ТРАГИЧЕСКАЯ ОСНОВА
Эта казанская постановка окрашена даже не грустью – трагизмом. Посудите сами: «Турандот» - последняя опера Пуччини, он успел дописать три четверти музыки. И, как сказал на премьере в Ла Скала Артуро Тосканини, «в этом месте смерть вырвала перо из рук маэстро». Кстати, эта фраза появляется на табло в казанском театре в конце спектакля.
Постановка в Казани так же не обошлась без трагических моментов. Несколько месяцев назад внезапно ушел из жизни сценограф спектакля Игорь Гриневич. Слава Богу, в это время был уже готов макет оформления к «Турандот». Режиссер спектакля Михаил Панджавидзе посвятил эту свою работу памяти Игоря Гриневича.
Трагизм оперы ощущается с первых тактов музыки, весь спектакль зритель проводит в напряжении. И, как всегда в постановках Панджавидзе, нет ни секундного «провиса».
БЕДНЯЖКА ЛЮ
Исполнять «Турандот» можно и со счастливым финалом, который, пользуясь черновиками композитора, дописал после его кончины Франко Альфано. Но уместен ли этот мажорный финал?
В третьем акте, когда интрига достигает кульминации, совершает самоубийство влюбленная в Калафа (Ахмет Агади) рабыня его отца Лю (Жаннат Бактай). Вряд ли честной пирок да свадебка были бы логичным после такого события завершением спектакля. Поэтому в Казани было решено играть спектакль именно до того места, что успел дописать Пуччини.
Калаф, потрясенный самоотверженностью Лю, не желающей выдавать его имя принцессе, все-таки делает даже не шаг – полудвижение навстречу Турандот. И – резко отходит в сторону. Свадьбы не будет. Проигравшая Турандот (Оксана Крамарева) медленно опускается на пол… То, что она испытывает, можно дофантазировать.
Трагический финал, естественно, более убедителен еще и потому, что композитор писал «Турандот» смертельно больным, мог ли он писать иную музыку, кроме трагической? По этому пути и пошел режиссер.
СЛАВА И ДЕНЬГИ
Почему Калафа так влечет к Турандот? Да просто опальному татарскому принцу надо восстановить статус кво. Он ставит на карту жизнь, выигрывает, но отказывается от победы. Карло Гоцци написал красивую сказку, смешную и ироничную, он делал ее в традиции комедии дель арте. Либреттисты превратили его фьябу в настоящую трагедию. В трагедию несбывшихся желаний, в трагедию жертвы во имя любви.
Михаил Панджавидзе, который ставит в Казани уже не первый спектакль, приучил нас к ярко выраженному авторскому театру. Он создает продукт цельный, без намека на эклектику. В этом смысле весьма плодотворен его контакт с музыкальным руководителем постановки, главным режиссером театра маэстро Ренатом Салаватовым.
В казанской «Турандот» было продемонстрировано идеально сбалансированное звучание оркестра, усиленного бандой. Что до солистов, то и Ахмет Агади, и Оксана Крамарева показали настоящий пуччиниевский вокал. Красивейший тенор Ахмета Агади передавал малейшие нюансы внутреннего состояния его героя, он был нежен в знаменитой арии, обращенной к Лю, страстен и трагичен в противоборстве с Турандот в сцене загадок.
Оксана Крамарева, помимо хорошего владения голосом в сложнейшей партии Турандот показал и незаурядные актерские данные. Не меньший успех выпал и на долю Жаннат Бактай – трогательной Лю, создавшей образ нежной, ранимой, но такой сильный и самоотверженной девушки.
В «Турандот» Пуччини написал красивейшие хоры, которых до этой оперы не наблюдалось в его в творчестве. По сути, многочисленный хор, которым руководит Любовь Дразнина, практически не уходит со сцены, являясь полноценным действующим лицом. И эта многомерность делает постановку еще более внушительной.
Тайна, загадка, восточная недоговоренность – все это есть в «Турандот» Панджавидзе. Но есть и то, что отличает спектакли этого режиссера от постановок других его, не менее талантливых коллег. Панджавидзе умеет подарить зрителю элемент послевкусья от спектакля. В «Турандот» это катарсис, который испытывает публика, проживя три часа вместе в Турандот, Калафом и Лю и пережив с героями все перипетии сюжета. Сюжета про беззаветную любовь, гордыню и тщеславие. Про прозрение Калафа, ради чего и была рассказана эта история.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.