Размышляя о парадоксах сталинского руководства государственным и хозяйственным строительством, обозреватель «БИЗНЕС Online» Рустам Курчаков призывает обратить внимание на необходимость целостного восприятия своего исторического прошлого и подчеркивает ограниченность рассудочных оценок.
С Николаем Шодоевым у чакы (коновязь — символ мужского духа «ир-ат»). Музей алтайского Билика (филиал Республиканского краеведческого музея им. Анохина, Алтай, 2016 год)
О ПАМЯТКАХ, ОБРАЗАХ И ЗНАКАХ КНИГИ ЗНАНИЙ
Наследие Иосифа Сталина одним только рациональным умом не понять и не «переварить». Об этом говорит и нескончаемая дискуссия вокруг этого «имени России», в которой рациональные концы никак не сойдутся с логическими концами. Поэтому придется сделать небольшое отступление, чтобы эскизно обозначить роль и значение метанаучного Знания.
О значении Книги писаний и завершающего коранического откровения, ниспосланного через пророка Мухаммада, уже было сказано в прошлых заметках. Эта Книга служит в качестве обобщенной «истории болезни духа и души» народов и цивилизаций. С ней перекликается и алтайский Билик, в котором легендарные образы испытаний духа народов алтайского родового корня прослеживаются с добиблейских времен.
Возникает естественный вопрос: почему же, затрагивая великие фигуры и события нашего прошлого, оставившие глубокий след в фундаменте российской цивилизации, мы должны постоянно обращаться к самым древним «учебникам истории» — писаным и неписаным Книгам Знаний («Бичик-Билик»), которые дошли до наших дней в виде текстов или изустно передаваемых легенд, мифов, сказок, песнопений акынов-кайчи и тому подобного?
Ответ на этот сложный, но правильный вопрос можно долго объяснять и обосновывать. Но мы, не отвлекаясь от темы, скажем просто и утрированно: потому, что эти «учебники» основаны на пророческих откровениях, то есть знаниях, пришедших на разных этапах взросления человечества от Создателя — главного и единственного Учителя, который сопровождает нас по жизни, дает ежедневные уроки и в конце примет итоговый экзамен.
В этих Книгах Знаний собрана в концентрированном виде не только поучительная история народов, но и подсказки для избавления от хронических болезней, без которых не обошлась ни одна из прошлых, погибших и ныне существующих цивилизаций. Этим они отличаются от обычных учебников, которые передают не Знания, а полезную для обыденной жизни научную информацию, систематизируя и классифицируя ее для удобства усвоения.
Более того, усвоив первое и второе (диагноз болезни и курс лечения), человек, если он практическими делами реализует приобретенные знания, получает возможность увидеть в глубине совокупной древней мудрости их пророческую сторону, которая как бы «голографически» предвосхищает предстоящий жизненный путь как народа, рода, страны, так и отдельного человека — со всеми возможностями, угрозами, подстерегающими ошибками и приобретениями.
О том, как работает «голографический» («Свет-на-Свет») язык образов коранического откровения, см., например, айаты суры «ан-Нур» (К.24:35).
Встречая ТАН-г-РА
ОБРАЗНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ПОМОГАЕТ ВОЗРОДИТЬ ИСТОРИЧЕСКУЮ ПАМЯТЬ И РАЗГЛЯДЕТЬ ОБРАЗ БУДУЩЕГО
Надо только ясно видеть четыре ключевых момента. Во-первых, приоткрытая кораническим откровением тайна человеческого восприятия, над которой колдовали и которую по-разному истолковывали многие поколения суфиев, так и останется тайной для рационального ума, пока не проснется восприимчивость сердца и качество сердечности (напомню из уже сказанного: сюр — образ, незримый дух; сер — тайна; сердце и сердечность — йорэк-кунгель узягэ, это и есть «нулевая точка» восприятия).
Во-вторых, пророчество, даже поднятое и очищенное из тьмы лжепророчеств, — это не готовый рецепт и не страховой полис, а предупреждение и предостережение, адресованное лично тебе и тем остальным, кто услышал и увидел, а дальше действуют простые «правила умножения» твоего главного человеческого качества, указанные-подсказанные в «учебнике».
В-третьих, если непознаваемый рациональным умом образ Единого и Единственного Учителя постепенно проявился и утвердился в сознании, хотя бы светлым пятном или лучом ан-Нур, то пора переосмыслить основное житейское правило, веками выкованное многоплеменным российским народом, а за последний век — на «сталинских стройках», в окопах Сталинграда, сталинских лагерях, «в поездах и на нарах». Да-да, то самое: «Не верь, не бойся, не проси!» Потому что теперь у тебя есть Кому верить, Кого бояться и у Кого просить.
И четвертое: утешением и лекарством от отчаяния, которое неизбежно возникает при виде неистребимого зла и неразрешимых противоречий, в которых запутался мир и ты сам, должно служить понимание, что Учитель ни перед одним из своих учеников не ставит непосильных задач (см. К.2:286). С понимания этого начинается осознание своего предназначения и выстраивание намерения — той самой «длинной воли», которая практическими действиями человека приближает его к следованию Божией воле, как ее ни называй другими «учеными» словами.
Этого достаточно, чтобы пояснение не превратить в проповедь, что было бы неуместно в формате деловой бизнес-газеты и неверно по существу, потому что пришло время черпать глубину знаний без посредников, не пренебрегая, впрочем, наставниками.
ЮСУФ И ИОСИФ
Продолжая тему различения Сталина-вождя и неизжитого наследия сталинизма, в качестве примера того, как следует пользоваться «учебником» Книги Знаний, можно указать на кораническую притчу о Юсуфе (Иосифе), которая изложена в одноименной суре. Она завершается словами: «История пророков наполнена поучительными примерами для людей разумных. Рассказы эти не выдуманы, они подтверждают, что было дано прежде, разъясняют все и служат направлением и знаком милосердия для верующих» (К.12:111).
Вдумчивое проникновение в образы этой древней истории, ставшей библейской и коранической притчей, поможет одновременно различить, что же в помыслах и решениях Иосифа Сталина было благим и послужило общему благу народов СССР, а что увело его в сторону от верного пути служения народу.
В качестве примера и подсказки обратим внимание не на главную тему притчи, а на ее сугубо практический — хозяйственный — аспект. Заметьте: оба Иосифа служили казне, то есть государственному хозяйству. Казенное же хозяйство, так или иначе, противостоит общенародному, общинному, частному и личному. В конечном счете оно противостоит сетевой структуре крепких домохозяйств, которые и являются базой здоровой экономики.
Вспомним для наглядности историю Североамериканских колонистов, которые, истребив индейцев (те, кто приседает от страха при имени Чингисхана, не забудьте сравнить эти жертвы с жертвами Орды), начинали строительство процветающей в материальном плане экономики США с «чистого листа» — с системы независимых домохозяйств, защищаемых от произвола властей и бандитов двустволкой и кольтом, а только потом — законами.
Адекватный времени и условиям жизни баланс между казной и домохозяйствами во все времена зависит от мудрости правителя, стоящего у власти, и искусства управления чиновников, а конкретный показатель этого баланса на практике — налоговая система: стимулирует ли она развитие экономики или, наоборот, тормозит.
По дороге к пирамиде
КАЗНА И ДОМОХОЗЯЙСТВА НА ВЕСАХ ЭКОНОМИКИ
Казалось бы, Юсуф был лишь топ-чиновником при египетском царе (по-нынешнему это примерно как премьер-министр при президенте), а Иосиф Сталин, фактически ставший царем, имел гораздо больше власти. Тем не менее итоги управления хозяйственного и, главное, душевного баланса оказались в конечном счете не в пользу советского вождя. Какая же дьявольская сила склонила чашу весов и поколебала вертикаль власти?
У Юсуфа в древнем Египте с этим главным хозяйственным балансом особых проблем не было: египетская казна, то есть хозяйство фараона, в те времена выделялась на фоне бесчисленных семейных хозяйств простых землепашцев и кочевников, но не сильно отличалась от владений вельмож-рабовладельцев.
Мудрость же Юсуфа состояла в том, что, верно истолковав ниспосланные ему Учителем знаки, он создал резервы из урожаев «тучных лет» и спас народ и казну от голода в «тощие годы». Можно только догадываться, какую спекуляцию на продовольствии со стороны олигархов того времени он предотвратил — с джинном наживы ведь никакая царская власть не справится. Заодно Юсуф спас свой род от бесчестия и безверия. Но это уже другая история…
Сталин же как верный последователь марксистских догм, перенесенных с Запада на евразийскую Россию, столкнувшись с продовольственным саботажем и спекуляцией, в конце концов, ударил по системе крестьянских хозяйств, чтобы обеспечить ресурс для строительства пролетарского хозяйства и государства. По сути, других домохозяйств и источников ресурсов в крестьянской стране и не было.
Правда, после индустриализации, позволившей одержать победу в страшной войне против всей Западной Европы (исключая разве что сербов, а «союзная» Англия не в счет, ибо она и подталкивала Гитлера на Восток), казна понемногу стала делиться с трудящимися, которые по уровню благосостояния так и оставались пролетариями, то есть неимущими, живущими от получки до получки.
Хотя все же: «…Было время и были подвалы. Было дело и цены снижали. И текли, куда надо, каналы. И в конце, куда надо, впадали…» («Баллада о детстве» Владимира Высоцкого).
И преодолеть этот дисбаланс между государственным и домашним хозяйством ни в СССР, ни в «новой России» так и не удалось. В советской экономике рост совокупного хозяйства достигался расчетом и усилием директивного плана, пока не выдохся. А сейчас топ-менеджерам осталось только уповать, что «рынок все исправит и наладит».
К тому же дисбаланс между казной и домовладениями из предметно-хозяйственного превратился в чисто финансовый, денежный — хозяйство толком никто не ведет и за свою матчасть не отвечает. А главное — этот дисбаланс усугубился небывалым перекосом и разрывом в интересах и ценностях между горсткой богатых и массой бедных. А это уже не экономика, а политика, потому что нынешние неимущие пролетарии все более ожесточенно думают: то ли им у казны что-то выклянчить, то ли богатых «раскулачить»…
Вот так и притормозила рыночная экономика в стране — тягловая сила массового спроса не работает, да еще и ручной тормоз налогов натянут до предела…
РАЦИОНАЛЬНАЯ БЮРОКРАТИЯ ПО ВЕБЕРУ И СОВЕТСКАЯ НОМЕНКЛАТУРА ПО СТАЛИНУ
С высоты прошедших лет можно различить разницу в обстоятельствах двух Иосифов.
В отличие от ветхозаветного Юсуфа, Сталин имел дело не с египетским царем, а с более влиятельной и глубинной силой (нынешнее модное понятие deep state отражает только часть явления), которая свивает свое гнездо в рациональной (по Максу Веберу) бюрократии.
Причем доставшийся ему старый механизм российского госаппарата (об истоках этой имперской болезни скажем позже) Сталин сам же и усилил с помощью жесточайшей номенклатурной закалки и постоянной чистки советской бюрократии — снизу доверху — по принципу «кадры решают все».
А это вам не нынешние конкурсы «политической красоты» на выборах или школы и тренинги околокремлевского кадрового резерва. Поэтому учимся различать: сейчас кадровые лифты работают вверх, движимые личной карьерной энергией участников и модераторов, а по законам сталинской Ясы действовал строгий отбор кадров наверх по принципу «вышли мы все из народа, дети семьи трудовой».
Наверх — не в скоростном лифте, а по ступенькам номенклатурной пирамиды, с возрастающей, ступень за ступенью, персональной ответственностью. А в пределе — под страхом смерти за порученное дело. И дальше — только вниз, без бонусов и «парашютов», в лучшем случае на отстающий участок хозяйственного фронта, вплоть до отсталого колхоза. Примерно так отбирались кадры, «бессмертного номенклатурного полка». С жестокой полковой дисциплиной, чтобы лишь об общем благе заботились. Кадры, которые решали все, причем часто — невозможное.
Вернемся к балансу хозяйственных активов.
Государственное достояние является одновременно народным, но только при условии, что само государство служит народу и неразрывно с ним связано. Когда государство не самодовлеет над всем и вся, а выступает только как верхушка сплоченной Орды. Даже не так важно: древний Египет, капитализм или социализм. И даже экономика в сожительстве государства и народа, оказывается, не самое главное, что выясняется во время череды кризисных перемен…
Любой государственный строй (нынешний не исключение) в конечном счете создается народом и за его счет, а на излете они все, так или иначе, антинародны, если вовремя не подправлять. И каждый народ заслужил, то, что заслужил. Придется принять, без оправданий и заклинаний, а только покаянием — не ритуальным, а по совести.
Не получится ли когда-нибудь курган или пирамида из тех камней, что набросали на могилу Сталина?
КАИНОВО ПЛЕМЯ ПОСТСТАЛИНСКОЙ НОМЕНКЛАТУРЫ
В этой связке советского государства с советским народом сразу же — по указанной причине, о которой еще скажем ниже, — появилась номенклатурная прослойка со своими интересами, которая дальше только укреплялась и усиливалась. А когда Грозного советского царя не стало, созданный им номенклатурный дракон постепенно присвоил общенародное хозяйство под видом казенного, государственного.
Так произошла подлинная ползучая «приватизация», случившаяся еще в позднем СССР под убаюкивающим прикрытием идеологии «развитого социализма». Это была номенклатурно-клановая приватизация народного достояния, которую продвигал в основном промышленный, отраслевой и министерский партхозактив под контролем номенклатурных чиновников.
Ну а в 90-е годы, под прикрытием либерально-рыночных идей, пришла пора для частной и групповой наживы на разделе номенклатурных активов — настоящее мародерство на злоумышленно обрушенном и расчлененном народнохозяйственном организме. Поэтому за спинами «младореформаторов-приватизаторов» всегда маячили фигуры советской партхозноменклатуры.
В этом суть трагикомедии (смех и слезы нашего времени), в которую попало и завело страну «каиново племя», вышедшее из советско-сталинской номенклатуры, распоясавшейся после смерти своего вождя и создателя. Поколение «Авелей» со временем ушло, а оставшихся закопали и забыли… («Распоясавшаяся номенклатура» — это не литературная гипербола, а реальный образ, который прямо вытекает из названия советской эпохи в Алтайской Хронологии, но об этом — в следующей заметке.)
Справедливости ради надо напомнить, что российский Иосиф, исходя из опыта жизни и своей памяти, как мог, корректировал догмы марксистского учения. И если посмотреть на историю артелей, кооперации и личных подсобных хозяйств сельских жителей, то выяснится, что эти неказенные уклады хозяйства ликвидировал не Сталин, а Н. Хрущев. Он оказался бóльшим сталинистом, чем сам Сталин.
Так в какую же сторону вы собираетесь бросить камень?
***
Такие вот парадоксы, которые трудно уловить в плоскости рационального ума, некритично обходящего живые факты реальной истории.
Примерно так, несуетливо, происходит тренировка объемного, трехмерного, восприятия реальной жизни — соединение образного и рационального мышления рождает новое качество и глубину понимания, которое несравнимо с сухими схемами. Живое восприятие, которое так необходимо современному человеку, живущему в эпоху перемен, чтобы различать качество этих перемен, а не устраивать «танцы на граблях».
Дополнительным пособием к «учебнику» в данном случае является и поэма татаро-башкирского поэта Кул Гали, жившего во времена Волжской Булгарии, — «Кыйсса-и Йосыф», написанная по мотивам коранической притчи о Юсуфе.
Если у вас еще остался камень за пазухой, не бросайте его — пришло время собирать камни, а не разбрасывать…
Продолжение следует.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Читайте также:
- Рустам Курчаков: «В эпоху перемен ключевую роль играет историческая память народа». Часть 1-я
- «О превратностях духовного наследования». Часть 2-я
- «На первый и скороспелый взгляд, видны только «вершки», разделяющие единый народ на нации». Часть 3-я
- «Стоишь со смущенным ликом пред внутренним светом ТАНгРА…» Часть 4-я
- Чингисхан и неприкаянное наследство Орды. Часть 5-я
- Иосиф Сталин – наследник Ленина, Чингисхана или Ивана Грозного? Часть 6-я
Мнение авторов блогов не обязательно отражает точку зрения редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 23
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.