Их заслуга в том, что они разбудили народ, который находился в спячке, вернули ему национальное самосознание, которое тесно переплеталось с религией. В начале прошлого века произошел настоящий расцвет мусульманского просвещения, издавалось множество газет, журналов, книг, рассчитанных на самые разные круги населения. До сих пор мы не догнали своих предшественников по количеству разнообразных ученых трудов.

Издавалась специальная литература, которая затрагивала актуальные вопросы теологии, мусульманского права, адресованная ученым и шакирдам. Но были и книги для простого народа, которые учили основам этики, тому, как вести себя в семье, в обществе, чтобы прожить свою жизнь достойно. Богословы предостерегали тех, кто излишне увлекается благами этого мира, забывая о соотечественниках, теряя связь с ними. Как известно, неграмотных татар можно было встретить очень редко, поэтому труды, написанные по-татарски, могли прочесть и в медресе, и в доме крестьянина.

А проблемы, которые они поднимали, были близки многим. Так, Шигабутдин Марджани исследовал не только вопросы исламского права, но и историю татар, их этногенез. Он первым во всеуслышание заявил, что не нужно стесняться этнонима «татары», поскольку наш народ сыграл большую роль в истории России. Его труды будили национальное самосознание, стремление изучать историю и культуру, и что еще важнее, вносить свой вклад в них.

Причем наши богословы писали о проблемах актуальных для региона. Девять веков, начиная с Великой Болгарии, шел спор о том, в какое время следует читать в летнее время ночную молитву. Над этим ломали голову и в Казанском ханстве, и в Золотой Орде. Точку в этом споре поставил Марджани, который в своих расчетах использовал достижения астрономии. С тех пор для июня время молитвы установили искусственно: через полтора часа после захода солнца. Для человека, далекого от религии, дискуссии по такому поводу покажутся забавными, но религиозное знание сакрально и мелочей здесь не бывает.

БЕЗ ИСЛАМА ТАТАРЫ ОБРЕЧЕНЫ НА ВЫМИРАНИЕ 

Богословов уровня Марджани мы пока не вырастили. Имамов, которые изучают богословские труды, немало, но они в основном занимаются популяризацией знаний, добытых их предшественниками. Между тем, нужда в современных исследователях ислама велика. Важно теоретически развивать ислам, причем в татарской традиции, ведь нашу ветвь ислама всегда отличала веротерпимость. Это связано с тем, что на волжской земле издревле соседствовали различные конфессии. Это особенно важно ввиду того, что нашим землякам пытаются навязать чуждые нам веяния. О сторонниках радикального ислама и их происках много разговоров и в народе, и в СМИ. Однако надо помнить, что если мы твердо будем придерживаться традиционного ислама, принятого у татар, у них не будет шансов. Все зависит от нас, и прежде всего от имамов, которые должны быть примером праведной жизни для своих прихожан, ведь сторонники радикального ислама играют как раз на том, что у тех, кто должен вести за собой, слова расходятся с делом.

Главные проблемы, которые требуют действий со стороны религиозных просветителей – нравственные. Это же страшно, когда мать отказывается в роддоме от своего ребенка, когда то и дело слышишь о насилии, вандализме, алкоголизме, наркомании. Все преступления в этом мире совершают люди с пустой душой, с душой, которая не знает Всевышнего. К сожалению, у нас весьма распространен так называемый этнический ислам. Люди считают себя мусульманами, потому что это вера отцов и дедов. Но при этом в мечеть заходят по большим праздникам, не только в будни, но и в Курбан-байрам без водки за стол не садятся, о намазе и не вспоминают, да и об основах своей религии знают понаслышке.

Между тем, без ислама татарам как нации не выжить. Еще Гаяз Исхаки писал, что без веры мы обречены на вымирание. Примером тому просвещенная Европа. Там большинство жителей забыли дорогу в свои храмы. И что же мы видим? Однополые браки, которые прямая дорога в никуда, социальные и демографические проблемы… Мы тоже хотим дожить до такого? Нам нужно вернуть в свою жизнь веру, обряды, которые вполне вписываются в жизнь современного человека. Конечно, самое важное – научить человека быть искренним и добрым, но это осуществляется религиозной практикой.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции