Сусанна Альперина: «Одна из тенденций 2024 года такова: «Там, где есть режиссер, есть сериал» Сусанна Альперина: «Одна из тенденций 2024 года такова: «Там, где есть режиссер, есть сериал» Фото предоставлено Сусанной Альпериной

«В погоне за количеством сериалов упало качество»

Сусанна Ильинична, в 2024-м на телеэкранах и в онлайн-кинотеатрах вышло множество российских сериалов, но по качеству они очень разные. В целом в этом году наша сериальная индустрия сделала шаг вперед?

— На днях на портале «Кино-Театр.ру» опубликовали рейтинг сериалов 2024-го. Критики пишут, что в этом году вышло практически столько же сериалов, сколько и в прошлом. Но мне даже кажется, что больше, около 240. Одним из девизов нашего фестиваля стриминговых сервисов ORIGINAL+ я думала сделать фразу «Успеваем смотреть» и даже завела такую рубрику в своем телеграм-канале. Но, к сожалению, в погоне за количеством сериалов упало качество, и я рада, что в следующем году онлайн-платформы обещали выпускать меньше проектов.

Одна из тенденций 2024 года такова: «Там, где есть режиссер, есть сериал». В лучших проектах сезона видна четкая режиссерская рука. Это «Лихие» Юрия Быкова, «Последний богатырь. Наследие» Антона Маслова, «Трасса» Душана Глигорова (на следующий год заявлен еще один его сериал — «Аутсорс»: можно сразу сказать, судя по первым сериям, показанным на фестивале «Новый сезон», где проект стал победителем, что и это будет заметная работа). После таких событий невозможно смотреть сериалы, где не видна режиссерская рука. Например, мне был неинтересен сериал «Дайте шоу». На мой взгляд, он распадается и Дмитрий Литвиненко не тщательно справился со своей работой. В следующем году мы увидим его фильм «Василий», посмотрим, как дело обстоит там.

Сусанна Ильинична Альперина — российский журналист и продюсер, программный директор фестиваля стриминговых сервисов ORIGINAL+ и фестиваля документального контента стриминговых сервисов ORIGINAL+ Doc.

Родилась в Одессе. Обучалась на филологическом факультете Одесского национального университета им. Мечникова, затем перевелась на факультет журналистики МГУ им. Ломоносова, который окончила в 1990 году. Затем училась в аспирантуре МГУ и защитила кандидатскую диссертацию.

Работала в газетах «Одесский вестник» и «Вечерняя газета», вела авторскую телепрограмму «Леди Одесса». С 1998 по 2001 год — редактор отдела общества и первый заместитель ответственного секретаря газеты «Известия». Также сотрудничала с газетами «Культура», «Собеседник», «Комсомольская правда», журналами Cosmopolitan, ELLE, «Советский экран». C 2001-го работает в «Российской газете».

С 2019 по 2022 год — программный директор фестиваля «Читка», с 2022-го — программный директор фестиваля ORIGINAL+, с 2023-го — программный директор фестиваля ORIGINAL+ Doc. Читает лекции по журналистике в ведущих отечественных вузах — Высшей школе экономики, Высшей школе культурной политики и управления в гуманитарной сфере МГУ им. Ломоносова, Российской академии народного хозяйства и государственной службы.

Вы упомянули сериал «Лихие», он стал одним из многих новых кинопроектов о конце 80-х  начале 90-х, которые возникли на волне успеха «Слова пацана. Кровь на асфальте» Жоры Крыжовникова. Тех же «Лихих» или «Детей перемен» многие критики сочли неудачными картинами.

— О 90-х годах снято очень много сериалов, но хороших наберется штук 10. Видимо, пришла пора переосмыслить ту эпоху, через 30 лет кинематографисты так же будут переосмыслять время, в которое мы живем сейчас. Сериал «Мир, дружба, жвачка» в числе первых задал тенденцию снимать сериалы о 80-х и 90-х, но они не всегда получаются удачными.

«Слово пацана. Кровь на асфальте» Жоры Крыжовникова — сильный проект. Подчеркнем, что он рассказывает о конце 80-х годов, это важно. «Лихие» и «Дети перемен» — новые сериалы о 90-х с новаторским подходом к тому времени. В «Лихих» Быков вывел на экран классические типажи 90-х. В «Детях перемен» есть сильное сравнение: главная героиня Флора представлена как Родина, у которой три сына: первый — бандит, второй — интеллигент, третий — торгаш (раньше сериал назывался «Дети Флоры»). Это большая интересная метафора, и я с удовольствием смотрю этот сериал.

Зрители устали от чернухи? Новые «Лихие» Юрия Быкова не тянут на главный сериал о 90-х

А сериал Никиты Власова «Комбинация»?

— Заметный, яркий проект, но я не считаю «Комбинацию» удачей, хотя там и есть титаническая работа Никиты Кологривого. К сожалению, сериалы «Игры» и «Комбинация» не получились такими, какими их заявляли, хотя оба интересные. Такие сериалы нельзя снимать дешево. Если брать национальную тему — о группе, которая влияла на умы поколений, или об Олимпийских играх, — нужно вкладывать деньги. В тех же «Играх» Евгения Стычкина есть хороший сценарий с необычным ракурсом. Мы видим кулуары Олимпийских игр и не понимаем, какие это игры на самом деле — спортивные или кабинетные вокруг Олимпиады. Это очень интересно, но саму Олимпиаду надо показывать хорошо или не показывать вообще. К сожалению, в «Играх» визуальный ряд сделан дешево.

То же касается «Комбинации». Понимаете, так мы свою «Богемскую рапсодию» не снимем. Сериал рассказывает о поп-группе, о молодых девчонках. Авторы хотят сделать его привлекательным для нового поколения, значит, нужно вложиться в костюмы, в красивую «картинку». А не только написать хороший сценарий (хотя и это очень важно). Такое ощущение, что весь гонорар фильма ушел на Кологривого. Да, в «Комбинации» действительно хорошие актеры — Владимир Канухин, Анастасия Уколова и другие. Но создатели сэкономили на сериале, и он не произвел на меня должного впечатления, хотя я знаю все песни «Комбинации» наизусть.

«Рашен гёрлз»: сериал «Комбинация» – дерзкий путь к славе поп-легенд 90-х

«Плевако» мне «неожиданно» понравился, хотя это сериальный дебют продюсера Алексея Учителя» «Плевако» мне неожиданно понравился, хотя это сериальный дебют продюсера Алексея Учителя» Фото: © Павел Бедняков, РИА «Новости»

Что не так со «Столыпиным» и почему люди не доросли до «Преступления и наказания»?

Также в этом году были популярны сериальные байопики, на экраны вышли «Столыпин» и «Плевако», в них много художественного вымысла.

— Байопики всегда привлекают внимание. В следующем году тоже выйдут биографические фильмы и сериалы, например, в фонде кино сейчас защищался фильм про Ирину Роднину. Это беспроигрышная тема, но сделать ее можно по-разному. «Плевако» мне неожиданно понравился, хотя это сериальный дебют продюсера Алексея Учителя. Авторы тонко сработали: взяли исторического персонажа, добавили шутку, танец, интригу, новые технологии. И конечно, в фильме великолепно играет Сергей Безруков. Каждую серию я смотрела с удовольствием и внесла «Плевако» в список лучших сериалов года.

Не могу того же сказать о «Столыпине». Я не эксперт в исторических событиях, но рекомендую заглянуть в научно-исторический журнал «Родина» — приложение к «Российской газете». Там прекрасно и деликатно эксперт объяснил, почему сериал «Столыпин» получился таким, что ему не веришь.

«Революционеров, как и декабристов, показывают иначе: не нужно расшатывать позиции власти»

В последнее время наши режиссеры все чаще переснимают культовые фильмы и сериалы прошлого. Как вы оцениваете такую тенденцию, значит ли это, что в России есть проблемы с созданием оригинальных киносценариев?

— Эта тенденция меня пугает. В том смысле, что у нас перестают придумывать свое, даже в плане сказок. Все берутся за сказки, которые уже были экранизированы. Я понимаю, что режиссеры хотят вдохнуть новую жизнь в «Хозяйку Медной горы» или «Волшебника Изумрудного города», но нужно думать: что нового вы хотите этим сказать? Не показать технологии, не рассказать молодому поколению историю, а понимать: какую мысль вы хотите донести? Кажется, некоторые творцы даже не ставят перед собой этот вопрос, а действуют по принципу «все придумано до нас, возьмем самое удачное». И если сейчас у нас все время ссылаются на культовые советские картины, то на кого будут ссылаться кинематографисты через 30 лет? Поэтому режиссерам необходимо создавать что-то свое.

К сожалению, многие авторы пользуются тем, что мировой контент для нас сейчас в значительной степени закрыт, и берут идеи из зарубежных кинопроектов. Мол, у нас люди все равно это не посмотрят (а молодежи, которая посмотрит в интернете, не так уж и много), поэтому мы можем «с открытым лицом» позаимствовать идею и представить российскому зрителю как оригинальный проект.

Да, это можно сделать талантливо. Например, фильм «Цирк» Григорий Александров снял после поездки со своей женой в Голливуд и сделал из Любови Орловой русскую Марлен Дитрих. Но это бывает редко. Всегда есть люди, в частности кинокритики и синефилы, которые знают, откуда и почему взят сюжет, или детали фильма, и самая яркая заимствованная идея начинает столь же ярко раздражать. Поэтому хочется, чтобы в российском кино было больше оригинального контента, а «вториджиналсов» — как можно меньше.

Например, в этом году вышел «Шеф» Михаила Расходникова, который похож на американский сериал «Медведь».

— «Шеф» мне очень нравится. Его действительно сняли после «Медведя» и задействовали кулинарную тему, но здесь вопрос в качестве адаптации. Когда смотришь «Шефа», кажется, что это исконно русский сериал. Там правильно подобран актер (Денис Прытков) на главную роль, поэтому я бы в пример этот проект не приводила. Как и новый сериал Ильи Ермолова «Золотое дно», который называют русскими «Наследниками». Он действительно очень похож на «Наследников» (и это не первый пример в российском кино, который отсылает к этому сериалу), но снят удачно, и я очень жду второй сезон.

Есть другие сюжеты, которые режиссеры взяли из иностранных сериалов и пересадили на российскую почву. Такая модель работы идет еще от Александра Цекало — первого человека, который в России занимался сериалостроением. Он целенаправленно разработал несколько похожих проектов (русский «Декстер» и прочие), но одно дело разрабатывать, а другое — заимствовать. В итоге у нас действительно появляются плохо калькированные сериалы, из которых торчат зарубежные уши. Специалисты это видят, и такие работы находятся целиком на совести создателей.

Вы уже отнесли сериал «Дайте шоу» к сериальным неудачам года, какие проекты продолжают этот список? Почему неудачным, по мнению большинства, получилось «Преступление и наказание» Владимира Мирзоева? Считаете ли неудачным сериал «Чистые»?

— Когда один сериал меряют по другим, это вызывает странные чувства. Мирзоев — театральный режиссер и все свои кинопроекты делает исходя из своего опыта. А его работы, к сожалению, сравнивают с теми, что снимают кинорежиссеры уровнем гораздо ниже Мирзоева. В «Преступлении и наказании» блестящие театральные образы. Вспомните, как Иван Янковский бежит с белой лошадью или как ест гранат и сок течет по его лицу как кровь. Мирзоев мыслит другими категориями, и те, кто сильно критикует «Преступление и наказание», просто не доросли до уровня Мирзоева. Они хотят классической экранизации, а оценить авторскую версию не готовы. Чтобы широкий зритель был готов к ней, его нужно еще образовывать и образовывать. Увы, то же самое с критиками. Им нужно что-то попроще — пусть ищут. Но если люди хотят смотреть экранизацию «Преступления и наказания», которую можно назвать элитарной, им придется напрячься.

И черт с тобой: почему сериал «Преступление и наказание» всех раздражает?

Сериал «Чистые» считаю не неудачным, но вторичным. Он идет по следам повести Александра Куприна «Яма» и сериала «Куприн». Например, сценаристы списали у Куприна историю проститутки, зараженной неизлечимой болезнью, — эту роль сыграла в «Куприне» Светлана Ходченкова, а в «Чистых» — Диана Милютина. Также недавно мы смотрели на Марка Эйдельштейна в «Аноре». Вряд ли создатели «Чистых» думали об этом, но у них Марк играет фактически ту же роль — сына богатых родителей, который связался с девушкой легкого поведения. И сравнение здесь однозначно в пользу «Аноры». Тем не менее сериал «Чистые» интересно смотреть. Понятно, почему его нигде не отметили — проект затрагивает скользкую тему, но я считаю «Чистых» заметным сериалом этого года.

Кроме новых проектов, вышли продолжения нашумевших сериалов последних лет. В свое время вы высоко оценили сериал «13 Клиническая». Видели ли уже новинку «13 Клиническая. Начало»? Не уронили ли создатели заданную планку?

— Второй сезон получился абсолютно другим. Я специально приехала на премьеру, потому что хотела посмотреть на большом экране. Ждала чего-то, что напомнит мне о «13 Клинической», и… не дождалась. Сменив режиссера, создатели сериала поменяли стилистику, и это правильно. Но все же вспомню одну фразу: «Не умножай число сущностей сверх необходимого». В новом фильме число сущностей умножено сверх необходимого. Не знаю, поняла ли бы я, о чем идет речь в первых сериях второго сезона, если бы от корки до корки не отсмотрела «13 Клиническую». Конечно, было интересно проводить аналогии с первым сезоном, но «13 Клиническая» меня зацепила с первого кадра. Я сразу вошла в этот сериал и не могла оторваться. Начало второго сезона меня так не зацепило — было ощущение некоей плотности, нагромождения. Посмотрим, изменится ли что-то к концу сериала, но сделан он любопытно. И конечно, шикарен Игорь Миркурбанов в роли Леонида Брежнева.

«Никита Кологривый — один из самых лучших актеров года» «Никита Кологривый — один из самых лучших актеров года» Фото: © Екатерина Чеснокова, РИА «Новости»

Минекаев вырос, а Кологривый — лучший актер года

Кинообзоры показывают, что в России сейчас много сериальных режиссеров. Кто из перспективных творцов в этом году ярко о себе заявил и кто из признанных мастеров подтвердил свой статус? Например, как оцениваете дебютный сериал Ивана Макаревича «Уроки китайского»?

— Макаревич показал себя как режиссер с серьезным подходом и намерениями, и он молодец. «Уроки китайского» — неровный, но любопытный сериал. В нем виден авторский поиск, напряженная работа с актерами. В проекте снялись молодые ребята, и некоторые из них, например Александра Немчинова, Роберт Захарян, Даня Киселев, ярко заявили о себе. Так что это сериал со знаком плюс.

Из перспективных режиссеров назову Бориса Акопова. Мне понравился его первый сериал «На автомате», представленный на нашем фестивале ORIGINAL+. Также мы показали удачный дебютный сериал Светланы Самошиной «Первый класс». Достойно себя проявляют Алексей Кузьмин-Тарасов («Неверные»), Антон Маслов («Последний богатырь. Наследие»), Евгений Стычкин. Он снял уже два сериала — «Нулевой пациент» и «Игры». На мой взгляд, «Нулевой пациент» получился лучше, потому что там у Стычкина был сильный сорежиссер Сергей Трофимов.

Из состоявшихся творцов отмечу Клима Козинского, снявшего великолепный сериал «Первый номер», Любовь Львову и Сергея Тарамаева, выпустивших «Детей перемен», а до этого — «Черную весну» и «Фишера», Анну Матисон — режиссера «Плевако», Нурбека Эгена — жду каждую его новую работу.

В сериале «Подслушано в Рыбинске» одну из ролей сыграл Рузиль Минекаев. Ждет ли его серьезная карьера после «Слова пацана. Кровь на асфальте»?

— Минекаев уже вырос. Прежде всего он гораздо старше, чем многие о нем думают. Рузиль выглядит мальчишкой, а на самом деле он состоявшийся актер и человек. Уже вышли «Елки-11» с его участием, в январе выйдет «Подслушано в Рыбинске». В фильме Егора Чичканова «Руслан и Людмила» Минекаев сыграет Руслана, в «Буратино» Игоря Волошина предстанет в роли Арлекина, его имя называют на защитах в минкультуры РФ и фонде кино в качестве актера мечты. Сейчас Рузиль на волне, и я желаю ему «оседлать» ее удачно. Обратите внимание — у него не так уж и много проектов, но выбор всегда очень качественный.

Я как-то шутила, что второй сезон «Слова пацана. Кровь на асфальте» можно не снимать, настолько разошлись актеры проекта по другим фильмам и сериалам. Почти все они очень востребованы. Посмотрите, как взлетел Слава Копейкин, еще раз рекомендую посмотреть сериалы «На автомате», где он играет одну из главных ролей, и «Дети перемен» — там Слава играет старшего сына Флоры, Петра. Лев Зулькарнаев снялся в сериале «Она такая классная», который многие критики назвали в числе лучших. Про Никиту Кологривого уже молчу — один из самых лучших актеров года.

«Олененок» очень талантливо освещает проблемы сталкерства, людей, которых преследуют и троллят другие. Меня этот сериал заставил не поспать ночь и не одну» «Олененок» очень талантливо освещает проблемы сталкерства, людей, которых преследуют и троллят другие. Меня этот сериал заставил не поспать ночь и не одну» Фото: Добросовестное использование, https://ru.wikipedia.org/w/ind...

«Очень боюсь, что сейчас начнут снимать русского «Олененка»

Кратко обсудим итоги сериального года за рубежом. Одним из самых обсуждаемых стал «Олененок», в чем феномен популярности этого сериала?

— Признаюсь честно, очень боюсь, что сейчас начнут снимать русского «Олененка». После премьеры сериала я позвонила знакомому продюсеру поделиться чувствами от просмотра, и она тут же сказала: «Ой, какая идея, будем делать!» Я, правда, побаиваюсь этого. «Олененок» очень талантливо освещает проблемы сталкерства, людей, которых преследуют и троллят другие. Меня этот сериал заставил не поспать ночь и не одну. Более того, в моей жизни тоже есть свой сталкер, поэтому тема мне близка. В сериале играют два прекрасных артиста — Ричард Гэдд (Донни) и Джессика Ганнинг (Марта). Именно благодаря яркому воплощению и раскрытию темы «Олененок» номинируется на все ведущие премии. У него сильные конкуренты, но и есть шанс получить награды.

Черно-белую криминальную драму «Рипли» кто-то считает «эстетским кино, будто из эпохи 40-х или 60-х», кто-то — скучным, затянутым фильмом. Чье мнение вам ближе?

— Я только начала его смотреть и пока не могу судить, но мой старший сын в восторге от «Рипли» и не мог оторваться от просмотра. Для меня его мнение очень важно.

Что еще из зарубежных сериалов минувшего года стоит посмотреть?

— Мне очень нравится сериал Эллиота Хегарти «Соперники», он погружает зрителя в мир телевидения. Вообще люблю все, что связано с кино- и телеиндустрией, в которой я нахожусь, с журналистикой, если это сделано хорошо. А «Соперники» действительно талантливый проект. Не могу не отметить «Пингвина» Лорена Лефранка — это новое слово в сериалостроении и блестящая работа Колина Фаррелла. Нашему времени созвучен сериал Тодда Кесслера «New Look: Революция стиля» на Apple TV+. Там речь идет о войне и выдающихся модельерах — Коко Шанель, Иве Сен-Лоране и других. Рассказывается о том, кто из них сотрудничал с врагом, кто — нет и как порой все может быть обманчиво. Мне этот сериал оказался очень близок, он показывает, как должен вести себя творческий человек в непростые времена.

Также не спать ночью меня заставил триллер с Кейт Бланшетт «Все совпадения неслучайны» режиссера Альфонсо Куарона. Он очень неравномерный — первые серии сложные и долго вводят читателя в тему (тому, кто знает одноименную книгу Рене Найт, наверное, легче). Но с третьей серии там начинается такое, что я после просмотра долго не могла успокоиться.

Как оцениваете идею снять «Гарри Поттера» в формате сериала? В 2024 году об этом много писали.

— Такие прецеденты в мировом кино уже были, сериал — другой жанр и создается иначе, чем полнометражный фильм. Например, «Властелин колец» сняли в формате сериала, и получилось неплохо. После трех картин о «Последнем богатыре» вышел сериал с тем же названием. По мне, он получился лучше, чем все три фильма, хотя первый я очень люблю. Вряд ли сериал о Гарри Поттере превзойдет все фильмы франшизы, потому что они сильно сделаны. Но если проект снимут хорошо, почему бы и нет?

На какие сериалы начала 2025 года посоветуете обратить внимание?

— Списки самых ожидаемых проектов года обычно составляю после новогодних праздников. Но точно рекомендую посмотреть сериал Петра Тодоровского «Подслушано в Рыбинске», он выходит 23 января, первые две серии мне очень понравились. «Аутсорс» Глигорова — очень хочу увидеть его целиком, думаю, и остальным сериал будет интересен, хотя он непростой. Жду с нетерпением продолжение «Фишера» Львовой и Тарамаева. 1 января уже наметила себе смотреть на Okko сериал «Министерство Всего Хорошего». 14 января выйдет сериал «Первый раз» — рассматривала его в программу фестиваля, в итоге взяла от стриминга другой, рассчитанный на более взрослую аудиторию. Но для молодых «Первый раз» — в самый раз, простите за каламбур.

Из зарубежных жду второй сезон «Уэнсдей», «Молодой Шерлок» — от Гая Ричи, очередной спин-офф — приквел «Игры престолов». На Apple TV+ готовится к выходу сериал «Опасные числа». Жду!

Что из российских сериалов порекомендуете читателям смотреть в новогодние праздники?

— Все зависит от цели просмотра. Если люди устали от работы и хотят праздника, можно выбрать что-то легкое — «Шеф», «Камера Мотор» Саши Абдулаева или «Последний богатырь. Наследие» Антона Маслова. Рекомендую посмотреть и показать родственникам сериал Михаила Чистова «Мамонты». Среди моих знакомых есть умнейшие люди, которые попались в руки телефонных мошенников. А если хочется задуматься, пережить шок, что-то переосмыслить в своей жизни, стоит включить «Трассу», «Лихих» или «Детей перемен».