IMG_4950.jpg
Асфан Галявов: «Я сейчас хочу посчитать, что дешевле – подземное или надземное метро. Решение, конечно, принимается не мной, но предложить мы можем. Наверное, строить такое метро будет быстрее»

БЮДЖЕТ МЕТРОЭЛЕКТРОТРАНСА – БОЛЕЕ 800 МЛН. РУБЛЕЙ В ГОД

Ежедневно казанский электротранспорт перевозит примерно 180 тыс. пассажиров (80 тыс. ездят на метро, 60 тыс. – на троллейбусе и 40 тыс. – на трамвае) – это 23% казанских перевозок, рассказал Асфан Галявов. Интересно, что при общей убыточности дотируются только перевозки на метро – на это выделяется 179 млн. рублей в год. Между тем один пассажир метро обходится в 34 рубля, трамвая – в 23, троллейбуса – в 26 рублей. До повышения, произошедшего в феврале этого года, стоимость проезда в трамвае не поднималась с 2008-го, а в троллейбусе – с 2010 года. - Мы бы не просили у государства ни рубля, если бы возили по себестоимости, - заверил Галявов. Впрочем, после февральского повышения предприятие не планирует обращаться в госкомитет по тарифам с просьбой поднять стоимость билетов.

Трамвай и троллейбус работают за счет собственных доходов «Метроэлектротранса», их генерирует строительное подразделение предприятия: МУП работает на строительстве метро, меняет опоры контактных сетей, прокладывает рельсы и выполняет прочие заказы управления капитального строительства и реконструкции исполкома. Объем доходов от этой деятельности Галявов оценил в 564 млн. рублей в год, еще порядка 8 - 9 млн. рублей ежемесячно компенсируется за проезд льготников. Плюс дотация в 179 млн. рублей на перевозки в метро. Таким образом, суммарный объем доходов превышает 800 млн. рублей.

IMG_4946.jpg
По словам Галявова, Казанку вторая линия метро, скорее всего, пересечет слева (если ехать в центр города) от Третьей транспортной дамбы

МЕТРОЭЛЕКТРОТРАНС ПРОСЧИТАЕТ «ЛЕГКОЕ» МЕТРО

Метрополитен обогнал по объему перевозок трамвай и троллейбус после пуска станции «Козья слобода», и, как отметил Галявов, мощность существующей линии – до 120 тыс. пассажиров в сутки. Метро загружено стабильно, меньше ездят только в выходные. После ввода еще трех станций проектная мощность первой линии достигнет 220 тыс. пассажиров. Запуск этих станций – дело решенное и намечен на 9 мая. Куда больше вопросов вызывает строительство второй ветки.

- Вторая линия пойдет от Московского рынка через Чуйкова, Халитова, Советскую площадь, Азино в сторону «Дубравной», - пояснил Галявов обсуждаемый сейчас вариант трассировки второй ветки. – Этот проект есть, линия утверждена мэром Казани. Принято решение, что после ввода в строй трех станций начнется строительство «Дубравной» - уже сделана вся проектная документация. Надеюсь – и все предпосылки для этого есть, – что со стороны Московского рынка начнется строительство. К 2018 году необходимо построить пять станций до стадиона. И еще пять-шесть станций будет от стадиона до «Дубравной». По словам Галявова, Казанку вторая линия метро, скорее всего, пересечет слева (если ехать в центр города) от Третьей транспортной дамбы.

Вместе с тем, шеф «Метроэлектротранса» намерен обосновать вариант прокладки «легкого» метро.

- Я сейчас хочу посчитать, что дешевле – подземное или надземное метро, - пояснил он. - Решение, конечно, принимается не мной, но предложить мы можем. Наверное, строить такое метро будет быстрее.

«ТРЕХСЕКЦИОННИКИ» ПРИВЕЗУТ ПО ЧАСТЯМ И СОБЕРУТ В КАЗАНИ

Одно из самых ожидаемых событий - пуск трехсекционных вагонов по трамвайному маршруту №5. Отметим, что если обычный трамвай стоит 15 млн. рублей, то трехсекционный – около 50 миллионов.

- Наверное, никто не ждет этих трамваев и троллейбусов больше, чем я, - заявил Галявов. – Сегодня у нас очень старый парк (из 109 вагонов новыми можно назвать 20, и то они куплены в 2006 году), и с поступлением новых вагонов те нарекания, замечания, которые есть, разом бы закончились. Все бы были довольны, если бы в трамвае открывались все двери, было тепло, уютно и комфортно.

Сейчас в России в связи с федеральной программой субсидирования приобретения трамваев (30% дает федеральный центр, 20% – регион, 50% - затраты эксплуатанта) интерес к этому виду транспорта растет, но производит их только одно предприятие – это Усть-Катавский завод (марка КТМ), которое попросту не успевает удовлетворять нужды всех заказчиков. Тем не менее 10 низкопольных трамваев поступят в Казань в мае-июне.

А белорусские трехсекционные вагоны (совместное производство Siemens и «Белкоммунмаша») начнут поступать уже в апреле, их приобретают по лизинговой схеме, общая сумма сделки – почти 1 млрд. рублей.

- После 15 апреля в Казань придут один или два трамвая, - пояснил Галявов. – Из-за того, что мы торопим производителя, а к Универсиаде необходимо поставить хотя бы 14 из 20 вагонов, их будут поставлять по частям и собирать в Казани на базе трамвайного депо.

ПРИБОРЫ ГЛОНАСС ОТ ПРОЛИТОГО НА НИХ ЧАЯ ПОРТЯТСЯ

Пояснил Галявов и историю с письмом казанского отделения партии «Яблоко» - партийцы прислали в исполком почти четыре страницы текста с жалобами на гендиректора «Метроэлектротранса». В нем «яблочники» говорят о «полной профнепригодности» Галявова, утверждая, что основу задержек трамваев составляют поломки и аварии, обрывы контактной сети, а вовсе не ДТП и автохамы. С погоней за экономией на линии выпускают вагоны без сквозных болтов на колесах, реконструкцию контактной сети ведут не по стандарту, из-за чего и горят вагоны. Местами и вовсе вешают старые контактные провода с заплатками. При всем этом якобы сплошь и рядом ущемляют права трудящихся, которых заставляют закупать видеорегистраторы, а за сохранность аппаратуры ГЛОНАСС устанавливают материальную ответственность. «Все, что ни делается для электротранспорта городом и республикой, все идет «коту под хвост» из-за таких горе-руководителей», - делают вывод авторы письма.

В «Метроэлектротрансе» выяснили, что автор письма - Зуфар Гарипов, бывший водитель трамвая, уволившийся с предприятия 10 лет назад. Он объяснил, что начальник депо вынудил его написать заявление «по собственному» и при этом сослался на распоряжение Галявова.

Гендиректор «Метроэлектротранса» рассказал газете «БИЗНЕС Online», что раздавать указания об увольнении водителей, - не в его стиле. А вот принять человека и обсудить, что его беспокоит, как раз можно. Почему Гарипов не пришел тогда, директор не понимает. Что касается договора о материальной ответственности за приборы ГЛОНАСС, он и в самом деле подписывается. А то водители нередко проливают на них чай, приборы портятся. Но ответственность водителя распространяется только на время его работы, ночью за ГЛОНАСС он не в ответе. Видеорегистраторы также ставят в том числе и по просьбам водителей – это здорово облегчает разбор ДТП. Ведь материальную ответственность за ущерб технике в случае, если виновником стал сам водитель, никто не отменяет – этот вопрос рассматривается комиссией предприятия…

IMG_4990.jpg
«Сегодня у нас очень старый парк (из 109 вагонов новыми можно назвать 20, и то они куплены в 2006 году), и с поступлением новых вагонов те нарекания, замечания, которые есть, разом бы закончились»

Галявов ответил на все вопросы читателей и редакции, а было их немало, больше задавали разве что президенту Татарстана. Он раскрыл тайны герметичных дверей казанской подземки (оказывается, есть и такие), рассказал, что делают с течью в метро, объяснил, почему за год 86 водителей трамвая уехали в Москву и как закрывают дефицит вакансий на предприятии. Ответил Галявов и на целый ряд личных вопросов, в том числе об успехах сына, возглавляющего техникум наземного и подземного электротранспорта.

Стенограмму интернет-конференции газета «БИЗНЕС Online» опубликует в ближайшее время.