Вышедшие с новогодних праздников челнинцы поехали по новой маршрутной сети. Пассажиропоток вырос с 22 тыс. до 67 тыс. человек в день. Но, пока довольные молча ездят и радуются, соцсети переполнил шквал возмущения: мол, власти потратили миллионы, пустили новые автобусы, а итог бьет по карману, требуя пересадок и потери времени. Автобусы перестали доходить до ряда улиц и остановок. Пишут всем, в том числе раису РТ Рустаму Минниханову. Сегодня исполком вновь организовал пресс-конференцию, демонстрируя желание разобраться с обратной связью. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
В Набережных Челнах с 1 января обновили маршрутную автобусную сеть. Для удобства нумерацию оставили прежней, за исключением маршрута №22, он теперь называется №7
«Невозможно охватить весь город и сделать так, чтобы доехать можно было из конца в конец»
Оперативности исполкома Набережных Челнов можно позавидовать. На вспыхнувшее возмущение горожан новой маршрутной сетью власти отреагировали всего через сутки. Damage control традиционно упал на плечи сити-менеджера Фарида Салахова, которому предстояло отстоять честь оплаченного городской казной детища московского НИИАТ.
Начал Салахов со статистики. Так, новые маршруты начали действовать относительно недавно — 1 января. С того дня пассажиропоток по новым путям вырос в разы — с 22 тыс. до 67 тыс. ежедневно. Сетку же разработали, отмечал спикер, на основе пожеланий челнинцев. Для этого в автобусах висели QR-коды на опрос, раздавали 40 тыс. буклетов. Выхлоп в цифрах, конечно, небольшой — всего 1,7 тыс. отзывов, но оно и понятно: пока не попробуешь на себе в реальности, оценить изменения неспециалисту сложно.
В принципе, чиновник просил внимательнее изучать новые пути: либо через интернет, либо по QR-кодам на автобусах. Так или иначе, все разрабатывалось для того, чтобы общественным транспортом могли воспользоваться все микрорайоны, в том числе ЗЯБ, ГЭС, Замелекесье, утверждает Салахов.
Разработчиком проекта стал НИИ автомобильного транспорта (ОАО «НИИАТ», Москва). Объявлению тендера предшествовал опрос населения, который организовал исполком Набережных Челнов. В ходе опроса выяснилось, что 42% жителей просят увеличить количество автобусов большой вместимости, 27% — изменить маршрутную сеть города, 16% — увеличить время курсирования автобусов до 23:00, 15% — создать расписание движения общественного транспорта.
В тендере за право разработки приняли участие 7 компаний. Договор был подписан с московским НИИАТ.
Основные изменения коснулись автобусов, трамвайную сеть проектировщики оставили практически без изменений, по крайней мере — до обновления подвижного состава и ремонта инфраструктуры. Здесь ограничились снижением уровня дублирования между трамваями и автобусами, чтобы обеспечить «гармоничное взаимодействие». НИИАТ предложил полностью сменить нумерацию маршрутов. Маршруты от №1 до 13 — автобусные, от №16 до 27 — трамвайные.
Далее — к жалобам. А оных скопилось немало. Через социальные сети челнинцы на чем свет стоит сокрушались продуктом НИИ автомобильного транспорта. До многих точек стало невозможно добраться без пересадок — такого раньше не было, пишут горожане. Например, величественные «НЕФАЗы» больше не ходят до остановки «Залесная», кольца на улице Аделя Кутуя, детской поликлиники №4 и взрослой поликлиники №7 и т. д. Некоторые челнинцы начали писать обращения в комментариях под постами раиса РТ Рустама Минниханова в соцсетях. Главу республики просят разобраться с ситуацией и принять меры в отношении исполкома и проектировщиков.
Исполком, однако, прислушивается к мнениям. Сити-менеджер рассказал, что движение автобусов по маршрутам №4 и 6 после многочисленных жалоб поменяли. Частично (ввиду того, что дальше Нового города путь не заходит) они компенсируют ушедший и излюбленный челнинцами маршрут №26. В качестве аргумента — наглядная инфографика, где маршрут №26 предлагается заменить упомянутыми №4 и 6, а также №10 и 13 — наиболее близкими к оригиналу. Но минус в том, что, как раньше, без пересадок, прокатиться не выйдет. Однако так получается не по всем направлениям.
«Максимальное количество маршрутов сделано, чтобы жители могли добираться без пересадок. Это нормальная практика, во многих городах страны используется этот механизм. В любом случае невозможно охватить весь город, сделать так, чтобы с любой остановки до любой остановки доехать. Наша задача — минимизировать количество пересадок», — объяснял Салахов.
С 1 февраля в городе заработают проездные для общественного транспорта. Их можно будет приобрести в 40 торговых точках, в том числе на почте и в банках. Решение принято администрацией, чтобы сократить траты жителей на пересадки
Челны введут проездной
Следующие «спорные маршруты» — «потерянные» №42 и 43, недостаточный №5 по проспекту Чулман. «Мы с утра сверяем количество автобусов и пассажиропоток. По пятерке средний интервал составил 9 минут, хотя по нормативу он может быть до 15 минут. Что касается маршрутов №42 и 43 — они полностью заменяются маршрутами №5 и 6», — объясняет Салахов.
Настоящая трагедия развернулась вокруг остановки «Залесный проспект». Вокруг нее — прорва новых районов, т. е. спрос на общественный транспорт колоссален. Однако новая сеть отрезает новые районы. Если уехать с горем пополам еще можно, обратно добраться можно только с выходом на поодаль от точки, а дальше — пешком: упомянутые Салаховым маршруты №13, 2 и 3 туда не доезжают.
Кроме того, администрация отказалась от развоза жителей до поселка Кама. Ранее туда добирался маршрут №1, сейчас — ничего. Салахов объяснил решение юридической дилеммой. Маршрутную сеть разрабатывают в пределах одного муниципалитета, а поселок же — часть Тукаевского района. Т. е. это не проблема автограда, а межмуниципальный маршрут, и заниматься этим должен минтранс РТ.
Помимо прочего, сити-менеджер кратко пробежался и по другим «но». Приводим небольшой блиц из ответов чиновника на вопросы:
- Маршрут №1 заменен маршрутами №2 и 3.
- Маршрут №22 заменен маршрутом №7.
- Маршрут №12 заменен маршрутом №10.
- Остановка «Детские сады» остается в маршрутах №5 и 10.
- Улица 40 лет Победы осталась без автобусов — маршрут №13 там больше не ездит по восточной части улицы.
- Отказ от прямых маршрутов связан с ростом города, нельзя ездить, как «40 лет назад».
- Автобусы больше не возят по улице Тан — слишком узко. Поэтому жителям 19-го комплекса Салахов предлагает выходить или на улицу Хади Такташа, или на Сармановский тракт.
- Средний интервал по городу утром — от 8 до 12 минут. Норматив — 10–15 минут в пик, в межпик — 15–30 минут.
Масла в огонь добавляет стоимость проезда, выросшая с 35 до 40 рублей. Но и здесь не обошлось и без громких анонсов. С 1 февраля в Набережных Челнах заработают проездные для общественного транспорта. Их можно будет приобрести в скором времени в 40 торговых точках города, в том числе на почте и в банках. Решение принято администрацией, чтобы сократить траты жителей на пересадки.
Так, месячный безлимитный проездной для автобусов будет стоить 2,4 тыс. рублей, для трамвая — аналогичные условия. Цена для месячного безлимита на оба вида общественного транспорта — 3,6 тыс. рублей. Лимитный проездной на 50 поездок будет стоить 1,8 тыс. рублей. В дальнейшем тарифное меню, со слов чиновника, расширят.
«И так обстановка в стране сложная. Это может просто выплеснуться в социальный взрыв. Власть должна выйти к народу, объяснить, в чем ситуация, и сказать, дескать, мы в такое-то время исправим, а что-то мы по такой-то причине сейчас не можем»
Местные депутаты опасаются социального взрыва и призывают дать властям время разобраться и учесть замечания
«БИЗНЕС Online» предложил прокомментировать ситуацию народным избранникам автограда.
Депутат горсовета Набережных Челнов от КПРФ Татьяна Гурьева тоже заметила в соцсетях «шквал жалоб» по поводу новой маршрутной сети. «Люди вообще традиционно молчат, у нас такой народ, он больше привык терпеть. А когда уже выплескивается это — значит, терпению уже нет предела», — подчеркнула коммунистка в разговоре с «БИЗНЕС Online».
Гурьева раскритиковала власть за молчание и невнимание к проблеме жителей. По ее словам, даже по комментариям в новостных телеграм-каналах можно было понять, с какими маршрутами есть проблемы. «И так обстановка в целом у нас в стране и внутренняя, и внешняя крайне сложная. Это может просто выплеснуться в социальный взрыв, не знаю, на что они надеются. Я считаю, власть должна просто выйти к народу, объяснить, в чем ситуация, и сказать, дескать, мы в такое-то время исправим, а что-то мы по такой-то причине сейчас не можем и так далее», — считает депутат горсовета.
В то же время другой депутат горсовета, зампредседателя ПАО «КАМАЗ» Владислав Гаврилов, с возмущением коллеги не согласился и выразил мнение, что недовольство горожан временное. «Здесь, я думаю, чьей-то вины, что кто-то сделал что-то не так, нет. Надо просто изучить, посмотреть все маршруты по-новому. Здесь просто надо время руководителю исполкома и руководителя, который отвечает за транспортное обеспечение. Я думаю, все-таки они решат эту проблему», — объяснил он свою позицию и добавил, что сеть до Нового года работала в тестовом режиме — могли что-то не учесть.
«Всегда есть и будут люди, которые чем-то недовольны», — заявила основатель центра «Чудо-дети» Ася Кислова. Она заметила, что никаких обращений по поводу маршрутов от граждан не получала и в целом в Челнах «проводится колоссальная работа для того, чтобы улучшить этот вопрос» — закупают автобусы, разрабатывают новые маршруты и строят трамвайные линии. По ее словам, информация накануне Нового года гласила, что новые автобусы очень комфортабельны и учитывают категории всех граждан.
Появление проездных спикеры оценили положительно. Гурьева заметила, что оно поможет сократить траты горожан на проезд, поскольку им приходится платить за большое количество пересадок. По мнению депутата от КПРФ, такое решение принято, чтобы смягчить ситуацию.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 18
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.