Минпромторг РФ скорректировал объемы и сроки поставок отечественных авиационных двигателей на 2025−2026 годы. В частности, ведомство сократило количество моторов для Ту-214, МС-21, SSJ-100. Авиапроизводители получат только 128 силовых установок вместо 192 запланированных в программе развития отрасли до 2030-го. Соответственно, планы на производство сократились в 1,5 раза. Об этом пишут «Известия» со ссылкой на пояснительную записку к проекту постановления правительства, который подготовило ведомство.

Фото: «БИЗНЕС Online»

Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) до ноября 2024-го передала заказчикам только два мотора ПД-14. При этом в октябре прошлого года генеральный конструктор «ОДК-Авиадвигатели» Александр Иноземцев докладывал президенту России Владимиру Путину о планах выпустить в этом году 12 силовых установок ПД-14, а в 2025 году — 24. Сейчас же планы на следующий год по выпуску сократились до 7 единиц.

Ту-214 и МС-21 пора менять местами: с чего начать Бадехе, Бобрышеву и Миргалимову?

Также из пояснительной записки следует, что следующие два года в России планируется собрать 128 авиационных двигателей (в 2025-м — 6 ПД-8, 7 ПД-14 и 11 ПС-90; в 2026-м — 44 ПД-8, 28 ПД-14 и 32 ПС-90). Хотя в программе развития авиационной промышленности до 2030-го, в 2025–2026 годах планировалось выпустить 192 силовые установки для современных отечественных лайнеров.

Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев пояснил, что двигатели ПД-8 предназначены для импортозамещенных SSJ-100 (две штуки на самолет), ПД-14 применяются для МС-21−310 (две штуки на самолет), а ПС-90А используются для Ту-214 (два на борт) и Ил-96−300 (четыре на судно).

Как сообщили газете в пресс-службе минпромторга, изменения нужны для синхронизации планов с положениями комплексной программы развития гражданской авиаотрасли до 2030-го. Наверстать объемы планируют в 2027–2030 годах. «Производство двигателей осуществляется в соответствии с договорами поставки, заключенными с производителями воздушных судов. Изготовление двигателей ранее сроков, предусмотренных договорами, экономически нецелесообразно и связано с возникновением расходов по хранению двигателей, консервации», — говорится в сообщении.

Основатель сервиса безопасности полетов RunAvia и авиаэксперт Андрей Патраков рассказал, что уже произошла очередная, но пока неофициальная, корректировка по планам производства самолетов. «На этой основе можно сделать расчет количества самолетов, планируемых к сдаче в 2025–2026 годах. Судя по цифрам производственной программы, в ней не учтены двигатели для возвратно-обменного фонда. Тем самым до конца 2026 года в России могут вступить в строй до 25 SSJ-New и до 17 многоцелевых авиалайнеров МС-21», — отметил он.

Патраков отметил, что основные трудности в развитии гражданской авиаотрасли связаны не со сборкой самолетов, а с производством комплектующих для них. В основном это бортовое оборудование, в том числе отечественная система предупреждения столкновения самолетов в воздухе. «Ее делают уже более 12 лет и до сих пор она не сертифицирована. В том числе из-за нее затормозилось производства Ту-214, разработанного еще в СССР», — напомнил он. Сейчас в Ту-214 около 13% компонентов требуют импортозамещения, для МС-21 — 60%, а для SSJ-100 — порядка 80%.

Правительство утвердило комплексную программу развития гражданской авиаотрасли в 2022 году. Она подразумевала производство 1 081 самолета, а в мае 2024 года планируемое число воздушных судов сократили до 994. Источник «Известий» в госструктурах сообщил, что разговор о необходимости актуализации программы авиапроизводства действительно идет, т. к. документ составлялся исходя из негативного сценария развития ситуации, который в итоге не подтвердился. «Исходя из этого, надо посмотреть планы и возможности авиакомпаний на ближайшие 5−6 лет. Не исключено, что реальные ожидания рынка могут оказаться скромнее параметров, заложенных в текущей программе», — сказал источник.

Напомним, на прошлой неделе в авиационной промышленности Татарстана произошли кадровые изменения. В понедельник, 25 ноября, как и предсказывали источники «БИЗНЕС Online», Константин Тимофеев покинул должность управляющего директора «Туполева». Тогда же стало известно, что управлять деятельностью «Туполева» будет заместитель гендиректора ОАК по ГОЗ и управлению программами оперативно-тактической авиации 75-летний Александр Бобрышев, который также займет пост управляющего директора компании «Туполев».

На следующий день в отставку отправили директора Казанского авиазавода Николая Савицких. 26 ноября стало известно, что директором Казанского авиазавода назначили Зуфара Миргалимова.

Накануне глава Татарстана Рустам Минниханов посетил Казанский авиазавод им. Горбунова — филиал АО «Туполев». На предприятии состоялось заседание совета директоров «Туполева» под председательством раиса РТ. Источники «БИЗНЕС Online» ранее сообщали, что в Казань приехал генеральный директор ОАК Вадим Бадеха для проведения большого совещания на КАЗе. Участники совещания рассмотрели вопросы деятельности «Туполева», технического перевооружения и строительства, серийного производства самолетов Ту-214, привлечения на завод новых кадров, внешней кооперации.

Как рассказывали «БИЗНЕС Online» сотрудники из цехов КАЗа, в работе с коллективом требуются новые подходы. Наши собеседники сообщали о вакууме информации, непонимании того, куда идет завод. О том, какие проблемы предстоит решить новому руководству, читайте в нашем материале.