Василий Лихачев — депутат Государственной думы РФ, член думского комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками:

Конечно, 30 августа — это серьезный политический праздник с большим временным ресурсом, День принятия декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан. Политическое восприятие этого события тогда, когда принимали декларацию, и сегодня разное, оно, естественно, трансформировалось. Ведь настоящая политика реализуется только тогда, когда политические декларации, политические действия, политические амбиции дают конкретные результаты. Несмотря на то, что в Татарстане еще существуют большие проблемы, многие позитивные тенденции (скажем, появление новых общественных институтов, социально-экономические показатели) — это реальный факт, это следствие тех процессов, в которых мы участвовали более 20 лет назад.

Если говорить о моем отношении к этому празднику, надо упомянуть двойную систему отсчета. Когда Верховный Совет республики принимал декларацию, был взрыв политических эмоций, восторг, радость... Тогда, может быть, не до конца просматривалась аналитическая перспектива развития этой энергии народа, власти, единения общества и властных структур. Сегодня, опираясь на эту политическую волю, которая была от имени многонационального населения Татарстана выражена Верховным Советом, мы должны развивать республику дальше. Не могу не сказать, что это развитие, оно не только региональное, оно не местечковое, оно сегодня стало вектором региональной политики Российской Федерации. То, что произошло 20 лет назад в Татарстане, результаты принятия декларации о суверенитете — это достижение всей Российской Федерации, более того, это достижение евразийского масштаба.

Иван Грачев — председатель комитета по энергетике Государственной думы РФ:

— Эта дата для меня сразу навевает воспоминания о парламентской группе «Народовластие», о той команде, в которой мне довелось работать. Мы стремились, чтобы декларация о суверенитете Татарстана не вызвала большого конфликта с Россией, чтобы она учитывала и желание людей жить вместе с Россией. А тогда наша команда демонстрировала, что есть альтернативные варианты развития, есть воля, есть честь и совесть. Не все же в политике должно быть грязным и плохим.

30 августа для республики — это этап, на этом этапе был элемент и экономической самостоятельности, которую мы все поддерживали. Мы полагали, что чем больше экономической самостоятельности в федеративном государстве, тем лучше. Тогда, 20 с лишним лет назад, мое отношение к этому празднику было сложнее. Потому что тогда не до конца понятно было, сохранится ли Россия как единое государство. И в парламенте Татарстана были люди, которые считали, что все — Татарстан отделяется от России. Они, наверное, и сейчас там есть. Тогда отношение к этой дате в определенном смысле было более тревожным. Сейчас я этот праздник воспринимаю более спокойно. Сегодня ощущение от этого праздника более светлое, чем тогда.

Фатих Сибагатуллин — депутат Государственной думы РФ:

— Впервые в истории нашей республики, Татарстаном было подписано соглашение с Москвой и центральными органами власти РФ. Это для меня историческое событие. Я буду отмечать завтра большой праздник — День республики и День принятия декларации. Это день был для меня и тогда праздничным, и сейчас.

Я сейчас депутат, представляю орган народной власти в Татарстане. Это большое политическое событие было. У нас по названию Российская Федерация, значит, что власть должна быть федеральной. Что означает федерация? Много-много автономных, национальных образований, регионов, объединенных на добровольной основе. Сейчас и на Украине хотят, чтобы было федеральное государство, а не унитарное.

Ринат Абдуллин — председатель правления ЗАО АКБ «Кара Алтын»:

— Для меня 30 августа — это в первую очередь День государственного суверенитета. Потому что это было долгожданное событие. Сначала народ на референдуме проголосовал за суверенитет, а потом парламент это утвердил законодательно. Что это дало республике, наверное, все видят. Достаточно сравнить положение ТАСС в составе Советского Союза и Татарстан в современной России. Разница колоссальна. Я думаю, что это определяющее. То, что это стало и днем города, и днем республики, — это прекрасно. И отдых, и хорошее настроение. Лишний раз понимаешь, чему мы обязаны в этот день.

Это даже хорошо, что в последнее время политическая составляющая праздника нивелируется. Значит экономика развивается, люди заняты, есть работа, выплачиваются пенсии, стабильная ситуация и на межнациональном уровне, и в обществе в целом. Чем меньше политизации, тем лучше дела в стране. Те, кто раскручивает политическую карту на пустом месте, — действуют только во вред. Конечно, в начале 90-х была большая эйфория. А потом, поскольку 30 августа стал ежегодным праздником, стали относиться к нему как к базовой фундаментальной ценности. Но знание праздника от этого не меняется.

Марат Галеев — председатель комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Государственного Совета РТ:

— З0 августа для меня — это и День города, и День принятия декларации о суверенитете республики, и просто выходной день. Все вместе. Политическая составляющая в этом празднике для меня тоже достаточно велика, потому что я в какой-то мере ко всему этому причастен. И я хотел бы подчеркнуть, что этот день политически очень важен. Он был политически важным в 1991 году и останется политически важным навсегда. Ведь декларация — это намерение, и в декларации было выражено намерение. Потом была достаточно длительная работа по политическому оформлению этого намерения, которое вылилось в заключение договорных отношений между разными уровнями власти. Я считаю, что для России это очень важно, так как это было правовым оформлением федеративных отношений с субъектом Российской Федерации. До этого такого не было много десятилетий, если не столетий. Так что декларация — это есть политическое намерение, но намерение — не есть результат. Этот день был сделан выходным, ведь принять такую декларацию со стороны субъекта было серьезнейшим достижением. Это говорило о консолидации представительного органа, о становлении на путь права территории, где право не очень-то почиталось в течение, может быть, века. 30 августа — выходной день, поэтому я его проведу, как положено, с семьей.

Равиль Ахметшин — полномочный представитель РТ в Москве:

— Для меня это День республики и День города. Это очень большой праздник для нас — населения республики Татарстан. Этот день мы ждем так же, как сабантуй. Это тоже праздник, когда собираются друзья, родственники, коллеги, партнеры — все приезжают в республику и отмечают этот хороший праздник. Отношение к празднику за последние 20 с лишним лет у меня не изменилось. Тем более это праздник не только для татарстанцев, в Москве наши соплеменники тоже отмечают. Уже стало традицией, накануне 30 августа мы проводим дни республики Татарстан в Москве. Уже пятый год подряд отметили этот праздник в Доме музыки. Поэтому и москвичи ждут этого дня.

Ильдар Гильмутдинов — депутат Государственной думы РФ:

— В 90-е годы, когда субъекты, регионы хотели жить по-новому, в рамках своих больших полномочий, это было справедливо, особенно после стольких лет бесправия, когда все решалось в Москве. Я это даже на своей шкуре ощущал, когда работал в обкоме комсомола. Мы, будучи большой организацией, большие взносы отправляли в Москву. Чтобы получить одну какую-то ставку комсомольского работника в район, приходилось ехать в Москву, рассказывать и так далее. Это лишь маленький пример того, что всем людям надоела такая ситуация. Поэтому суверенитет, в данном случае как политический инструмент, был очень важным и нужным. Конечно, со временем определенные задачи уходят, приходят другие, жизнь на месте не стоит. Поэтому теперь отмечают уже как День города, День республики. Всему свое место. В любом случае, у праздника, конечно, есть политическая составляющая — он дал толчок для развития республики. Политическая составляющая присутствует, но, скажем так, никто на улицах не кричит про суверенитет. Большинство полномочий, которые сейчас у нас есть, в том числе благодаря этому.

Файруза Мустафина — ректор Набережночелнинского института социально-педагогических технологий и ресурсов:

— Конечно, этот праздник не имеет еще серьезных корней. И совершенно закономерно что из дня суверенитета Татарстана — праздника 1990-х годов — он превратился просто в День республики. И мы его именно так и отмечаем. Понятно, что политическая окраска, а вместе с ней и содержание праздника, изменились.

Одновременно с этим, в Набережных Челнах это еще и праздник цветов. И для многих это важнее. Это закономерно, в нынешних условиях нельзя быть абсолютно суверенным. Но то, что 30 августа называется День республики, это очень важно. В первую очередь с точки зрения воспитания молодежи. В этот день можно оценить свои трудовые дела, свой дом, свою семью — как мы, что мы? Такой день обязательно должен быть. И я с огромным уважением отношусь к этому празднику.

Ринат Мухамадиев — писатель, председатель Региональной татарской национально-культурной автономии г. Москвы:

— Я сейчас нахожусь в Казани, куда приехал поучаствовать в праздновании Дня республики, у меня ведь здесь и друзья, и родственники. Я считаю, что каждый прекрасный день — это праздник. Как Сабантуй, как Новый год, этот день, конечно, не празднуют, но тем не менее. В 90-е годы я больше находился в Москве, но думаю, что тогда праздничный дух был ярче. Что касается суверенитета — не знаю, есть ли он сейчас вообще. Я думаю, сейчас, в наше время, больше надо говорить о единстве народов, а не о суверенитете отдельного.

Фандас Сафиуллин — экс-депутат Государственной думы РФ:

— Для меня 30 августа — праздничный, памятный, торжественный день. Прежде всего, это День принятия декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан. День реализации избирательных программ — моей и моих друзей. В новом Верховном Совете 12-го созыва у более чем половины депутатов был общий лозунг, общий призыв — бороться за поднятие статуса республики Татарстан до уровня союзной республики СССР. Так что принятие декларации было самым серьезным шагом по реализации этой программы. И если бы не рухнул СССР, мы были бы союзной республикой. От нас это не зависело, но свой долг мы выполнили. Поэтому этот день для меня самый торжественный и высокий праздник. И хотя он и тогда для меня был и семейным, и домашним, но в то же время для меня был и остается политическим праздником. Это событие политической истории, это память для будущего.

Конечно, более праздничным он был в день принятия декларации о суверенитете. Сегодня это немного грустный праздник, потому что сегодня День принятия суверенитета — это больше день памяти о том торжественном моменте. А вторая причина, почему он более грустный, — к сожалению, в 1999 году была сделана очень большая ошибка в совмещении Дня принятия декларации о государственном суверенитете и Дня города. Это была попытка скрыть этот день, растворить, запрятать и помочь забыть его. День города для Казани тоже нужен, но его можно было совместить с городским Сабантуем.

Владимир Нестеренко — генеральный директор ООО «Каминвестгражданстрой», заслуженный архитектор РФ и РТ:

— Конечно, для меня, как и для всех других, это праздник. Но именно как День республики. А не День независимости Татарстана, как его позиционировали в 1990-е годы. От кого независимость? Не совсем понятно, что это такое — независимость республики в составе России. И никто это объяснить не может. А вообще, конечно, этот день — дополнительный выходной. А любой выходной — это уже праздник.

Марат Мегис — руководитель компании «Дом пирога» (г. Москва):

— На самом деле, у меня двое маленьких детей. Первый ребенок идет в школу. У меня сейчас одни заботы об этом, не до праздников, не до выходных теперь. Это первый момент. Второй — мне важно, что Татарстан процветает. Для меня это важно, что мои родные живут, надеюсь, там в благополучии. Там же мои родные корни.

Толга Акынджи — владелец компании TIS (г. Елабуга):

— Я сам этот день не праздную, для меня это, скорее, просто дополнительный выходной. Но многие мои знакомые, друзья, родные его отмечают. И когда меня приглашают, с удовольствием хожу в гости. Я 11 лет уже живу в Татарстане, и прекрасно знаю про этот праздник, отношусь к нему с большим уважением. С политической же точки зрения, этот праздник имеет большое значение. У каждой республики должен быть свой день. Этот праздник имеет символическое значение. Суверенитета, конечно, особого у Татарстана нет, но свой день республика иметь должна.

Виктор Разинков — директор регионального представительства ИК «Финам» в Набережных Челнах:

— К сожалению, для нас это, как правило, даже не выходной день — мы работаем по федеральному графику. Впрочем, он никогда не был для меня праздником. Я прекрасно осознаю, что декларация о независимости Татарстана — это только на бумаге. В реальности никакого суверенитета нет, у нас государство строго вертикально ориентированное.

Фарид Бикчантаев — главный режиссер Татарского академического театра им. Камала:

— У нас завтра вручают на площади премию имени Тукая. И мы всем театром участвуем в этом. Также у нас завтра знаменательное событие — презентация Восточного клуба (Музея истории татарского театрального искусстваприм. ред.) Пока не знаем во сколько, это зависит от того, когда приедет Рустам Нургалиевич (Миннихановприм. ред.). Конечно, так у нас не каждый год проходит. Я, если честно, не задумывался так сильно, что у нас празднуется. Раньше это был День суверенитета. Для нас этот день тоже стал значительным, потому что в этот день вручают премию имени Тукая. Так что, это день оценки, внимания к творческим работникам, день их чествования. Наверное, люди вспоминают о том, что было в начале. Но я никогда особо не обращал на это внимания.