IV Международный фестиваль короткометражных любительских фильмов «КЛЮФ» прошел накануне в Набережных Челнах. В этом году он открыл первый камский фестиваль искусств. По этому случаю в автоград прибыли режиссер Егор Кончаловский, актер Алексей Марков и художник Андрей Бартенев. Корреспондент «БИЗНЕС Online» побывала на церемонии награждения и узнала, что думают столичные гости о любительском искусстве, почему американское кино на самом деле вовсе не кино и сколько стоит по-настоящему хороший российский фильм.
Режиссер и председатель жюри фестиваля «КЛЮФ» Егор Кончаловский |
«ГЛАВНОЕ — ИСТОРИЯ»
В этом году «КЛЮФ» собрал 140 заявок из России, Белоруссии, Украины, Казахстана и Грузии. Несмотря на условие не говорить о конкурсных фильмах до начала церемонии, члены жюри все же поделились с журналистами некоторыми впечатлениями.
Актер и преподаватель РАТИ ГИТИС Алексей Марков отметил неожиданно позитивный настрой фестивальных работ: «Чаще всего кино, которое делается в регионах, носит депрессивный оттенок. Но то, что мы увидели в Набережных Челнах, — исключение. Большинство фильмов очень позитивные. После них становишься счастливее». Марков также заметил, что для начинающих актеров короткометражное кино — один из немногих способов заявить о себе, пусть на маленьких экранах, но зато по всей стране: «Большие студии и большие продюсеры распределяют между собой медийных артистов, чтобы получить прибыль или вернуть те вложения, которые сделали инвесторы. Актерам же зачастую не так важно, любительское это кино или профессиональное. Главное — история».
Режиссер и председатель жюри фестиваля «КЛЮФ» Егор Кончаловский с улыбкой ответил на это, что сам хотел бы увидеть список актеров, готовых бесплатно сниматься в любительском кино. Ведь такое искусство почти лишено коммерческой состоятельности — его просто негде показывать. Но вместе с тем эти фильмы делаются бескорыстно и помогают преодолеть так называемый «синдром первой работы» в кино. «Когда мы начинали в кино свою успешную или менее успешную карьеру, у нас была реклама и клипы — некая замена большому кино, которое в 90-е развалилось, — сказал он. — Сейчас развалились рекламные клипы. Короткометражки заняли нишу некоего поля деятельности для людей, которые не мыслят себя вне кинематографа. Вполне вероятно, что это первый шаг к большому серьезному кино. А как еще сделать первый шаг? Это очень трудно. Любительское кино хорошо не потому, что оно дешевое, а потому, что его делают люди, которые на самом деле любят его. А если любят, значит что-то получится».
Актер Алексей Марков и художник Андрей Бартенев |
КОМУ ТАРАНТИНО, КОМУ — ФЕДЯ БОНДАРЧУК
По мнению Кончаловского, любительство как таковое заключается в отсутствии необходимости «официализировать» то, что ты делаешь. Он признался, что и сам считает себя в какой-то степени любителем: «Я искусствовед по образованию, но стал заниматься кино. Мой ближайший друг и партнер — медик, 6 лет отучился, потом попал под обаяние кинематографа и теперь мучается с кино. Мне кажется, что любительский элемент на таком уровне — это прекрасно. Те, кому не суждено этим заниматься, отсеются, а те, кому суждено, останутся».
Лет через 10, по словам режиссера, кино окончательно уйдет в интернет — и уже не будет большой разницы, откуда родом режиссер, из столицы или из региона: «Когда ты в сети «торгуешь собой», у тебя аудитория — весь мир. Просто мы пока не знаем, каким образом кинематографисты смогут возвращать через интернет вложенные деньги. Как только этот механизм окончательно наладится, все вопросы региональной принадлежности авторов сотрутся. Интернет всех уравняет, как кольт».
Егор Кончаловский с директором кинокомплекса «Иллюзиум» Татьяной Пивоварчук |
По мнению Кончаловского, добротный российский фильм должен стоить $1,5 - 2 млн., плюс примерно еще миллион — на продвижение картины. Все, что стоит дороже, — зона риска или простая арифметика: нельзя показать фильм большему числу людей, чем есть в твоей стране. «Тарантино снял «Бешеных псов» за 800 тысяч долларов, Федя Бондарчук — «Сталинград» за 40 миллионов рублей, — рассказывал Кончаловский. — Кому-то нравится то, кому-то другое. Бывает, что денег много, и все равно ничего не получается, а бывает, и без денег — шедевр. Здесь какой-то другой счет. У кино, которое делается по законам блокбастера, нет пределов цены».
«А вы Ди Каприо дали бы «Оскар»?» — спросил кто-то из журналистов. «Дал бы, — ответил режиссер. — Я бы вообще всем кинематографистам мира дал бы по «Оскару», чтобы навсегда закрыть вопрос с желанием получить эту награду. Американское кино — это в большей степени не кино, особенно то, которое мы видим в наших кинотеатрах. Это пропаганда, глобализация, бизнес.... А «Оскар» — вершина, эдакий Эверест, Олимп кинематографической индустрии. Я очень спокойно отношусь к «Оскару» — наверное, потому что у меня его нет».
Челнинский режиссер и организатор фестиваля Александр Маркин |
...ИЗ-ЗА СЛОЖИВШИХСЯ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОССИЕЙ И УКРАИНОЙ
На фестивале не раз вспоминали Украину — благо, многие работы в этом году оттуда. Часть из них не вошла в конкурсную программу из-за чрезмерной «актуальщины». Челнинский режиссер и организатор фестиваля Александр Маркин зачитал со сцены короткое письмо одного из украинских участников фестиваля, который не приехал на церемонию. В письме говорилось, что визит его невозможен из-за «сложившихся отношений между нашими странами». Позже другой участник из Одессы Виктор Демковский, получая награду за лучшую актерскую работу в своем фильме «Выстрел в сердце», признался, что после письма своего соотечественника не знает, что и чувствовать. «Я даже не знаю, правильно ли я сделал, что приехал сюда», — сказал он, заметно растерявшись. Кто-то из зала крикнул: «Правильно!» И зрители ободрительно зааплодировали.
«Я общался с украинскими авторами — они не знают, что будет дальше с их деятельностью, с их творчеством, — рассказал Маркин корреспонденту «БИЗНЕС Online». — Очень много студий закрылось. У контор, которые раньше снимали видео, клипы, рекламу, сейчас нет заказов. Был фильм одного участника из Одессы, который не взяли в конкурсную программу. Там по сюжету в конце прилетают бомбардировщики и начинают бомбить город. Было еще несколько работ, в них явно чувствуется состояние кризиса».
Наградами в жанре неигрового кино были отмечены фильмы «Заклятие смехом» Михаила Озерова (Харьков) и «Забвение» Артура Якубова (Киев). В номинации «лучший игровой фильм» победила работа петербургского режиссера Эвелины Барсегян «Один человек вас любит», в номинации «лучшая режиссура» — «Потерянный дом» Николая Котяша из Химок. Гран-при фестиваля получила работа «Опыт небесных светил» режиссера Арсения Краузе из Москвы.
В последующие дни в рамках Камского фестиваля искусств в городе пройдет 24-часовой марафон современного искусства «Арт-школа», фестиваль молодежной культуры «Арт-Квадрат», гала-концерт в рамках Дня молодежи, а также культурный марафон «ТуганАрт», где на одной площадке сойдутся театр, экстремальный спорт, поэзия и визуальное искусство. Завершится фестиваль 28 июля открытием в Челнах постоянно действующего современного центра искусств «Метро».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.