРАМ!»

Не по-утреннему горячим получилось выступление председателя комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам Андрея Макарова. Для начала он предложил переформулировать тему завтрака, вместо «...время выбирать?» написать «поздно выбирать» и поставить большой восклицательный знак. После чего всем собравшимся надо разойтись и «попробовать поработать», поскольку все выступающие ранее все равно говорят о том, что «лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным». Ну, об этом никто и не спорит.

Но сначала Макаров предложил оценить то состояние, в котором находится Россия. Рассказал, что задолженность региональных бюджетов составляет 2 трлн. рублей на 1 января прошлого года, которое вырастет за этот год еще больше. А это означает, что обязательства перед людьми регионы выполнить не смогут. Почему? Потому что если в 2004 году налоговая система России объективно была одной из лучших в мире, то сегодня «она такова, что мы ни с кем конкурировать просто не можем». Макаров спросил: зачем минфин постоянно сравнивает налоговую систему с американской или немецкой — мы с ними не конкурируем, тогда как сравнивать надо с Беларусью или Казахстаном, поскольку у нас с ними открытые границы. Результаты напрашиваются плачевные: налоговая нагрузка в России выше, чем у наших соседей.

«Поэтому вопрос, повышать или не повышать налоги в кризис, в принципе не стоит. Если мы, в принципе, избрали способ самоубийства, то я знаю менее мучительные способы. Могу посоветовать», — сообщил Макаров.

Удивился он и частоте постоянных «налоговых маневров», введение которых сравнил с боевыми действиями.

«У нас четвертое фундаментальное изменение в нефтяной сфере за пять лет. О каких инвестициях, когда фундаментально меняется система, можно говорить? Такое ощущение, что люди, которые принимают решение, считают, что количество сумасшедших среди крупного бизнеса возрастает. Это не так! Обратитесь к психиатрам, они подтвердят! Главным фактором экономического роста в стране становится следственный комитет. Но если это так, то обсуждать инвестиционный климат просто неприлично», — заявил представитель Госдумы.

При этом признался: в стране что-то произошло, раз в 2004 году мы могли сбалансировать бюджет при цене на нефть в $24 за баррель, а теперь при $100 не можем. И вспомнил, что в том же самом 2004 году Греф на посту министра экономического развития разработал среднесрочную программу экономического развития, которая начиналась фразой «Экономические проблемы России лежат во вне экономической сферы».

«Без ответа на эту фразу все сегодняшние обсуждения бессмысленные», — сказал Макаров и напомнил, что сидящий за столом Кудрин тогда просто не дал денег на программу Грефа, она и не была реализована.

Напоследок он все-таки предложил вернуть роль парламента в обсуждении бюджета, которое нивелировалось последние годы.

«Перед тем как прийти в парламент с бюджетом, обычно, люди, которые, наверное, не уверены в своих решениях, идут к президенту Российской Федерации и получают от него одобрение. Но после этого рассмотрение бюджета в Думе становится бессмысленным. Предлагаю сэкономить: два спикера — Госдумы и Совета Федерации — приезжали бы в Белый дом, забирали бы бюджет у председателя правительства, по дороге в машине его подписали и отдали президенту», — в шутку предложил Макаров.

«Безусловно, министр финансов лучше знает, как тратить деньги, чем какие-то депутаты. Они, в общем-то, люди нормальные, но, когда вместе собираются, действительно так себе», — заявил он.

ЕСТЬ ЛИ У ПРАВИТЕЛЬСТВА И ПРЕЗИДЕНТА ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА?

Экономический рост обеспечивается структурными и институциональными реформами, а не увеличением или сокращением расходов бюджета, сказал выступающий следом Кудрин, но где эти структурные реформы?

«Если у нас демографические риски — а я бы поставил их на первое место — значит, надо либо повышать пенсионный возраст, либо придется повышать налоги. Давайте решать! Но я бы задал главный вопрос: есть ли у правительства и президента экономическая политика? Я честно скажу, после некоторых дискуссий по повышению налогов, по роли госсектора я не понимаю, какая у нас экономическая политика. Она должна быть очень четкой по всем ключевым позициям».

Новый экономический рост могут дать регионы, если провести децентрализацию экономики и передать на места не только полномочия, как сейчас, но и доходы, считает Кудрин. Кроме того, необходимо решить вопрос с зарплатой, размер которой в России существенно превышает качество продукции.

«Каждый раз, когда зарплата растет, уменьшается экономический рост. А государство ставит новые задачи по росту зарплаты. Хотя в этом году она в реальном секторе экономики может снизится, а в госсекторе — не вырасти», — предположил Кудрин.

В завершение он согласился с Макаровым: обсуждать бюджет с парламентом необходимо. Но с Кудриным не согласился сам Макаров.

«Именно вы создали возможность, когда более 20 процентов бюджета распределялось вашим решением, и парламент к этому не имеет никакого отношения. Он принимает совершенно другие решения, а потом в течение года вы это перераспределяли! — заявил Макаров. — И второе: вы как министр финансов говорите о сбалансированности бюджета. Но вы были вице-премьером, отвечающим за экономику страны, а экономика страны — это не только сбалансировать бюджета».

Кудрин вступать в спор с сидящим за одним столом с ним Макаровым не стал.

«НАДО СНИЖАТЬ РАСХОДЫ НА ОБОРОНУ,
ГОСУПРАВЛЕНИЕ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ»

Повышение налогов в условиях падающего бизнес-цикла — мера как минимум странная, полагает ректор Всероссийской академии внешней торговли минэкономразвития России Сергей Синельников-Мурылев. Обычно для стимулирования экономики налоги снижают, хотя для борьбы с макроэкономической разбалансированностью бюджета повышают. А как раз эта разбалансированность бюджета имеет место, отмечает Синельников-Мурылев. Однако в таком случае и начинать надо не с налогов, а с расходов.

«У нас слишком много непроизводительных расходов бюджета, — заявил экономист. — Что такое производительные расходы? Это вложение в человеческий капитал, в инфраструктуру. Что такое непроизводительные расходы, которые, конечно, тоже необходимы, но они не ускоряют роста, а лишь обеспечивают его? Это расходы на госуправление, правоохранительную деятельность, оборону».

Бюджет страны перекошен, жестко констатировал он. Сокращение этих расходов с увеличением расходов производительных — способ повышения сбалансированности бюджета и стимулирования роста экономики одновременно.

Кроме того, Синельников-Мурылев призвал обратить внимание на регионы. В прошлом году система сбалансированности их бюджетов нарушилась. Дефицит региональных бюджетов достиг минус 1% ВВП — это очень много, потому что бюджеты были выполнены на 90%. При полном исполнении дефицит превысил бы минус 1,5% ВВП.

Замыкающим бюджетом является федеральный. И, если не обращать внимания на сбалансированность региональных бюджетов, в конце концов за все ответит бюджет федеральный. В результате он призвал не снижать трансферты в региональные бюджеты, это «не очень правильно», мягко выразился Синельников-Мурылев.

В РЕГИОНАХ НЕ МОЖЕТ РАСТИ ЗАРПЛАТА

Ответ на посыл спикера прозвучал, когда деловой завтрак перешел в режим вопросов и ответов. Губернатор Владимирской области Светлана Орлова эмоционально спросила, что можно сделать на региональном уровне. Кудрин отметил, что 1,5-триллионный рост бюджетных расходов на оборону и соцрасходы в предстоящем году будет просто чрезмерным.

«Я думаю, что военные и социальные расходы у нас просто чрезмерны, — заявил Кудрин. — Несмотря на складывающуюся ситуацию. Ни за два, ни за три года мы не перевооружим армию. А с точки зрения новых технологий, возможно, если бы программа была на два-три года дольше, на обороноспособность страны это не повлияло».

Так что изменения этих параметров повлияли бы на формирование «бюджета развития», но подобные решения, понятно, может принять только президент РФ.

В регионах же, безусловно, не может расти заработная плата.

«Я вас в этом уверяю, в этом году в регионах уменьшат инвестиции в связи с ростом соцрасходов в их структуре, — заявил Кудрин. — Это уменьшение роста. И эти инвестиции будут меньше критического уровня поддержания их в нормальном состоянии».

Заявление Кудрина, заметим, очень созвучно с высказываниями президента РТ Минниханова. Доля соцрасходов в бюджете Татарстана к 2017 году вырастет с нынешних 67 до 80%, и президент не раз предупреждал, что инвестиционные возможности республики резко сокращаются. Хотя пока средств на реализацию действующих программ республики хватает, на разработку новых искать деньги все сложнее.

ДВОРКОВИЧ ПРИЗВАЛ К «ПРЕЗУМПЦИИ ДОБРОСОВЕСТНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ»

Один из вопросов касался готовности бизнеса идти на риск: какие три вещи может сделать правительство, после которых бизнес скажет, что готов больше работать.

Затруднившись поначалу с «тремя вещами», Греф назвал сходу одну: России надо резко повысить привлекательность инвестиционного климата и развернуться лицом к бизнесу.

«В первую очередь это долгосрочные правила игры, в том числе в налоговой сфере, — объяснил он. — Нужно объявить их и во что бы то ни стало не менять. Бизнес приспособится к любой ситуации, но он не может каждый год приспосабливаться по новой».

Помимо этого нужна и стабилизация в геополитической ситуации — без этого невозможно говорить о далекоидущих бизнес-планах.

Поддержал Грефа и вице-премьер Аркадий Дворкович, предложив однозначно выполнить все, что обещало государство. И неважно, идет ли речь о пенсиях или о вхождении пяти российских университетов в «золотую сотню» вузов мира. Но прежде всего обещания предпринимательскому сообществу.

«Одна из ключевых вещей — презумпция добросовестности предпринимателя, — заявил Дворкович. — Презумпция его невиновности. Мы должны действовать исходя из этого принципа, тогда и налоги будут собираться. Нужно их собирать, они уже достаточно высоки. Если мы соберем все налоги, не нужны дополнительные источники».

Эксперты дали также прогноз цен на нефть, она может упасть до $90 за баррель (позже в кулуарах такой же прогноз дал и Вагит Алекперов — глава «Лукойла»). В рамках выполнения обещаний надо оставить, наконец, в покое пенсионную систему и вернуть изъятый оттуда триллион рублей будущих пенсионеров. Надо оставить в покое налоги на доходы физлиц — да, бедные и богатые платят одинаково, но разница изымается через налогообложение предприятий.

Завершая дискуссию, ее модератор Греф подвел итоги голосования по вопросу наиболее вероятного выбора вектора экономической политики. В результате мнения разделились между повышением эффективности и мобилизационной экономикой. Что-то среднее, по всей видимости, мы и увидим в реальности.

В Сочи работает корреспондент «БИЗНЕС Online», мы готовим серию публикаций о событиях на форуме.