1. Где вы учились снимать кино?

2. Как, сколько времени, где вы снимали ваш фильм?

3. Как вы объясняете знакомым, о чем он?

4. Как формировался бюджет картины?

5. Какие проблемы, нравственные и деловые, вам пришлось решить в ходе съемок?

6. Каким вы видите будущее этого фильма и собственной карьеры как режиссера? Это будет происходить в Татарстане или вне?

Алексей Барыкин. Фильм «Сухая река»

1. Я учился на реальных проектах, диплома по специальности у меня нет. Я снимаю кино уже очень давно, «Сухая река» — это мой 14-й или 15-й фильм. С 2008 года я работал художественным руководителем Казанской киностудии, и это тоже дало мне большой опыт.

2. В основе фильма лежат рассказы Дениса Осокина, посвященные различным закоулкам Казани. В этих местах и снимался фильм — например, в парке Урицкого или в районе Сухой реки.

3. Этот фильм — погружение в очень необычный мир, полный символов и странных ритуалов, своего рода миф о Казани. В этом пространстве разворачивается история любви, причем за весь фильм актеры произносят всего несколько слов. Весь рассказ построен на пластике изображения и актерской игры, без диалогов.

4. Фильм снят по заказу министерства культуры РФ.

5. Съемки фильма были очень тяжелые: съемочная группа постоянно находилась по пояс в снегу. Особенно тяжело пришлось актерам Ангелине Миграновой и Родиону Сабирову, которые буквально купались в снегу, ныряли в него. Но они работали как настоящие профессионалы и вели себя очень мужественно.

6. Я уверен, что в самом ближайшем будущем татарстанский кинематограф ждет большой расцвет. Это связно с тем, что появилось новое, очень талантливое и профессиональное поколение новых кинематографистов, которым сегодня по 20 - 25 лет. Даже по программе нашего мусульманского фестиваля можно увидеть, насколько сильно вперед шагнул республиканский кинематограф. Я бы хотел поучаствовать в его дальнейшем становлении, поэтому уезжать в Москву пока не собираюсь.

Марат Гатин. Фильм «Часовщик»

1. Снимать кино я учился где попало и как попало. Однажды даже сняли короткометражку на автомобильный видеорегистратор, потому что не было ничего лучше. Тогда я совсем не разбирался в монтажных программах и фильм так и смонтировал с датой в нижнем углу. В общем, все познавалось методом проб и ошибок.

2. Пару дней писал сценарий, параллельно подыскивая локации для съемок и актера на главную роль. На сайте ТЮЗа увидел фотографии народного артиста РТ Александра Ивановича Купцова и сразу понял — вот он, ЧАСОВЩИК! Думал, что придется идти в театр, узнавать контакты, договариваться о встрече, но все оказалось намного проще. В социальной сети нашел страницу Александра Ивановича, написал короткое вступление, кто я и зачем снимаю, а затем скинул сценарий. Сценарий оценили — уверенности прибавилось: я быстро нашел остальных актеров. С местом съемок были некоторые проблемы. Хотел даже снять на месяц какую-то полуразваленную халупу и сделать там ремонт. Но и тут судьба не заставила меня утруждаться. Друг, который помогал подыскивать место, вспомнил про квартиру своей бабушки. С разрешения Нины Федоровны Тарасовой мы начали нарушать ее покой, переставляя мебель в квартире. Было 6 съемочных дней примерно по 5 часов. Так как все участники проекта были заняты не только съемками фильма, но работой и своими личными делами, разрыв между съемками был длительный. Съемки растянулись на месяц.

6565.jpg
Марат Гатин (справа): «Не скрою, что хотелось бы иметь условия для работы в родном городе и республике». На фото с актером Александром Купцовым, исполнителем главной роли в фильме «Часовщик»

3. После просмотра «Часовщика» еще никто не обращался ко мне с вопросом: «И о чем это?» Но многие знакомые отзываются о работе как о социальной драме, улавливая лишь поверхностный смысл. Некоторые понимают фильм до конца. А меня устраивают оба варианта, поэтому обычно я никому ничего не объясняю.

4. Бюджет формировался на ходу. Появлялись деньги, закупал то, что нужно, арендовал оборудование. В общем, работал под лозунгом: «Минимум средств, максимум качества!» С актерами договорились, что расчет будет по окончанию съемок, так как я сам не знал, сколько дней нам придется снимать.

5. Проблемы возникли по окончанию монтажа. Я был разочарован. В картине не было целостности. До последнего момента не мог понять, в чем проблема, и буквально за пару дней до показа фильма в киношколе «Точка Кино» решил, что дело в музыке. Убрал все классические композиции, которые наставил в разные эпизоды, и пошел на студию со своим знакомым композитором Алексеем Коротковым записывать свою музыку. Он наигрывал что-то на клавишах, а я его направлял, подсказывал, где он отклоняется от темы, а где перебарщивает с трагизмом. В итоге каким-то чудом за 5 часов мы написали музыку к фильму. Подставив ее, я положительно покачал головой и с чистой совестью лег спать.

6. Будущее фильма не представляю. Знаю лишь, что закончится его путешествие на YouTube, чтобы все желающие смогли его посмотреть и оценить. Сам бы хотел работать на более высоком уровне, иметь полноценную команду, а не делать все практически в одиночку. Где заниматься любимым делом, мне не столь важно. Хотя не скрою, что хотелось бы иметь условия для работы в родном городе и республике.

Алиса Галиева. Фильм «Эхо»

1. Я училась пять лет на факультете кино и телевидения в Казанском институте культуры и искусств.

2. В общей сложности фильм был завершен за полтора месяца. Вначале был подготовительный период, кастинг, сами съемки и монтажный период. Весь фильм был отснят в Северном поселке города Казани: и сцена в доме, и сцена в лесу.

3. У фильма очень простая история. Она о том, что жизнь слишком коротка и хрупка, чтобы растрачивать ее на ссоры, недомолвки. Ну и, конечно же, фильм о надежде, которую ни в коем случае нельзя терять. Ведь даже из самой сложной западни всегда есть выход.

4. Бюджет картины? О чем вы? Все было сделано на мои личные деньги. Актеры согласились сыграть бесплатно, оборудование в основном я брала из университета и по знакомству, реквизит покупала сама. В съемочной команде было всего два человека, которые выполняли сразу несколько функций: я и Амир Галиаскаров — оператор и монтажер, а также соавтор сценария.

5. Проблем в ходе съемок не возникало, так как в подготовительный период мы хорошо все продумали и проработали. Единственное, что могло помешать, — это погода. Но нам повезло. Актер справлялся с ролью безупречно, что также экономило время и нервы.

6. Фильм я буду стараться катать по фестивалям, как российским, так и зарубежным. По поводу мой карьеры стоит отметить, что сейчас я работаю в киностудии Paradox, основанной мной, Амиром и Артуром Галиаскаровыми. Пока мы работаем по Татарстану, но в дальнейшем хотим выйти на всероссийский рынок. Я считаю, что кино не должно иметь границ, рамок. Так же и я, хочу быть свободным режиссером, без территориальных ограничений. Куда заведет меня очередной сценарий, там я и буду работать. Главное, чтобы кино было хорошим.

Ренат Хабибуллин. Фильм «Зримая вера»

1. Я закончил высшие курсы сценаристов и режиссеров в Москве. Мастерская Аллы Суриковой и Владимира Фокина.

2. Три месяца шла съемка. Плюс одна досъемка. И три месяца ушло на монтаж.

3. Ничего не объясняю. Все на экране.

4. Фильм снимался своими силами и с помощью добрых людей, на этапе постпродакшна потребовалось некоторое финансирование для завершения картины. Эти деньги были найдены.

5. В моем случае для съемок картины были открыты двери реабилитационного центра, о котором идет речь в фильме, так что никаких особых проблем не возникло. В фильме главные герои — это незрячие, поэтому нужно было для себя решить, насколько допустимо с нравственной точки зрения наблюдать со стороны за людьми, которые не знают, что в данный момент присутствует человек с камерой. Конечно, изначально они были поставлены в известность о съемке, но за время могли об этом и забыть. Важно было раскрыть людей, которые из-за своего недуга привыкли ограждаться от лишнего давления. В целом же рядом со мной были имамы мечети и руководители центра, которые все являются религиозными людьми. Под их пристальным наблюдением и шла съемка. Так что нравственная сторона вопроса была четка обозначена.

6. Будущее «Зримой веры» исключительно фестивальное. Предполагалось показать его по телевизору, но в силу неизвестных мне причин этого пока не произошло. Однако вопрос еще открыт, поэтому надеюсь на телевизионную премьеру. Свое будущее как режиссера я вижу в Казани. Есть ряд проектов, которые я мечтаю реализовать, и надеюсь, что эти мечты воплотятся в жизнь.

Александа Сенчукова. Фильм «Братья»

1. Училась я на театрального режиссера, и еще у меня неоконченное киноведческое образование. Несколько лет я работаю в продюсерском центре «Иман фильм», а это очень много практики. Каждый день учусь у людей, с которыми работаю. У меня отличная команда!

2. Герои моего фильма — три родных брата. Родились и выросли они в небольшой деревне Муслюмовского района Татарстана. Повзрослев, каждый из братьев выбрал свой путь. Мы наблюдали за жизнью наших героев в течение полугода. Конечно, хотелось бы подольше, но был определенный дедлайн. Я выбрала стилистику кинонаблюдения, то есть во время съемок специального ничего не делалось, мы просто следили за героями. Снимали в Казани, где сейчас живут старший и младший братья, несколько раз ездили в Муслюмовский район и остановились в родном доме героев, где и по сей день живет с родителями средний брат.

3. Как бы странно это ни прозвучало, но фильм о братьях. Это же документальная картина, герои — реальные люди. Вот о них и фильм. На протяжении картины мы по очереди наблюдаем за братьями, и каждая глава носит имя героя. Фильм называется «Братья», но это слово-название появляется только в конце, после главы, где все три брата снова вместе в родной деревне. Такое нетрадиционное решение с названием в конце фильма связано с тем, что сейчас они три самостоятельных и очень разных человека, редко собираются вместе, два брата, живущих в Казани, редко приезжают в деревню. То есть все мы Маши или Пети, электрики или актеры, но когда мы собираемся семьей, то мы братья, сестры, родители, дети. Фильм затрагивает тему миграции молодых людей из деревни в город. Большинство в поисках работы, возможностей сбегает в большие города. Остаются единицы. Как говорит один из наших героев, им легче убежать, чем исправить то, что никто не исправил до них. Имеется в виду упадок деревень.

4. Фильм создан при финансовой поддержке «Татаркино» министерства культуры РТ.

5. Работать над фильмом было очень увлекательно. Мы погрузились в жизни наших героев. Мы вместе с ними переживали их удачи и поражения. Когда я монтировала фильм, то иногда у меня возникал вопрос: вставлять ли ту или иную сцену? Правда ведь не всегда красивая бывает...

6. Мне кажется, что стилистика моего фильма близка фестивалям. Буду пробовать отправлять его на российские и международные фестивали. Я с удовольствием буду снимать в Татарстане, у меня уже есть очень интересный герой для следующего фильма. Сейчас ищем деньги для воплощения.

Марсель Гайнуллин. Фильм «Цветы запоздалые»

1. Начнем с того, что я студент Казанского государственного университета культуры и искусств. Учусь в режиссерской мастерской Ильдара Ягафарова. Сейчас я студент пятого курса, и задача стоит только одна — снять дипломный фильм.

2. А зимой этого года передо мной встала задача снять курсовую работу. Это должен был быть игровой короткометражный фильм. Около месяца ушло на поиски материала. И тут я совершенно случайно в соцсети «ВКонтакте» нашел сценарий. Это был короткий немой этюд, чем он меня и зацепил. Автор сценария безвозмездно дал добро на экранизацию. Вместе со мной над фильмом работала еще одна студентка университета культуры Анастасия Одинцова. Она обучается операторскому мастерству в мастерской Валерия Ивановича Севастьянова. По сценарию сюжет разворачивается в интерьерах музея. Как раз в то время в выставочном центре «Эрмитаж-Казань» шла выставка «Французские импрессионисты и их эпоха» Мы решили привязать сюжет к работам Ренуара из этой экспозиции. Но было одно «но»! До конца экспозиции оставалось полтора месяца. За это время нужно было успеть получить разрешение на съемку, найти актеров и, собственно говоря, снять фильм! Помощь в организации съемочного процесса нам оказала Зиля Рахимьяновна Валеева.

3. Нам в распоряжение выдали пять понедельников, в которые съемочная группа могла с утра до вечера снимать фильм, окруженная мировыми шедеврами. Надо сказать, что была огромная вероятность не успеть, но все же, выжимая из каждого дубля по максимуму и ощущая на себе давление уходящего времени, мы успешно завершили съемки. Казалось бы, фильм уже готов, но не тут-то было! Большую часть времени работы над фильмом занял монтаж. Как итог появилось около 20 версий фильма, среди которых нужно было найти одну самую «настоящую». Мое внутреннее чутье подсказывает, что с этой задачей мы справились. «Цветы запоздалые» — это фильм об одиночестве в преклонном возрасте. Думаю, что эта тема всегда была актуальна.

4. Мне повезло, что я студент. «Грех не помочь студенту», — сказали актеры театра им. Качалова и согласились сниматься, что называется, «за идею».

5. Статус студента выручал не раз. Во время аренды осветительного и операторского оборудования, во время поиска реквизита и актеров массовой сцены. Все шли навстречу. На площадке работали профессионалы, и Университет культуры и искусств выделил нам определенную сумму, чтобы их труд был оплачен.

6. Казанский фестиваль мусульманского кино — это первый фестиваль такого масштаба, в котором я принимаю участие. Надеюсь, что фестиваль послужит хорошим толчком для фильма и его увидит на экранах не только казанская публика.

Рустам Рашитов. Фильм «Все говорят «Прощай»

1. Я окончил Институт кинематографии и телевидения, мастерскую Алексея Барыкина. Но основная учеба у меня прошла не в стенах университета, а на съемочной площадке. Одно дело, когда ты знаешь теоретически, как решить проблему или снять тот или иной кадр, другое — когда ты встречаешься с этим лицом к лицу. Без практики нет никакого развития, как долго бы ты ни учился. А практики нет без твоего желания. Поэтому я очень благодарен Алексею Барыкину, который предоставлял возможность участвовать в съемочном процессе каждому, у кого было желание. Еще хорошей школой для меня стала производственная практика в киноконцерне «Мосфильм» и в студии Вадима Галыгина «Фрэндли Медиа».

2. Съемки заняли несколько месяцев — подготовка началась уже в феврале (сценарий, набор актеров и съемочной группы, выбор локаций и административные дела). Первый съемочный день пришелся на 1 мая, когда была снята финальная сцена. Локаций было несколько: дом главного героя (коттедж в поселке Сокуры), яблоневая роща возле Арска, Государственный большой концертный зал в Казани, центр хоккея на траве в Казани, самая главная локация — это улица Баумана, гда мы устроили по-настоящему домашнюю обстановку прямо посреди улицы (кухонный стол, стулья, кресло и работающий торшер) чем развлекли и удивили прохожих и туристов, которые, кстати, снялись в эпизоде.

3. Я сразу говорю, что фильм о смерти. Но это не самое главное в нем. Самое главное — это людская доброта, семейные взаимоотношения и любовь, которые проходят сквозь картину от начала к финалу. Фильм о сокровенных желаниях и страхах.

4. Бюджета картины не было. Все, кто участвовал в съемках, работали абсолютно бесплатно, их мотивировали лишь две вещи: желание помочь мне лично и желание создать нечто новое, свежее и трогательное. Художественное кино снимается очень редко в Казани, и моя съемочная группа работала с творческим огнем в глазах. Я очень благодарен им за помощь и слаженную работу. У меня сложилась отличная команда: оператор Айдар Шарипов — студент Института кинематографии и телевидения, который подошел к работе не по годам ответственно. Мой любимый композитор и звукорежиссер Альфия Гарайшина, которая создала волшебную атмосферу в фильме. Художник Рамиля Гарайшина, на чьи хрупкие плечи упала очень сложная задача, с которой она с честью справилась. Наш «капитан» Ксюша Коломойцева, которая договаривалась с администрацией о разрешениях на съемку. Мой невероятно талантливый актерский состав: Александр Яндаев — актер ТЮЗа, Нина Калаганова — народная артистка РТ, Арсений Петров — студент Университета культуры и искусств. Это только маленькая часть съемочной группы. У меня титры к фильму идут почти две минуты, так много человек, которые мне помогали и которым я безмерно благодарен.

5. Проблемы нравственные, конечно, были. Ведь тема достаточно щепетильная, и отразить ее нужно было так, чтобы никого не обидеть и не вызвать всеобщий гнев. Но, я думаю, мы справились и перебороли ощущение того, что мы снимаем фильм на какую-то запретную, сакральную тему. Хотя это так и есть. Но тем не менее фильм получился очень добрый и светлый.

6. Фильм я отправил на 15 фестивалей в 12 стран мира. Буду рад, если его так же высоко оценят, как на казанском международном фестивале мусульманского кино. Что касается меня, то сейчас у меня есть несколько кинопроектов, которые в ближайшем будущем я собираюсь реализовать. Очень хочется остаться в Татарстане, чтобы здесь возродилась киноиндустрия. Ведь в Москву и другие большие города люди уезжают не потому, что им здесь надоело или не нравится, они едут туда, где есть работа. Кинематограф в Татарстане нужно возрождать, что мы все и пытаемся сделать.