ПОТОМУ ЧТО КРИЗИС – ЭТО КОГДА НЕПОНЯТНО, ЧТО ПРОИСХОДИТ. А СЕЙЧАС ВСЕ ПОНЯТНО…

В столице Татарстана сегодня проходит конференция "Логистика и транспорт. Казань-2009". В ней участвуют 120 представителей крупных торговых и промышленных предприятий, компаний, оказывающих транспортные и логистические услуги, эксперты в сфере складской и транспортной логистики из Казани, Набережных Челнов и других городов РТ, а также Москвы, Нижнего Новгорода... На конференции шла речь о развитии логистической инфраструктуры Татарстана, о логистике и внешнеэкономической деятельности, о законодательстве в сфере транспортировки грузов, об интеграции транспортной и складской логистики и многих других проблемах…

ЦИКЛ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЛОГИСТИКЕ

Михаил Боровинский¸ директор компании "SmartA conferences ", рассказал газете «БИЗНЕС Online»:

- Сегодняшняя конференция в Казани проходит в рамках первого в России цикла региональных мероприятий по логистике и транспорту субъектов Федерации. Конференции "Логистика и транспорт" мы планируем провести в крупнейших городах Урала, Сибири и Поволжья, – тех, которые выполняют роль логистических узлов России. Казань входит в их число. Так что, как видите, столица Татарстана выбрана местом такого большого мероприятия не случайно. Подобные конференции уже прошли в Тюмени и Екатеринбурге, после Казани они состоятся в Самаре, Уфе, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Перми и Челябинске. Обсуждаются важнейшие проблемы грузоперевозок, рынка складской недвижимости, транспорта, развития систем производственной, транспортной, таможенной, прикладной логистики, внедрения информационных технологий… Конференция в Казани получилась сильной по составу участников и очень интересной по содержанию, по выступлениям.

 ТУРЦИЯ НАМ ПРИМЕР

Открыл конференцию доклад "Предпосылки и особенности интеграции Татарстана в российскую и международную транспортно-логистическую систему", с которым выступил Вадим Хоменко, член-корреспондент Академии наук РТ, директор ИГиПИ (НИИ ТГГПУ). Он говорил о проблемах развития внутрироссийского рынка транспорта в условиях глобального экономического кризиса. В системе антикризисных программ проблема российского транспортного рынка рассматривается недостаточно глубоко, тем более что 70% связей на нем сегодня уходят назад, в прошлое. Докладчик сказал:

- В этих условия ведущими становятся вопросы логистики, вопросы продвижения наших путей на те рынки, которые представляют интерес для России, и вопрос развития внутрироссийского транспортного рынка, способного обеспечить значительную часть развития экономики...

Пока же этот наш рынок длительное время лишь ослабевал и терял традиционные связи…

Хоменко привел в пример Китай (который с завистью поминают экономисты на многих конференциях), и неожиданно – также Иран и даже Азербайджан, в котором, по оценкам Всемирного банка развития, в нынешнем году, в кризис, ожидается рост ВВП где-то на 8%.

Примером может служить и Турция, которая стала сгустком транспортных артерий и трубопроводов, хотя их немалую часть могла бы взять на себя Россия, получая от этого солидный доход. Не случайно проблему сбыта продукции отечественного производства докладчик назвал глобальной:

- С этой точки зрения развитие логистических связей внутри России, международных связей приобретает в кризис решающее значение… Несколько российских регионов обладают уникальными возможностями для того, чтобы способствовать решению этой проблемы, в том числе Татарстан, как центр притяжения в системе межрегиональных связей.

ТОРГУЮТСЯ ДЕНЬГИ

Тему продолжила Любовь Кузьмина, начальник отдела стратегии и развития министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ. Она говорила о федеральной программе "Развитие транспортной системы России в 2010 – 2015 годах", которая предусматривает создание международного транспортного маршрута "Западная Европа – Западный Китай" или, как быстро переименовали его транспортники, коридор "Балтика – Китай". На осуществление проекта планируется выделить 37 млрд. рублей: 50% - федеральные деньги, 50% – деньги инвесторов. На разработку проектно-сметной документации в 2010 – 2012 годах будет потрачено 627 миллионов рублей. В настоящее время на создание такой документации уже объявлены торги.

В коридор "Балтика – Китай" успешно вписался Татарстан – к некоторому, мягко говоря, неудовольствию других регионов, которые также претендовали на роль лидеров логистики. Участие в стратегической программе позволило республике реанимировать идею логистического центра в Свияжске. Этот центр теперь должен стать не только региональным оператором федерального значения, но международным транспортным оператором.

В Свияжске будут объекты и федеральной собственности (внешняя подводная железнодорожная ветка, три причала, 12 км автомобильной дороги до большой трассы), и республиканской, и частных инвесторов.

 ТАМОЖНЯ И ТРАНСПОРТ

Большой интерес вызвало выступление Александра Преорчука, начальника отдела таможенных процедур и таможенного контроля Приволжского таможенного управления ФТС России (Нижний Новгород). Он говорил о проблемах таможни – скажем, о том, что на сегодняшний день существующая структура таможенных органов в Приволжском округе считается неоптимальной. Однако участников конференции больше интересовали проблемы, которые им создает таможня. Спрашивали, зачем строить огромные терминалы, если все равно проверять товары таможенники будут на границе? Напоминали, что автомобильным транспортом перевозятся всего 14% грузов, – однако намечаемые изменения коснутся только этого транспорта, а на железнодорожном все останется по-старому…

 ЭФФЕКТ МУСТАНГА

"Профилактика правонарушений в цепях поставок. Новый инструмент управления поставщиками и удовлетворенностью клиентов", – так назывался доклад москвички Елены Меланич, международного консультанта по обеспечению сохранности и безопасности цепей поставок, члена ассоциации TLP&SA (США).

Она сказала о первых своих впечатлениях о Казани: очень восхитилась, увидев, как перед логистической конференцией освобождены дороги и четко работает ГИБДД. Но потом узнала, что это не участников конференции так встречают, а просто из аэропорта они ехали по той же дороге, по которой и президент РТ…

Меланич говорила об обеспечении безопасности перевозок грузов, об уникальном инструментарии управления ответственностью, о новых устройствах, которые позволяют прямо в пути контролировать "самочувствие" товара – не подвергся ли он (на наших кочках) нежелательным ударам, выдерживается ли определенная температура, что очень важно, скажем, для вакцин… Рассказала об установлении системы контроля на производстве – что, впрочем, далеко не всеми воспринимается "на ура": какой мустанг хочет, чтобы на него надели седло?.. Напомнила, что даже новейшие устройства злоумышленники расшифровывают всего-то за четыре месяца...

Мимоходом высказала парадоксальную мысль:

- Кризис закончился! Потому что кризис – это когда непонятно, что происходит. А сейчас все понятно…

 ЭКСКУРСИИ К КОНКУРЕНТАМ

О своих предприятиях – и, с точки зрения выступавших, о несомненных их преимуществах перед другими, – на конференции рассказали представители Военно-страховой компании (Казань), группы компаний "Смайл" (Казань") и другие.

После окончания выступлений, ближе к вечеру, началась автобусная экскурсия в индустриальный парк "Биек-Тау" и логистический комплекс "Q-Park Казань". Это две конкурирующие компании, и задумка организаторов конференции показать участникам сразу обе весьма любопытна…

Елена Чернобровкина,
фото автора