У КАЖДОГО СВОЯ РОССИЯ, У КАЖДОГО СВОЙ ЕГИПЕТ

Представьте себе среднестатистического европейца или американца, которого провезли с познавательной экскурсии по русской глубинке. По тем умирающим деревням, которые периодически показывают по НТВ. Не буду лишний раз описывать то печальное зрелище, которое, я полагаю, должно потрясти и ужаснуть иностранного гражданина. Да что там иностранного гражданина – любого соотечественника, проживающего в городе-миллионнике. Предоставьте иностранному гостю возможность пообщаться с местными жителями, впавшими в алкогольное зомбосостояние. Какие впечатления они вынесут? Вернувшись в свою благоустроенную страну, такой турист напишет об этом в своем блоге, озаглавив заметку «Как я побывал в аду, или путешествие по России». Возможно, ее переведут и выложат на сайте ИноСМИ, где и так довольно тесно от материалов, объединенных тегом «Россия умирает». В этих материалах приводится статистика абортов, алкогольной и наркотической зависимости, детской преступности ну и так далее.

Теперь представьте себе иной вариант – иностранца, который свои впечатления от России получил в Москве или Санкт-Петербурге. Без устали посещал исторические места, осваивал богатое культурное наследие загадочной евразийской державы. Общался со столичной интеллигенцией за рюмкой коньяка в театральных буфетах и с музейными работниками Эрмитажа или Третьяковки. Наслаждался русской природой на писательской даче где-нибудь в Подмосковье. Ходил на фестивали современного искусства, обедал в кофейнях, где хипстеры обсуждают Достоевского и тут же постят свои нестандартные мысли с планшетников в Facebook. Вернувшись на родину, он, возможно, напишет о том, какая это, оказывается, духовная, развитая и продвинутая страна.

И все это будет одна и та же Россия. Страна контрастов и перепадов, которую можно ругать всем, кто в ней живет, но как только о ней негативно заговорит иностранец, это вызовет отторжение и негатив даже у того, кто совсем не считает себя патриотом. Потому что те, кто за бугром, не знают и не понимают Россию так, как понимают ее россияне. Если похвалил, опять же зря: не знает он здешней жизни.

С Египтом та же история. Здесь параллельно существует несколько реальностей. Есть беспросветная, темная, удручающая деревня. Есть деревня трудолюбивая и успешная. Есть Верхний Египет с его кланами и кровавыми разборками. Есть курорты Хургада и Шарм-эль-Шейх, которые для многих египтян все равно что Марс. И есть Каир – город-агломерат, где разница в уровне жизни просто чудовищная. Миллион его жителей живет в картонных коробках, миллион – в особняках и хороших квартирах. Остальные 10 миллионов – где-то в промежутке между этими двумя крайностями. Лично я, например, живу в «среднем» районе столицы под названием Наср-сити. И Египет у меня тоже средний – не плохой и не хороший. Вчера я была в Каирской опере, а сегодня, выйдя из дома, наступила в продукт ослиного метаболизма.

Хорошо ли жить в Египте? Да по-разному. Точно вам про это расскажут только сами египтяне.

О ЕГИПТЕ НЕВОЗМОЖНО ГОВОРИТЬ ОБЪЕКТИВНО

Практически каждый день я читаю египетские новости, но еще тщательнее отслеживаю то, что пишут о Египте проживающие здесь русские. Наверное, не нужно говорить о том, что восприятие и отношение какого-нибудь дауншифтера, занимающегося серфингом в Дахабе, отличается от восприятия русской жены египтянина, которую по большой любви занесло в египетскую деревню, где все удобства – на улице, в потолке дырки, потому что дождь все равно бывает редко, а любимое развлечение детворы – кидать камни в разлагающегося на дороге дохлого осла. Для первого египтяне будут неплохими ребятами, хитрющими, но обаятельными; для второй (в период разочарования) – дремучими дикарями. То, что все мы эмигранты, думаем о стране пирамид и ее жителях, находится в прямой зависимости от того, где мы живем, в каком кругу вращаемся и, простите за цинизм, на какие средства существуем. Отсюда и такие диаметрально противоположные рассказы о жизни на берегах Нила.

Резиденты с многолетним стажем придумали поговорку, которая звучит примерно так: «У каждого свой Египет и свои египтяне». Пожалуй, и у меня он свой: не «ужасный», «отсталый» и «грязный», но и не «манящий», «романтичный» и «таинственный». Он у меня средний, но, конечно, не объективный. При всем желании у меня не получится писать страноведческие заметки. Я могу лишь рассказать о том, что вижу и слышу вокруг, в своей относительно благополучной городской реальности, где сегодня – опера, а завтра – продукты метаболизма. Не исключаю, что пиши я из глухой деревни или с каирского «дна», я еженедельно радовала бы читателей страшными историями про «этих диких египтян»…

Мой Египет разный. Мои заметки о «Братьях-египтянах» могут иметь негативный тон, а об исламской традиции многоженства – позитивный. Я могу говорить о коллективизме и взаимной поддержке в самом что ни на есть ксенофобском египетском обществе, одной рукой «прославлять» египетскую семейность, а другой «порицать» как лень и инертность местных жителей, так и тяжелое положение женщин.

СУХОЙ ЯЗЫК СТАТИСТИКИ

Дадут ли цифры объективное преставление о том, каково жить в Египте? Давайте проверим:

- Египет считается среднеразвитой с точки зрения экономики страной с численностью в 83 миллиона. На каждый квадратный километр приходится 860 человек. Половина населения живет в городах. 90% населения – мусульмане, 10% – христиане.

- Египтяне – молодая нация. Больше половины населения (57%) не достигла возраста 25 лет. 37% – дети до 15 лет. 33,5% египтян – подростки и молодежь (от 10 до 25 лет). Такие данные приводит местный статистический портал egypt.unfpa.org.

- Египтянка рожает в среднем три ребенка. Несовершеннолетних безнадзорных в стране, согласно AhramOnline, насчитывается 1,7 млн., общее количество несовершеннолетних – примерно 45 миллионов.

- Египет считается страной с низким уровнем распространения ВИЧ и СПИДа – меньше 0,1%. Однако в стране нет четкой системы учета таких случаев, поэтому данные могут быть неточными.

- Египтяне болеют гепатитом С больше, чем в любой другой стране мира. Им страдают 12% сельского населения и 7% городского. Болезнь входит в пятерку причин смертности.

- Средняя продолжительность жизни – 70 лет у мужчин, 75 лет у женщин.

- 13% девушек и 3% юношей в возрасте от 10 до 25 лет говорят, что никогда не учились в школе.

- 20% населения имеет доходы ниже прожиточного минимума, установленного в стране.

- «Социальная» лепешка в Египте стоит 1 фунт (4,7 рубля), литр 92-го бензина – 1,8 фунта (9 рублей).

- Электроэнергия в Египте стоит в среднем 0,3 фунта за киловатт (1,4 рубля). Кстати, в России этот показатель равен 2,3 рубля, а в среднем по Европе – 6 рублей.

- Среднегодовая температура (зима, лето, ночь, день) – 20 градусов тепла. Солнце светит 360 дней в году, дождь бывает 2 - 3 раза в год.

- В индексе уровня жизни ООН за 2012 год Египет занял 112-е место из 196 стран (Россия – 55-е).

- В международном индексе счастья New Economics Foundation за 2009 год Египет занял 12-е место из 143 стран (Германия – на 51-м месте, Россия – на 108-м).

В общем и целом, я сомневаюсь, что можно однозначно ответить на вопрос, хорошо или плохо жить в Египте. Как ни странно, несмотря на бедность и другие беды, египтяне чувствуют себя вполне счастливыми.

Лилия Ахмадеева