НА РЫНКЕ — ПОКУПАТЕЛЬСКИЙ ПЕССИМИЗМ

29 компаний-участников форума в автограде принимал «ТД Челны-хлеб», генеральный директор которого Эдуард Юнусов является руководителем комитета СНСР, занимающегося как раз продвижением формата фреш-маркет и собственного производства. Выступая на пленарном заседании, Юнусов отметил, что на данный момент в продуктовом секторе сложилась явно непростая ситуация.

«Общая стагнация экономики страны — рост ВВП в первом квартале 2014 года составил около 0,5 процента вместо прогнозируемых 2,5 процентов — ударила по многим сферам. Целевой прогноз по инфляции на 2014 год составляет порядка 6 процентов. Обслуживание кредитов достигло 30 процентов доходов населения. На этом фоне отсутствует рост зарплаты, или он является совсем незначительным. Как следствие, у людей возник определенный страх тратить деньги в ожидании кризиса. Это наглядно демонстрирует индекс покупательную активности населения», — сказал Юнусов, обратив внимание присутствующих на то, что этот показатель в октябре-декабре 2013 года оказался таким же, как в 2012-м, а по итогам первого квартала 2014 года еще снизился.

Индекс покупательской активности населения

Индекс покупательной активности населения
(Чтобы увеличить картинку, нажмите на нее)

Естественно, финансовые сложности населения не могли не сказаться и на самой, казалось бы, безопасной отрасли — продуктовом ретейле. В частности, расходы населения на продукты питания в первом квартале снизились на 12 - 16% в денежном выражении. Более того, люди все чаще отдают предпочтение магазинам с более низкими ценами.

«Изменяется и структура спроса потребителей, — конкретизировал Юнусов-младший. — По данным Росстата, ежегодно сокращаются продажи хлеба и хлебобулочных изделий на 4 процента. Рынки сейчас уже не растут на 20 - 30 процентов, как это было ранее, и рынки продуктов питания в том числе. В стране наблюдается покупательский пессимизм. Согласно проведенным опросам, более трети потребителей, а именно — 36 процентов, изменили состав своей продуктовой корзины. Существенно сократилось потребление замороженных полуфабрикатов (на 33 процента), кондитерских изделий (на 32 процента) и алкоголя (на 31 процент). При этом выросли продажи свежего мяса (на 36 процентов), молочных продуктов (на 40 процентов) и овощей и фруктов (на 50 процентов)».

СРЕДНИЙ ЧЕК В ФАСТ-ФУДЕ СОСТАВЛЯЕТ 5,4 ЕВРО, В РОЗНИЦЕ — 3,3 ЕВРО

По данным того же опроса, озвученного Юнусовым, для 42% россиян главным для выбора места покупки продуктов является наличие свежих овощей и фруктов, а для 40% — качество и свежесть товара.

«Это нас наталкивает на мысль развивать философию фреш, — сделал логичный вывод докладчик. — Именно улучшение качества и расширение предложения продукции фреш позволяет региональным ретейлерам конкурировать с федеральными сетями. Избегая при этом приема ценового сравнения и обеспечивая максимальную посещаемость, что, в свою очередь, помогает формировать долгосрочную лояльность покупателей».

Поясним, что под категорию продуктов фреш попадают фрукты и овощи, свежее мясо, птица, рыба, молочные продукты, хлеб и хлебобулочные изделия, а также продукция собственного производства. По статистике, за этими продуктами человек ходит в магазин в среднем от 1,6 до 3,2 раза в неделю — это и есть максимальная посещаемость. И рынок органической продукции в России постоянно растет. Так, если в 2012 году он составлял $148 млн., то в 2013-м — уже 167 млн., в 2015-м, по прогнозам, продажи могут достичь $225 миллионов.

Средний чек на человека по сегментам
Средний чек на человека по сегментам

Аргументом для развития собственного производства в ретейле является сумасшедший ритм современной жизни, при котором просто некогда готовить самому. Поэтому доля рынка food to go — продукты на вынос — постоянно растет. В России, кстати, 33% опрошенных заявили, что им некогда готовить, и они предпочитают покупать уже все готовое в магазине. Это не так много, как, например, в Бразилии (51%) или Индии (53%), но, по мнению ретейлеров, емкость такого рынка в нашей стране очевидна и ее надо максимально использовать.

К тому же средний чек в фаст-фуде в нашей стране несколько выше, чем в рознице — 5,4 евро на человека против 3,3 евро. Так что ретейлерам, дабы не только выжить, но и развиваться, грех это не учитывать. И речь, кстати, идет не только о салатах, фарше или курице-гриль, изготовленных в магазине. Некоторые региональные сети, в частности, «Челны-хлеб», уже начали внедрять некие кафетерии прямо в торговой точке, так называемые кулинарные островки.

ПРОДУКТОВОМУ КЛАСТЕРУ БЫТЬ?

Заметим, что напрямую на бизнес-форуме не говорилось о конкуренции между региональными и федеральными торговыми сетями, но все же эта тема незримо присутствовала. В частности, замминистра промышленности и торговли РТ Рашат Фаттахов сделал реверанс в сторону участников мероприятия.

«Сегодня нам очень важно, что вы присутствуете на рынке. Это идет на пользу и покупателям, и производителям. Это связано с федеральными сетями. Очень трудно попасть на их полки, гораздо легче это сделать в сотрудничестве с вами. Тоже непросто, конечно, но ваша доступность для местных производителей более правильная», — сказал Фаттахов.

Юнусов сначала ответил любезностью на любезность. «Мы, конечно, чувствуем со стороны министерства определенное внимание, — отметил он и продолжил, — но хотелось бы, чтобы оно увеличивалось. Вот мы говорим о малом и среднем предпринимательстве. Тут сидят мои коллеги и думают, как выжить в условиях конкуренции с федеральными сетями, такими как «Магнит», X5 Retail Group. У них государственная поддержка более существенна, чем наша. Просто бытует у многих уже мнение, что регионы слабые. Но мы, как предприниматели, не только морально имеем право смотреть на солнце, еще и доказываем своими делами, хорошими показателями, что мы конкурентоспособны».

Не секрет, что одной из причин самого создания союза независимых сетей России в 2006 году была как раз угроза со стороны федеральных сетей «выдавливания» с рынка местных игроков. К слову, тогда, 8 лет назад, напомнил Сергей Кузнецов, исполнительный директор (СНСР), в организации состояло всего 6 региональных компаний. Сегодня количество участников союза достигло 72 компаний с совокупным товарооборотом в 220 млрд. рублей в год и общим количеством магазинов более 2,5 тыс. в 56 регионах страны. Свою основную задачу — способствовать развитию региональных сетей, их конкурентоспособности — СНСР выполняет по двум главным направлениям. Одно из них — обмен передовым опытом, идеями, наработками. Бизнес-форум в Набережных Челнах — лишь один из примеров такой работы. Второе направление — взаимодействие с органами власти. Однако пока региональное лобби вряд ли можно назвать таким же эффективным, как влияние на власти федеральных ретейлеров. И повернуть последних лицом к местному производителю получается далеко не всегда.

Что же касается создания агропромышленных технопарков в регионах (напомним, в Татарстане эту идею уже несколько лет не может реализовать генеральный директор ЗАО «Челны-хлеб» Рафаэль Юнусов), то тут Кузнецов однозначно заявляет, что такой проект может быть реализован только при участии местных сетей. «Если без них, то это будет мертворожденное дитя. Не будет связи между производителем и покупателем. Взаимодействие же с местными розничными сетями будет гораздо эффективнее», — считает Кузнецов.

Процент людей, которым не хватает времени готовить, по странам
Процент людей, которым не хватает времени готовить, по странам

Впрочем, с федералами тоже можно договариваться. Об этом корреспонденту «БИЗНЕС Online» рассказал начальник отдела поддержки и развития предпринимательства исполкома города Радмир Беляев.

«Безусловно, поддержка местного товаропроизводителя и в Набережных Челнах, и в Татарстане находится в приоритете. Когда наши сети развиваются, они стараются брать свежие продукты, от сельхозпроизводителей, работающих в республике. А что касается конкретно пищевиков, нам как муниципальному образованию проще работать с местными сетями. У них есть понимание развития территорий, есть общая задача. Что касается федеральных сетей, то им легче регулировать цены, потому что у них и объемы больше и поток продаж больше, и финансовые возможности позволяют. Но мы работу с ними ведем системно, постоянно находимся в диалоге. В рамках «Дня местного товаропроизводителя» презентуем им челнинскую продукцию. И не просто показываем и говорим «берите», а доказываем, что она качественная и свежая. И самое главное, что покупатели уже требуют, чтобы в федеральном ретейле была местная продукция. И у нас она представлена — и в Metro, и в «Ленте», и в Х5 Retail Group, и в «Пятерочке», — сказал Беляев.

Он также добавил, что генеральный директор «Эссен Продакшн АГ» Леонид Барышев абсолютно правильно поднимал вопрос о создании продуктового кластера. «Сейчас мы готовим анализ по этому вопросу. На первом этапе стоит задача промониторить общий объем производимой пищевой продукции и ее доли в общем объеме. Потом на основании этих данных будет приниматься решение о создании продуктового кластера», — отметил Беляев.

«МЫ БЕЖИМ ЗА ЧЕЛНИНЦАМИ, НАСКОЛЬКО УСПЕВАЕМ»

Участники бизнес-форума, опрошенные корреспондентом «БИЗНЕС Online», высоко оценили эффективность подобных мероприятий. Причем некоторые компании уже почувствовали экономический эффект от участия в прошлогоднем форуме.

Андрей Куликов — коммерческий директор ООО «Дуслык» (бренд «Тэмле», Набережные Челны):

— В первую очередь, конечно, такие форумы — это общение участников рынка. Если есть какие-то вопросы, проблемы — встречаемся, обсуждаем, решаем. Ну и обмен опытом, конечно, необходим. Мы сферой собственного производства начали заниматься недавно, у нас оно присутствует всего в 8 магазинах. Но такие форумы показывают, что направление это перспективное, и мы будем его развивать.

Елена Бродская — коммерческий директор ТГ «Ижтрейдинг» (Ижевск):

— Фреш-форум — один из самых удачных круглых столов, который реализован в рамках нашего союза. Было очень интересно увидеть, как устроено производство в « ТД Челны-хлеб», как организовано все у них в магазинах. С любого такого мероприятия мы минимум 10 находок привозим. И многие сети лучше, чем мы, хотя по обороту у нас очень хорошие показатели. Но нам есть куда стремиться.

Александр Сикачина — управляющий, компания «Гулливер» (Ульяновск):

— На аналогичном форуме мы поняли, что овощи и фрукты — очень важная тема. После него открыли централизованные поставки. И их доля с 6,5 процентов в обороте выросла до 10 процентов. Что касается собственного производства, то мы развиваем кулинарную составляющую магазинов, есть централизованное производство салатов, открыли мясопереработку и проектируем пекарню.

Андрей Мартынов — генеральный директор компании «Караван» (Пенза):

— Опыт, полученный нами на прошлом форуме, позволил построить пять супермаркетов с участием формата фреш. И все они показали очень хороший результат с первых дней работы. Мы организовывали их работу в тесном сотрудничестве с «ТД Челны-хлеб». Тут мы бежим за челнинцами, насколько успеваем. Они на себе экспериментируют, а потом мы перенимаем их положительный опыт.

Владимир Шмидт
Владимир Шмидт

Владимир Шмидт — генеральный директор компании «Континент вкуса» (Новосибирск):

— Формат фреш-маркета на самом деле является трудноисполнимым и требует непосредственного участия собственника или очень заинтересованного менеджера. И это очень хорошо для нас. Потому что федералы, наверное, этот формат не осилят. Этот формат реализован в США и Европе. В России его пока еще только пытаются сделать различные компании. А потому региональные ретейлеры в этом плане пусть не впереди, но на одной стартовой линии с теми же «Бахетле», «Азбукой вкуса».

Сергей Дуцев — президент ООО «ТД Миндаль» (Тольятти):

— Мы не можем пока похвастаться серьезными достижениями, но однозначно, что направление это очень сложное, но оно и перспективное. И то, что сложное, — это плюс. Как говорил Шарль де Голль: «Не ходите простыми дорогами, а идите сложными путями, там вы встретите меньше конкурентов». Так и здесь. Надо няньчиться с этим направлением, и я думаю, что что-то у нас получится.