11.jpg
Сегодня в Госсовете минстрой отчитался о проведении капремонта в Татарстане

КРЫША РУХНУЛА, А ДО НОВОГО КАПРЕМОНТА — 30 ЛЕТ

На неудобные вопросы депутатов Госсовета пришлось сегодня отвечать представителю минстроя РТ на заседании комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству. Хотя начиналось все довольно спокойно...

Сначала начальник управления жилищно-коммунального хозяйства минстроя РТ Ильдус Насыров напомнил, что разработана республиканская программа капремонта домов до 2043 года (найти свой дом можно по этой ссылке), что собственники всех многоквартирных домов в РТ, как и должны были, до 1 июня определились, каким образом они намерены аккумулировать отчисляемые средства на капремонт. Почти 15,1 тыс. из 15,4 тыс. домов выбрали способ, за который и ратовали власти, — будут формировать фонд капремонта на счете регионального оператора (он создан на базе ГИСУ). И лишь оставшиеся 327 домов выбрали способ накопления фонда капремонта на спецсчете в банке. «Средства, накопленные на спецсчете, могут быть использованы только на капремонт, когда подойдет срок. Но эти дома не получат — мы планируем, мы думаем — в той мере государственную поддержку, которую бюджеты РТ и муниципальных образований проводят через регионального оператора», — сделал ремарку Насыров.

Объем финансирования программы капремонта на этот год составил 4,6 млрд. рублей, из них 2 млрд. рублей — это средства собственников. Еще почти по миллиарду будет выделено из бюджетов Татарстана и муниципальных образований. Всего в этом году капремонт будет проведен в 793 многоквартирных домах общей площадью 4,8 млн. кв. метров. Планируется улучшить жилищные условия 202,2 тыс. граждан, отчитался Насыров.

«А как быть, если в доме рухнула крыша, а ждать нового капремонта, согласно тому самому графику, надо 30 (!) лет?» — спросил у него депутат Леонид Барышев. Предприниматель имел в виду совершенно конкретное ЧП, которое произошло в Елабуге, но тогда обошлось без жертв. Когда стали разбираться в его причинах, выяснилось, что капремонт в доме был лишь три года назад, правда, крышу тогда не ремонтировали.

29090.jpg
Леонид Барышев вспомнил ЧП в Елабуге, когда в доме рухнула крыша. Когда стали разбираться в его причинах, выяснилось, что капремонт в доме был лишь три года назад

Работы по капремонту в действительности будут идти быстрее, чем отражает график, пообещал Насыров. Законодатель обязывает составлять план лишь с учетом средств жильцов, то есть тех самых 2 млрд. рублей, а ведь в РТ они составляют лишь половину от всех собранных средств. «Дома 2043 года мы планируем сделать примерно на 15 лет раньше», — пояснил Насыров. Кроме того, муниципальные власти сами могут подвинуть дом вперед в очереди по графе «ремонт кровли».

Барышев предложил создать резервный фонд, чтобы жильцы не сидели без крыши, даже если муниципальные власти поставят дом в очередности одним из первых. Все-таки не в Африке живем...

ТУТ ПОДКРАСИТЬ, ТАМ ПРИБРАТЬСЯ, А РЕАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДОМА НИКТО НЕ ЗНАЕТ!

Более категоричен был депутат Александр Евдокимов, который заявил, что сотрудники управляющих компаний зачастую составляют перечень работ без анализа состояний несущих конструкций, без «нормальной экспертизы дома», чаще всего ограничиваясь покраской фасада, выдавая это за капремонт. И слава Богу, что в Елабуге обошлось без жертв, но раз в 50 лет трагедия может и прийти.

— Кто определяет, что надо ремонтировать? Кто проверяет основные несущие конструкции дома? — спросил Евдокимов.

— Управляющая организация, — ответил Насыров.

— Какая управляющая организация?! Их там нет!

— Тогда ТСЖ!

— Не ТСЖ! Раз министерство жилищного хозяйства есть, то вы должны контролировать все дома, все несущие конструкции, которые есть.

— Как вы себе это представляете? 16 тысяч домов!

504daa43d29ca.jpg
Александр Евдокимов: «Раз министерство жилищного хозяйства есть, то вы должны контролировать все дома, все несущие конструкции, которые есть»

— А как вы хотите? Конечно, проще отчитаться: фасад покрасили — провели капремонт.

Насыров начал объяснять технологию: составляется проектно-сметная документация по заказу управляющей компании, которая изначально делает дефектную ведомость... На вопрос депутатов, как составляется очередность, он ответил, что по нормативу: когда дом был построен, когда в нем был проведен капремонт.

— То есть никто ножками не ходил, исследование не делал, — в подтверждение своих слов сказал Евдокимов.

В Казани проводится «визуальный осмотр дома», добавила Разиля Исмагилова — зампредседателя комитета ЖКХ исполкома Казани.

— Вот! Тут подкрасить, там в подъезде прибраться, чтобы народ не жаловался, а реальное состояние дома никто не знает! — сказал Евдокимов и напомнил про советское время, когда экспертиза проходила более внимательно, четко были определены ответственные, а после случая в Елабуге давно бы завели уголовное дело.

УПРАВЛЯЮЩИЕ КОМПАНИИ — ЭТО НЕ БИЗНЕС. ЭТО ОБУЗА

Заступился за управляющие компании депутат Мунир Гайнуллов, тоже строитель.

— Всех собак мы вешаем на управляющие компании, но управляющие компании — это на самом деле не бизнес. Это обуза. Все долги виснут на управляющих компаниях. Думаю, что 100 процентов УК в Татарстане практически банкроты. Вроде у них есть прибыль, но она в долгах населения.

«Недоработки», по мнению Гайнуллова, на уровне федерального законодателя. Сегодня задолженность — 4 млрд. рублей, но энергоснабжающие организации требуют оплату в 100%. А кто платит?

— Но во всяком случае еще никто не отказался быть там руководителем, — подметил Евдокимов.

— Если бы это было бизнесом, можно было выставлять на тендер, кто лучше обслуживает... Но сегодня, по сути, администрации городов, районов вынуждены назначать (в УК руководителейприм. авт.), — объяснил Гайнуллов.

— Это бизнес, но специфический. И в какой-то мере изуродованный, — констатировал Галеев.

Возможно, предупредить о потенциальной угрозе в том или ином доме должна Госжилинспекция, порассуждали депутаты, тем более ей в последнее время «только и делают, что расширяют полномочия». Однако ее представитель развел руками: у нас нет ни полномочий «заходить внутрь», ни технической, кадровой возможностей дать техническую оценку состояния дома.

— Какие полномочия — зашел в подвал да на крышу? — удивился Евдокимов.

— Мы и заходим.

В итоге депутаты остановились на том, чтобы проработать вопрос. Либо дать «полномочия и возможности» Госжилинспекции, либо создать новую структуру, которая бы изучала состояние домов до и после капремонта. Кроме того, возможно, необходимо создать документ, который бы вводил уголовную ответственность для подписывающих заключительные экспертизы, пока «звонок» в Елабуге, действительно, не обернулся трагедией.