АВТОР ТРИЛОГИИ

В эту пятницу на площадке дискуссионного клуба «Алтай» (Казань) прошли первые чтения, посвященные памяти Рашата Сафина. Имя этого татарского интеллектуала мало известно широкой публике. Но участники круглого стола, знакомые с его наследием, прекрасно осознавали роль и уникальность его творчества. Политолог Руслан Айсин сравнил Сафина с французским мыслителем Аленом Бадью за схожесть их рассуждений в русле метаполитики, а исполнительный директор всемирной ассоциации содействия татарским предпринимателям Фарит Уразев – с муфтием Ризой Фахретдином за фундаментальность и национальное осмысление ислама.

Старожилы татарского национального движения хорошо помнят Сафина как одного из активных его участников. После ухода с военной службы он был глубоко вовлечен в национальную жизнь татар: являлся одним из организаторов и руководителей ВТОЦ, возглавлял организацию татарской интеллигенции «Татар юлы». Однако участникам круглого стола Рашат абый был интересен прежде всего как автор трилогии, посвященной осмыслению исторический миссии и судьбы татарского народа. Именно вокруг и по мотивам этих книг строились основные доклады выступающих.

ТАТАРСКИЙ ИСЛАМ

Трилогия Сафина публиковалась на протяжении 12 лет с 2002 по 2014 годы. Она представляет собой разностороннее исследование и глубокие размышления автора о судьбе татарского народа. По сути, это попытка найти ответ на фундаментальный вопрос о самосохранении нашей нации: быть ей или не быть? Первый том «Татар юлы» («Путь татар») целиком посвящен геополитическому анализу истории татар. Второй том «Татар миссиясе» («Миссия татар») построен вокруг эзотерического аспекта будущего татар. И, наконец, третий том «Татар инануы» («Мировоззрение татар») связан с осмыслением  метафизических основ бытия татарской нации. Участники круглого стола сошлись на том, что столь разноплановый подход делает Сафина совершенно уникальным национальным автором. И хотя автор пишет о татарском народе, проблемы, которые он ставит, актуальны для всего человечества.

Значительная часть работ Сафина посвящена исламу. Особенно ценно то, что он осмысливает его в системе национальных координат, сквозь призму татароцентризма. Это понятие, кстати, ввел тоже Сафин. В наших реалиях подобные подходы, проработанные на высоком  концептуальном уровне, увы, встретишь не часто, ведь многие религиозные деятели татарского народа давно превратились в эпигонов и проводников арабской культуры и влияния.

Интересно, что в своих работах Сафин пишет именно о «татарском исламе», т. е. апеллирует понятием, которое в угоду конъюнктуре в последние годы стали забывать даже некоторые бывшие татарские националисты. Для многих будет неожиданностью, но татарский ислам Сафин противопоставляет традиционному исламу. Все дело в том, что, по мнению Сафина, «традиционный ислам – в основе арабский ислам». Так буквально в трех словах мыслитель в рамках своей системы координат смог выразить глубинную суть одного из самых сложных понятий современного дискурса отечественного ислама.

К слову сказать, данное понятие до сих пор вызывает разные оценки среди представителей ислама, что не только выливается в нескончаемые споры, но порой приводит к весьма необычным казусам. Так, на этой неделе получила развитие история небезызвестного апологета партии «Хизб ут-Тахрир» (запрещенная в России террористическая организация прим. ред.) и сторонника построения халифата в России Тауфика Василова (ранее известного как Анатолий Васильев), который был оштрафован Кировским судом Казани на 10 тыс. рублей за критику традиционного ислама. 12 июня Василов, выступая на митинге, организованном местным штабом Алексея Навального, сказал, что «еще не видел мерзости большей, чем традиционный ислам, который поддерживается и развивается государством». После чего был задержан сотрудниками правоохранительных органов, так как митинг Навального был заявлен на другую тему. Будь Василов знаком с трудами Сафина, вряд ли бы он позволил себе столь нелестные оценки.

УНИЧТОЖЕНИЕ ТАТАРСКОЙ МЫСЛИ

Докладчики делились своими личными воспоминаниями о Сафине, отмечали наиболее интересные, по их мнению, тезисы автора и, как водится, рассуждали о судьбах татарского мира, затрагивая попутно тему ислама и духовных ценностей.

Как часто бывает на мероприятиях такого рода, одним из самых ярких выступлений была речь известного татарского историка Дамира Исхакова. «В советское время у нас было остановлено развитие национальной мысли, – отметил он. – Все мы изучали марксизм-ленинизм, но философское наследие предков было утрачено. Причины тому хорошо известны». Дамир Мавлявиевич привел интересный факт: «По подсчетам Мирзы Махмутова, татарский язык после революции был «очищен» от 10 тысяч арабизмов. Я немного изучил этот вопрос и обнаружил, что все эти 10 тысяч слов были терминами, связанными с исламом и что особенно важно – с суфизмом. После этого развитие мысли у нас было остановлено. И вместе с утратой национальной философии татары утратили в целом глубокую мысль». Вывод, к которому приходит ученый, неутешительный. «Один западноевропейский ученый, – констатировал он, – справедливо писал, что народа, который не имеет своей философии, для мира не существует».

По здравой логике вещей исправить ситуацию должны муфтияты. Но не тут то было. «Помимо национальных, важную роль, – сказал Исхаков, – могли бы играть и религиозные организации. Но в Российской империи, как и сейчас, наши муфтияты являются в действительности лишь государственными структурами. Они отдалились от национального служения. От их служения нации особой пользы нет». По мнению ученого, вместо того чтобы пробуждать в татарском народе национальную и в целом глубокую общественную мысль, они преимущественно заняты погребением его мертвых представителей. Иначе говоря, официальные муфтияты, по убеждению историка, являются «могильщиками» татарского народа, которые хоронят его в прямом и переносном смыслах. Отчасти это, наверное, уместная критика, но справедливости ради стоит отметить, что среди муфтиятов есть все же приятные исключения. «Нам нужны свои свободные имамы и свободные мыслители», — резюмировал Исхаков.

СДЕЛАТЬ ЧТЕНИЯ ЕЖЕГОДНЫМИ

Помимо муфтиятов, от участников круглого стола досталось многим: и всемирному конгрессу татар, который не смог под своей крышей объединить интеллектуалов татарского народа, и Академии наук Республики Татарстан, которая не состоялась как генератор идей для национальных ориентиров татар, и республиканскому агентству «Татмедиа», которое превратилось в самого настоящего цензора и душителя татарстанской прессы. А экс-депутат Госсовета РТ Фандас Сафиуллин раскритиковал существующую систему татарского образования, в которой нет главного звена – национального университета.

Впрочем, по инерции досталось и самим организаторам круглого стола. Так, экономист Айрат Бахтияров охарактеризовал его как «первый блин комом». И в самом деле, на мероприятии не было как прессы, так и публики, и присутствовала всего лишь дюжина участников.

Под занавес мероприятия организатор круглого стола и его модератор Уразаев отметил, что в России проводится около 30 чтений, посвященных тем или иным великим деятелям татарского народа. Сафин вполне достоин быть в этом ряду, поэтому чтения его имени предложили сделать ежегодными. Звучали предложения проводить их на площадке Болгарской исламской академии, для которой ориентация на национальный вектор татар очень даже не помешает. И с этим трудно не согласиться.

Рустам Батыр

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции