Сколько будет стоить политика «новой индустриализации» России и опоры на собственные силы, о которой все чаще говорят с высоких трибун? Этим вопросом озаботился ведущий аналитик НИЦ «Неокономика» Александр Виноградов. В своей статье, написанной специально для газеты «БИЗНЕС Online», он попытался прикинуть порядок цифр и делает неутешительный вывод — российский социум этого не выдержит, поскольку огромное количество людей будет этим действием выбито не то что за уровень бедности, а за уровень физиологического выживания.
А не посчитать ли нам, уважаемые кроты?
Из м/ф «Дюймовочка»
ВОЗВРАЩЕНИЕ К НАПЕЧАТАННОМУ
В советские времена в печатной прессе существовали различные рубрики обратной связи. Были рубрики вида «Нам пишут» — и с рассказами о житье-бытье, и с просьбами дать совет, в том числе и в любовных отношениях. Было пафосное «Письмо позвало в дорогу». Были также и рубрики вида «Возвращаясь к напечатанному». В размещавшихся там текстах некоторая тема, вызвавшая живой читательский интерес, вновь оказывалась в фокусе внимания, рассматривалась расширенно и углубленно.
Данная заметка представляет из себя, по сути, такой же текст из серии «возвращаясь к напечатанному». Некоторое время назад я написал большую статью, посвященную различным вариантам развития экономики России, где уделил место концепции реиндустриализации страны в рамках автаркии и ее применимости в настоящее время на нашей почве. Я утверждал и утверждаю, что внедрение этой идеи приведет к существенному снижению уровня жизни населения, и на период самого внедрения, и после такового. Настоящий текст есть попытка дать цифры к этому ухудшению.
Сразу хотелось бы, ради борьбы с умственной пассионарностью, отметить два рамочных суждения:
— во-первых, здесь и далее речь пойдет о построении, скажем так, достаточно чистой автаркии, без специально утвержденной опоры на международную торговлю (составляющей какую-то долю). Понятно, это определение является нечетким, но построение полной схемы «покупаем вот это, сами производим вот то» является задачей на многие тысячи человеко-часов работы, и не факт, что эта задача в принципе решаема счетно, т.к. скорость изменений среды вполне может оказаться выше скорости получения информации и ее обработки;
— во-вторых, предлагаемая мной методология подсчета, безусловно, не является точной, опять же, это дело многих часов работы. Целью здесь является дать расчет в первом приближении, показать порядок затрат, который понесет социум.
ОДИН ПИШЕМ, ДВА В УМЕ
Итак, приступим. Для начала надо определиться со сроками. Рассматривая аналоги, можно вспомнить сталинскую индустриализацию, которая шла порядка 10 лет. Китайская, более близкая к нам по времени и по используемому уровню технологий, длится уже около четверти века и, надо сказать, конца у этого процесса пока не просматривается, существенная часть Китая живет, по сути, в тех же условиях, что и век назад. Китай, впрочем, начинал с более низкой точки, нежели Россия сейчас. В целом срок форсированной индустриализации следует оценивать, в первом приближении, как 15 лет.
Далее, индустриализация есть, по определению, процесс массированных инвестиций в основной капитал в промышленном секторе экономики. Здесь, как цифра, имеет значение доля инвестиций в ВВП. В рамках индустриализации ее, очевидно, надо будет наращивать. Сейчас для России она составляет порядка 19%, у нынешнего Китая это примерно 48% (а есть и провинции, где он под 60%) — т.е. в 2,5 раза больше. Примем это как базовый мультипликатор затрат.
Мультипликатор этот следует увеличить. Резкое увеличение масштабов в экономике неминуемо породит снижение эффективности расходования средств. Как экспертную оценку я бы принял увеличение его на скромные 0,5 — до 3 единиц.
Сомневающимся в уместности подобного увеличения я бы напомнил про пятикратный рост затрат на Олимпиаду, с 312 млрд. рублей по базовому плану до итоговых 1,5 триллионов. Можно также вспомнить мост через Керченский пролив, чья стоимость изначально оценивалась в 50 млрд. рублей, затем в 100 млрд, а сейчас составляет, по разным оценкам, от 283 млрд. до 349 млрд. рублей — и это при том, что само строительство еще и не начиналось.
ЗАПЛАТИМ ИЗ СВОЕГО КАРМАНА
Теперь смотрим на внешнюю торговлю. Под индустриализацию надо будет дополнительно закупать машины и оборудование. В 2012 году объем импорта этих товаров составил $135 млрд. — соответственно, можно предположить, что его придется утроить. Таким образом, дополнительный (в рамках индустриализации с целью построения автаркичной экономики) импорт составит $270 млрд. в год. Подчеркиваю — в год!
Если по-хорошему, то далее стоит посчитать увеличение импорта смежной номенклатуры — к примеру, импорта сырья и импорта услуг по обслуживанию всей этой машинерии. Но этих цифр у меня под рукой нет, так что примем волевое решение ими пренебречь — опять же, это первое приближение.
Итак, $270 млрд. дополнительных трат. Чтоб были понятны масштабы — это более пяти Олимпиад, опять же, каждый год. И эти деньги придется выкладывать из кармана социума. Меня, помнится, безмерно умилил один из комментариев на ту статью: «а деньги на индустриализацию мы возьмем у буржев!». Так и рисуется в голове образ жирного буржуя, сидящего в норе на мешке с золотом, брильянтами и ассигнациями, к которому приходит р-р-революционный комиссар при нагане, и подлый буржуй, дрожа от страха, передает мешок на благо народа. Увы, это картинка из учебника истории, не более чем. Несколько нажатий клавиш на смартфоне — и деньги уходят в иную юрисдикцию (не факт, что безопасную, помним про Кипр, но народу они уже не достанутся), а сам буржуй при этом может находиться где угодно на планете. Так что платить придется всем — и, исходя из социальной справедливости будущего государства, предполагаем, что плата эта будет реализована как дополнительный равный процентный налог на граждан. Граждан, безусловно, сознательных и не уклоняющихся от этого налога, а сознательности, вполне вероятно, будет способствовать широкое применение мер социальной защиты, вплоть до высшей.
Давайте посчитаем размер этого налога в нынешних ценах. Сейчас средняя зарплата по стране — 30037 рублей. Занятых экономической деятельностью на конец прошлого года — 70,9 млн. человек. Опять же, пренебрежем тем, что многие из этих людей работают лишь формально, а на деле заняты в эксполярной сфере, здесь уместно вспомнить признание вице-премьера Ольги Голодец, что 38 млн. россиян неизвестно чем занимаются, равно как и тем, что в ближайшие годы численность экономически активного населения будет падать в силу демографических причин — в трудовой возраст начинает входить малочисленное поколение 90-х годов рождения. Таким образом, в стране суммарно выплачивается 2,13 трлн. рублей зарплат в месяц, это 25,56 трлн. рублей в год, что составляет $730 млрд. в год при пересчете по курсу $1 = 35 рублей. Это означает, что индустриализационный налог будет составлять 37% с текущих зарплат — и это при сохранении текущих цен на товары и услуги, всех нынешних налогов и при нынешней же достаточно высокой цене барреля нефти.
ЗА ВСЕ НАДО ПЛАТИТЬ
Вот такая вот цена вопроса. Почти 40% того, что каждый взрослый житель страны ежемесячно получает в свой кошелек, надо будет из него достать и передать «на новую индустриализацию». Социум этого не выдержит, поскольку огромное количество людей будет этим действием выбито не то что за уровень бедности, а за уровень физиологического выживания. А это, с высокой вероятностью, приведет уже к прямому коллапсу государства. При этом и конечный выхлоп всего этого комплекса мер положительным не назовешь — в силу малого объема российского рынка сбыта, который закономерно приведет к относительному удорожанию товаров и уменьшению ассортимента на фоне низких доходов; впрочем, об этом я уже писал.
Также надо отметить, что я здесь рассматривал самый щадящий вариант трат. Альтернатива — закупить сначала самое главное с технической стороны, а все остальное производить самому уже на его базе — будет еще хуже, опять же, из-за объемов рынка. Условная Германия делает эти «станки второй очереди» из расчета на весь мировой рынок, России же придется делать только для себя. Выгодно это может быть только при создании общероссийского монополиста (со всей свойственной ему неповоротливостью), который окажется крупнее каждого(!) из мировых игроков, тогда поставляемый им продукт второй очереди может быть более выгодным, но рассчитывать на такой случай как на норму для всех новосоздаваемых секторов я бы не стал. Кроме того, мощный рост импорта неминуемо даст падение рубля, в результате чего реальные доходы населения (в переходный период импорт будет продолжать играть свою роль) снизятся еще больше.
Мораль проста. За все нужно платить. Но с некоторыми сущностями дела иметь вообще не хочется.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 15
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.