Будущий облик первых трех станций второй линии казанского метро показали в «Татинвестгражданпроекте» (ТИГП)Будущий облик первых трех станций второй линии казанского метро показали в «Татинвестгражданпроекте» (ТИГП)

Готовы интерьеры первых трех станций второй линии

Будущий облик первых трех станций второй линии казанского метро показали в «Татинвестгражданпроекте» (ТИГП). Проходку второй линии «Казметрострой» начал в апреле 2020 года. Первая очередь включает в себя четыре станции с перегонными тоннелями протяженностью 5,8 км — для сбора идей интерьеров решено провести конкурс.

Напомним, конкурсов было два. Первый провели по старым рабочим названиям станций, второй — по новым. К работе над новыми названиями привлекались краеведы, архитекторы, культурологи и другие специалисты. Варианты выносились на открытое голосование среди жителей города. В феврале 2022 года общественности стали известны результаты:

  • станцию «Улица Юлиуса Фучика» в итоге назовут «100-летие ТАССР»;
  • рабочее название станции «10-й микрорайон» поменяли на «Академическую»;
  • первоначальная станция «100-летие ТАССР» стала называться «Зилант»;
  • станция «Улица Академика Сахарова» — «Тулпар».

Результаты работ конкурсантов оценивало жюри, в которое вошли мэр Казани Ильсур Метшин, главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина, гендиректор ТИГП Адель Хуснутдинов, почетный архитектор РФ Елена Валеева, гендиректор «Метроэлектротранса» Айдар Абдулхаков и др.

Вторая ветка Казанского метрополитена должна состоять из 12 станций протяженностью около 20 км, ее конечная станция предполагается на улице Восстания. Четыре станции первой очереди второй линии казанского метро должны открыться в 2027 году.

Первая линия метро, протяженностью 19 км, имеет 11 станций и связывает Авиастроительный район с Приволжским на юге Казани. Она была полностью открыта в 2018 году.

Пересадочными станут станции «Дубравная» и «Яшьлек».

Итоговые проекты трех станций выполняют специалисты ТИГП, «100-летие ТАССР» поручено Институту развития города.

Несмотря на то что творческих ограничений у конкурсантов не было, важно учитывать не только мечты авторов, но и нормативы, отметила в разговоре с «БИЗНЕС Online» главный архитектор ТИГП Валеева. Доработать предложенные идеи и создать что-то новое — таковы теперь одни из главных задач, стоящих перед ее командой. «Мы объединили визуальные особенности каждой концепции и адаптировали образы с учетом технических возможностей и нормативов метрополитена», — пояснила она.

Как в итоге будут выглядеть первые три станции?

В оформлении интерьеров станции «Академическая» отдали предпочтение тематике ядерного реактораВ оформлении интерьеров станции «Академическая» отдали предпочтение тематике ядерного реактора

Для оформления «Академической» выбрали тему ядерного реактора

Начнем со станции «Академическая», которая к 2027 году появится на пересечении улиц Фучика и Завойского. В оформлении интерьеров станции отдали предпочтение тематике ядерного реактора.

Авторы ТИГП стилистически объединили потолок, стены, колонны, элементы декора и мебелиАвторы ТИГП стилистически объединили потолок, стены, колонны, элементы декора и мебели

«Нам хотелось подчеркнуть, что станция находится на улице известного физика Евгения Завойского», — рассказывает автор проекта, архитектор ТИГП Никита Веденеев (выпускник КГАСУ, соавтор интерьеров перинатального центра на базе больницы №7).

Евгений Константинович Завойский (1907–1976) вошел в историю науки благодаря открытию электронного парамагнитного резонанса (ЭПР) и ряду работ по ядерной физике, управляемому термоядерному синтезу и физической электронике.

Кроме того, ученый в 1947–1951 годах принимал участие в работах по созданию атомной бомбы.

Известно, что Завойский большинство своих исследований проводил в Казани, заведовал кафедрой экспериментальной физики Казанского государственного университета и кафедрой общей физики Казанского авиационного института.

Авторы ТИГП стилистически объединили потолок, стены, колонны, элементы декора и мебели. Архитектурная форма потолка как ключевой элемент интерьера была унифицирована и дополнена медными элементами — составной частью деталей реактора.

«ТВЭЛы являются одним из символов ядерного реактора — под ними находятся топливные элементы. Мы взяли их форму и пропорции, адаптировав под общую стилистику станции»«ТВЭЛы являются одним из символов ядерного реактора — под ними находятся топливные элементы. Мы взяли их форму и пропорции, адаптировав под общую стилистику станции»

«ТВЭЛы являются одним из символов ядерного реактора — под ними находятся топливные элементы. Мы взяли их форму и пропорции, адаптировав под общую стилистику станции. Также мы использовали цветовую палитру ТВЭЛов для металлических вставок, но только в более спокойном варианте», — дополняет Веденеев.

Кроме того, команда решила усилить образ и интегрировала на пол мозаичное панно в форме ТВЭЛов.

Идею использовать в оформлении интерьера станции «Тулпар» детские рисунки в соответствующей, восточной тематике сказки о Тулпаре — крылатом коне из тюркской мифологии предложила команда ВалеевойИдею использовать в оформлении интерьера станции «Тулпар» детские рисунки в соответствующей, восточной тематике сказки о Тулпаре — крылатом коне из тюркской мифологии — предложила команда Валеевой

Сказки о Тулпаре в оформлении одноименной станции: метро возле «МЕГИ» украсят детскими рисунками

Идею использовать в оформлении интерьера станции «Тулпар» детские рисунки в соответствующей, восточной тематике сказки о Тулпаре — крылатом коне из тюркской мифологии — предложила команда Валеевой. Отобрали 50 рисунков, которые стали основой концепции интерьера.

Колонны также участвуют в создании общей атмосферы станцииКолонны также участвуют в создании общей атмосферы станции

«Выбор, конечно, был достаточно непростым, все рисунки уникальные, дети рисовали от души, вкладывали весь свой талант», — комментирует автор дизайна интерьеров, архитектор ТИГП Роберт Хабиров (выпускник КГАСУ, соавтор дизайна интерьеров IT-парка).

Команда ТИГП дополнила интерьер станции динамическую подсветкуКоманда ТИГП дополнила интерьер станции динамической подсветкой

Колонны также участвуют в создании общей атмосферы станции. Команда ТИГП дополнила интерьер станции динамической подсветкой. В будни перфорированные панели на колоннах и стенах будут озаряться теплым белым светом. А в праздничные дни игра разноцветных огней добавит сказочного эффекта.

В оформлении станции «Зилант» объяснимо оттолкнулись от ее названия. Пространство решено оформить элементами, стилизующими станцию, так, чтобы складывалось ощущение присутствия мифического существаВ оформлении станции «Зилант» объяснимо оттолкнулись от ее названия. Пространство решено оформить элементами, стилизующими станцию, так, чтобы складывалось ощущение присутствия мифического существа

Пещера Зиланта: «чешуя» на колоннах станции, имитация подземной реки и светящиеся «самоцветы»

В оформлении станции «Зилант» объяснимо оттолкнулись от ее названия. Пространство решено оформить элементами, стилизующими станцию, так, чтобы складывалось ощущение присутствия мифического существа. К примеру, нижнюю часть колонн планируют покрыть металлом, напоминающим чешую.

«Мы добавили по всей станции зеленую подсветку и интегрировали металлическую „чешую“ прямо в колонны — ее можно потрогать. А самые внимательные пассажиры смогут увидеть даже „след“ хвоста Зиланта на платформе»«Мы добавили по всей станции зеленую подсветку и интегрировали металлическую «чешую» прямо в колонны — ее можно потрогать. А самые внимательные пассажиры смогут увидеть даже «след» хвоста Зиланта на платформе»

Еще одна изюминка проекта этой станции — металлические панели, имитирующие текстуру воды. Такое архитектурное решение работает на ощущение присутствия в той самой пещере дракона. В описании концепции, кроме того, упоминаются светящиеся «самоцветы», которые будут встречать посетителей станции на входе.

Воплощение своих идей так или иначе нашли победители обоих конкурсов.

Идеи победителей Максима Белова и Дениса Хохлова нашли свое отражение в концепции станции «Тулпар». Работы конкурсантов Алексея Матвеева и Ильи Готлиба  учтены в дизайне станции «Зилант». В концепцию станции «Академическая» легли идеи Александры Орловой и Алисы Силантьевой.

«Мы добавили по всей станции зеленую подсветку и интегрировали металлическую „чешую“ прямо в колонны — ее можно потрогать. А самые внимательные пассажиры смогут увидеть даже „след“ хвоста Зиланта на платформе» — рассказывает архитектор ТИГП, разработчик проекта Альфия Сайфутдинова (выпускница КГАСУ и соавтор дизайна интерьеров театра «Мастеровые»).

Оформление колонн, к слову, на этом не заканчивается. Так, на них появятся традиционные национальные узоры, а центральное место в оформлении станции займет герб Казани с изображением Зиланта.