В этом году могут произойти форс-мажоры в российской экономике. Это связано с ростом уровня мировой экономической и политической неопределенности, сообщил в беседе с «Газетой.ru» кандидат экономических наук, доцент кафедры общественных финансов Финансового университета при правительстве РФ Игорь Балынин.

 Фото: «БИЗНЕС Online»

По словам Балынина, могут усилиться текущие политические конфликты и возникнуть новые, в частности, из-за недовольства населения руководством во многих недружественных России странах. Это повлечет экономические последствия. В их числе — корректировка объемов взаимодействия с другими странами, а также изменение цен на сырьевые товары.

«Пожалуй, в данный момент мало кто верит, что абсолютно все заявления [избранного президента США Дональда] Трампа будут реализованы, но если это случится, то будет очередная перестройка мировых логистических цепочек. Если это приведет к падению промышленного производства в странах, в которые мы сейчас поставляем нефтегазовые ресурсы, то возможно и снижение объема таких поставок», — рассказал Балынин.

Между тем финансист ожидает замедления инфляции в этом году. При этом он не исключает риска, при котором ее темпы замедлить не удастся. Также экономист предположил, что может появиться новый товар временного ажиотажного спроса на фоне роста цен, как это было с яйцами в 2023-м и сливочным маслом в прошлом году.

Напомним, в декабре сообщалось, что годовая инфляция, по данным ЦБ, ускорилась до 9,50% с 9,32%. При этом, по данным минэкономразвития РФ, инфляция в России в годовом выражении составила 9,7%. Накануне Балынин спрогнозировал снижение инфляции до 5–6% в этом году.

Ранее президент России Владимир Путин назвал причины роста цен в стране. Первая, по словам главы государства, — это то, что предложение не успевает за спросом, вторая — плохой урожай, третья — рост мировых цен на некоторые продукты, четвертая — антироссийские санкции.

На последнем заседании 20 декабря Центробанк неожиданно решил сохранить ключевую ставку в 21% годовых. Эксперты ждали повышения до рекордных 23–25%, крупнейшие банки в России поднимали процентные ставки по краткосрочным вкладам. До этого, в октябре, регулятор взвинтил ставку сразу на 2 п. п. до 21% годовых, предупредив о вероятности дальнейшего повышения. Тогда ключевая ставка побила рекордный уровень в 20%, установленный сразу после начала СВО на Украине.