Российские части в новогодние праздники продолжили наступление почти по всем фронтам. Оборона противника продолжает медленно рассыпаться, стойкость частей падает. Вместе с тем Киев все еще старается выбить инициативу из рук российского Генштаба, попытавшись устроить свое микронаступление, которое обернулось большими потерями на курском направлении. О том, как складывались боевые действия, почему Курахово освободили, а кураховский карман остался, — в обзоре «БИЗНЕС Online».
Российские части в новогодние праздники продолжили наступление почти по всем фронтам
Сколько Киев потерял при новогодней попытке наступления в Курской области
Наверное, самым важным в информационном плане событием новогодних праздников в зоне проведения СВО стала попытка атаки киевских войск в Курской области под хутором Бердин.
Утром в воскресенье, 5 января, российские телеграм-каналы взорвались от сообщений, что киевские войска начали новое наступление. «С мест сообщают, что началось шевеление ВСУ под Суджей. Активность фиксируется в районе хутора Бердин рядом с Черкасским Поречным. Действуют пока только малочисленные огневые группы, но ВСУ постепенно накапливаются у границы, по скоплениям идет активная работа. Судя по всему, украинцы ждали, пока подморозит, чтобы была возможность более-менее свободно двигаться на технике. О вводе каких-то крупных сил украинской армии „в наступление“ речи пока не идет, но все скоро может измениться», — осторожно прокомментировал событие канал «Военная хроника».
Дальше в российском сегменте военного «Телеграма» начался привычный беспорядок, а самые смелые и вовсе констатировали: «Фронт прорван…». Панику должно было погасить заявление министерства обороны. «Артиллерией и авиацией группировки войск „Север“ нанесено поражение штурмовой группе ВСУ. Уничтожены два танка, машина разграждения и 7 боевых бронированных машин. Операция по уничтожению формирований ВСУ продолжается», — отметили в МО.
Ближе к вечеру подтянулись более компетентные аналитики, которые не без оснований отметили, что, во-первых, паниковать не надо, а во-вторых, как бы украинский генштаб ни хорохорился, наступать ему нечем. В это же время подтянулись большие федеральные СМИ, в том числе РИА «Новости», выпустившее репортаж о том, как российские бойцы жгут натовскую бронетехнику.
Разумеется, в украинском военном сегменте «Телеграма» была абсолютная «перемога», особенно авторы каналов радовались видеоролику, на котором украинский БТР гонял по полю российского бойца. Но уже на следующий день перемога обернулась «зрадой»: в сеть полились кадры, на которых российские солдаты осматривают груды припорошенных снегом трупов либо фотографируются на фоне свежесожженных танков, БТР и прочей западной бронетехники.
К слову, при осмотре трупов оказалось, что у многих тюремные татуировки, что вызвало законное предположение, что в штурме принимали участие боевики подразделения «Шквал», укомплектованного уголовниками. Можно было бы сравнить это подразделение с российскими «Шторм Z» или «Шторм V», но есть небольшая разница: в «Шквал», судя по тому, что пишут, идут не совсем добровольно, впрочем, как и вообще в украинскую армию.
Всего, по усредненным данным, в день натиска противник потерял четыре танка, 12 ББМ, две БМП, четыре БТР, одну инженерную машину разграждения, около 200 сотен единиц личного состава. Кроме того, 27 человек были взяты в плен.
В конечном итоге можно сказать, что, скорее всего, в Киеве планировали устроить некоторое обострение еще в конце декабря, о чем говорил главком киевских войск Александр Сырский. «Позиция Александра Сырского: должны остановить противника. Но победа невозможна, если ВСУ будут работать только в обороне. Должны перехватывать инициативу и контратаковать. Можем и будем. Где и кто — увидите», — передал слова Сырского украинский военный и блогер Кирилл Сазонов.
Однако каких-то существенных возможностей что-то сделать у Киева просто нет. «Ударного костяка, такого же, какой был в Курской области (а это была, скажем, 80-я бригада, очень хорошее подразделение, кстати), сейчас у противника такого же хорошего подразделения в резерве нет», — отметил в интервью «БИЗНЕС Online» военный эксперт Владислав Угольный.
Проблемы очевидны, Киеву категорически не хватает личного состава, сверх того, не хватает подготовленного и мотивированного личного состава. Судя по тому, что противник не может организовать даже сносной обороны крупного населенного пункта Красноармейск (Покровск), который фактически перегораживает дорогу на Днепропетровск на север (важное примечание, обороняться всегда проще, укрепления, пристрелянные позиции, знание местности сглаживают возможное отсутствие опыта, боеприпасов и низкое качество и количество личного состава), скорее всего, необходимой военной массы, для того чтобы повторить хотя бы успех курской авантюры, у него нет.
Запад оценивает число дезертиров на Украине
1 января в издании Forbes вышла занятная статья с заголовком «Новейшая украинская бригада начала распадаться еще до того, как достигла линии фронта». Заголовок настолько печальный, что увидеть его в западных СМИ весьма странно, однако автор был неумолим в своем приговоре 155-й бригаде ВСУ «Анна Киевская».
«Бригада должна была иметь более 5,8 тысячи солдат, что делало ее намного больше, чем большинство из примерно 100 других боевых бригад украинских сухопутных войск. Но около 1,7 тысячи из этих 5,8 тысячи солдат в какой-то момент самовольно отсутствовали в бригаде во время ее 9-месячной подготовки на западе Украины, в Польше и Франции. Еще в ноябре, как сообщается, около 500 солдат все еще находились в самоволке», — пишет Forbes.
Мы писали об этой бригаде ранее. Отметим, что численный состав все-таки должен был быть не 5,8 тыс., а 4,5 тыс., из которых непосредственно французами подготовлена примерно половина, а остальных должны были набрать на месте. Судьба подразделения сложилась неудачно, обученный состав разбежался, а остатки поломали на батальоны и отправили на разные участки фронта.
Но в данном случае интересно другое. Согласно открытым источникам, в 2022-м на Украине было зарегистрировано 6 тыс. случаев самовольного оставления воинской части, в 2023-м — 16 тыс. случаев, а за первые пару месяцев 2024-го — более 4,5 тысячи. За весь 2024-й, можно предположить, речь идет о цифре в 25–30 тыс. случаев. Важно понимать, что статистика велась по уголовным делам соответствующей квалификации и реальное положение вещей может быть иным. Как вариант, боец покинул часть, его через неделю нашли, вернули, а, чтобы командиру не иметь проблем, документ не составили.
Вместе с тем обозреватель Deutsche Welle* в июле 2024-го отписался, что только за первые полгода было открыто почти 30 тыс. уголовных дел по соответствующим статьям, примерно 18,5 тыс. — по самоволке, а чуть больше 11 тыс. — по дезертирству.
Более того, в западной прессе попадаются оценки, согласно которым общий уровень подобных преступлений примерно равен 200 тыс., в то время как прокуратура Украины насчитывает менее 100 тыс. случаев. Вопрос очевидный: откуда такая разница? Ответ тоже — есть разные данные, публичные и закрытые для Запада.
Причина тут, скорее всего, до банальности простая — отчетность. Очевидно, Киеву выгоднее оформлять погибших как дезертиров, чтобы картина потерь на фронте для союзника выглядела менее катастрофической. Вместе с тем 200 тыс. — это очень много. Для сравнения: ВСУ на февраль 2022-го насчитывали всего 250 тыс. человек личного состава. Это буквально значит, что при формальной численности армии в 0,9–1 млн человек каждый пятый — беглец, которого нет на боевом посту.
Однако устойчивость киевских частей, несмотря на все старания нашей армии, сохраняется в сносном состоянии. Враг продолжает сопротивляться, оставаясь в полуокружении (как пример, упорная оборона города Курахово), ходить в «мясные штурмы» (прошедшее 5 января «наступление» на хутор Бердин) и в целом удерживать линию фронта, буквально требуя за каждый метр платить кровью, прежде всего его же собственных солдат.
«Тут важный момент: перед тем как они сдались на этом укрепе под Красногоровкой, по ним навалили как следует, весь день их долбали наши FPV-дроны, завалили половину блиндажей. И вот тогда им пришла мысль, что можно попробовать сдаться. И они сдались», — комментирует ситуацию в интервью «БИЗНЕС Online» военкор Дмитрий Стешин.
Все это говорит о том, что на данном этапе дезертирство еще не стало той проблемой, которая вынуждает противника менять ход боевых действий. Однако, что отмечают очень многие, ситуация тут постепенно меняется — желающих безвольно умереть под ударами дронов и разрывами артиллерийских снарядов становится все меньше.
За неделю потери киевских войск составили чуть более 1 835 единиц живой силы, 39 единиц бронетехники, 70 бронированных машин, две БРЭМ, 8 артиллерийских орудий, 16 минометов, 86 автомобилей
Участок фронта: граница Брянск – Курск – Белгород
Как отметили выше, на данном участке фронта ситуация остается в целом стабильная, несмотря на неудачную попытку киевских войск провести тактическое наступление.
Вместе с тем с начала года российским войскам удалось освободить на северном фасе выступа противника в Курской области пару участков, в том числе небольшую деревеньку Леонидово, а также вплотную подойти к населенному пункту Русское Поречное. На южной стороне войска вошли в село Махновка, прямо за которым находится районный центр — город Суджа.
За неделю потери киевских войск составили чуть более 1 835 единиц живой силы, 39 единиц бронетехники, 70 бронированных машин, две БРЭМ, 8 артиллерийских орудий, 16 минометов, 86 автомобилей.
На востоке Харьковской области все так же продолжаются сражения на липцевском и волчанском направлениях. Боевые действия ведутся в вялотекущем режиме, принципиальных изменений в линии фронта нет.
Подразделениями группы войск «Север» на этой неделе уничтожено 310 единиц живой силы противника, один танк, три бронированные машины, 13 буксируемых артиллерийских орудий, 12 автомобилей.
Участок фронта Сватово – Купянск – Кременная – Северск
На данном участке фронта интенсивное продвижение происходило в районе Кругляковского выступа. На юге российские части вышли к реке Лозовой, на севере отошли от села Глушковка. Еще южнее российским войскам удалось освободить населенный пункт Надия, а также продвинуться в районе Северска.
В целом участок остался относительно стабильным, противник продолжает оперировать значительными вооруженными силами, усложняя военную работу российских частей.
В пресс-службе группы войск «Запад» отмечают, что за эту неделю потери противника составили до 3 030 единиц живой силы, один танк, 9 бронированных машин, 8 БМП, 7 БТР, 35 буксируемых артиллерийских орудий, 7 самоходных артиллерийских установок, одну РСЗО, 48 автомобилей.
Участок фронта Соледар – Артемовск – Часов Яр
На данном участке фронта продолжаются тяжелые бои. Российским частям удалось прорвать оборону противника в городе и выйти по хребту железной дороги к станции Часов Яр. Кроме того, согласно сведениям из военных телеграм-каналов, часть группировки противника оказалась в окружении.
«В Часовом Яре в районе дома отдыха завода „Огнеупор“, где в лесном массиве на территории есть бункер, по разговорам, ведущий на сам завод. Тут плотное кольцо, и противнику выставлен ультиматум», — пишет телеграм-канал Condottiero.
Сказать наверняка пока ничего нельзя, но с некоторой долей вероятности можно предположить, что длительная осада и штурм города начинают выходить к эндшпилю.
Вместе с тем, согласно российским картографам из Lostarmour, южнее Часова Яра противник смог выбить российские подразделения с части территории и выйти к каналу Северский Донец – Донбасс. Скорее всего, развитие ситуации мы увидим уже до конца января.
В группе войск «Юг» отмечают, что за эту неделю потери противника составили до 1 515 единиц живой силы, три танка, три бронеавтомобиля, три БТР, четыре БМП, 16 буксируемых артиллерийских орудий, четыре самоходные артиллерийские установки, 15 автомобилей.
Красноармейское (покровское) и дзержинское (торецкое) направления
На данном участке фронта российские войска продолжают наступление, которое относительно остальных участков можно назвать масштабным. Продолжается сражение в Дзержинске (Торецке), противник выбит на северные окраины города, не имея возможности вести сносное сопротивление после потери господствующих высот (терриконов). Скорее всего, освобождения данного города можно ожидать в ближайшие пару недель, если Киев не решит отправить на поддержку агонизирующих войск свежие резервы либо снять части с других участков фронта.
Западнее российские войска наконец-то начали движение к трассе Т0504, освободив село Воздвиженка и частично Елизаветовку, более того, появились подтверждения того, что войска уже вышли к дороге, соединяющей Красноармейск (Покровск) и Константиновку, однако фото- и видеоподтверждений этому пока нет. В целом логика такого маневра ясна — Красноармейск по подобию других населенных пунктов берут в полуобхват, отрезая пути снабжения.
Южнее Красноармейска группировке войск «Центр» удалось освободить населенный пункт Даченское, зайти в деревню Лысовка, Зеленое и продвинуться к населенному пункту Шевченко, а также выйти на север в сторону трассы, соединяющей Красноармейск с Днепропетровском, форсировав приток реки Соленой и освободив деревню Волково.
На западе российские части продвинулись до 2,5–3 км при ширине наступления до 8,5 км, освободив населенный пункт Новоелизаветовка, а также частично освободив Нововасильевку, кроме того, продвинувшись вдоль дороги до цепи из деревень, начинающейся с населенного пункта Ясеновое.
На юге также есть продвижение. Севернее реки Волчьей были освобождены населенные пункты Шевченко и Петропавловка, что естественным образом удлиняет имевшийся ранее карман.
В пресс-службе министерства обороны отмечают, что потери ВСУ от взаимодействия с подразделениями группы войск «Центр» за эту неделю составили до 2 935 единиц живой силы, 10 бронеавтомобилей, 6 танков, 10 БТР, 8 БМП, 6 самоходных артиллерийских установок, 24 буксируемых артиллерийских орудия, одну РСЗО, 39 автомобилей.
Участок фронта Курахово – Шахтерское – Великая Новоселка
Здесь также продолжается интенсивная военная работа. С одной стороны, группа войск «Восток» продвигается медленнее соседнего «Центра», с другой — движение тоже фиксируется.
Во-первых, был окончательно освобожден город Курахово, вместе с тем карман благодаря успешному наступлению «Центра» на севере продолжает сохраняться, украинские части, уже отброшенные западнее, также остаются зажатыми между двумя российскими группами войск, не имея сносной возможности маневрировать.
Во-вторых, фиксируется продвижение в сторону населенного пункта Разлив, который открывает дорогу на Константинополь и Богатырь, являющиеся основными переправами через Волчью.
Западнее продолжается осада Великой Новоселки, которая, судя по неподтвержденным сообщениям, также попала в локальный мешок, не имея возможности снабжаться основными силами.
Согласно сообщениям пресс-службы группы войск «Восток», отвечающей за участок, за эту неделю потери противника составили до 960 единиц живой силы, танк, четыре бронированные машины, 7 самоходных артиллерийских установок, 14 буксируемых артиллерийских орудий, 25 автомобилей.
Запорожско-херсонский участок фронта
Данный участок фронта продолжает оставаться в состоянии тактической паузы. Вместе с тем в районе населенного пункта Белогорье картографы из Lostarmour зафиксировали незначительное продвижение российских войск, а также незначительное продвижение киевских войск в районе населенного пункта Каменское. Принципиального изменения линии фронта не наблюдается.
В пресс-службе группы войск «Днепр» отмечают, что за эту неделю потери противника составили до 425 единиц живой силы, одну бронированную машину, один БТР, 9 буксируемых артиллерийских орудий, 39 автомобилей.
* выполняет функции иностранного агента
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.