В Татарстане появится новое мобильное приложение для оказания цифровых госуслуг — его создадут на базе сервиса для общения с соседями и решения жилищных вопросов «Локоло», который заменит «Услуги РТ». В МФЦ заработают госконсьержи, а чиновникам установят сервис для работы с ИИ, сообщил на заседании комитета Госсовета республики по экономике замминистра цифровизации Булат Габдрахманов. О том, как депутаты пытались разобраться, сможет ли «джипити» проникнуть на татарстанские предприятия, и решали, как избежать отупения следующих поколений госслужащих, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Замминистра «цифры» РТ Булат Габдрахманов анонсировал перерождение мобильного приложения по оказанию госуслуг «Услуги РТ»
Приложение госуслуг РТ заменит «Локоло»
Мобильное приложение по оказанию госуслуг «Услуги РТ» ожидает перерождение, анонсировал сегодня на совместном заседании комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству замминистра «цифры» РТ Булат Габдрахманов. Депутаты собрались сегодня, чтобы выслушать доклад о том, насколько эффективно работает закон РТ «Об информационных системах и информатизации Республики Татарстана». Пользуясь случаем, Габдрахманов поделился несколькими новостями.
Еще в августе минцифры анонсировало обновленную концепцию «Госуслуг 2.0», но только сейчас, в конце года, впервые публично была озвучена конкретика. Выяснилось, что созданное в 2009-м мобильное приложение заменят обновленным сервисом для общения с соседями и решения жилищных вопросов «Локоло», в котором появится возможность получить госуслуги. Проще говоря, минцифры выпустит новое единое приложение, которое объединит функционал «Локоло» и «Услуг РТ». Рабочее название нового приложения — «Госуслуги 2.0».
«Предполагается, что „Локоло“ станет единым приложением для всех жителей Татарстана. Фактически это будет новая версия приложения „Услуги РТ“. В 2009 году оно было реализовано и довольно устарело, много жалоб мы получаем. В будущем появится единое приложение, которое объединит и вопросы ЖКХ, и общение с соседями, и общение с государством, и классические госуслуги», — рассказал депутатам Габдрахманов.
Как пояснил замминистра «БИЗНЕС Online», сервис «Локоло» уже расширился — в нем появились функции, которые ранее были только в приложении «Услуги РТ». Сам портал госуслуг РТ останется прежним, изменится только мобильная версия. «Бывает сложно модернизировать существующее приложение, поэтому приходится рядом выстраивать качественное удобное приложение, и его оставлять в качестве главного», — объяснил изменения Габдрахманов.
Фишка нового приложения — сервис «Госконсьерж», который позволит позвонить сотруднику кол-центра госуслуг по видеосвязи и подать заявление по любой услуге. «Тебе не нужно даже самому заполнять заявление. Звонишь, озвучиваешь проблему и в онлайн-формате получаешь услугу. Такого еще не было в России. В следующем году, в первом-втором квартале, будем запускать», — сообщил замминистра.
Рассказал Габдрахманов и о работе над цифровой ИИ-платформой для госслужащих «Госпромпт». Сервис позволит служащим использовать большие языковые модели на профессиональном уровне, не обладая навыками промпт-инжиниринга. Как и обещалось ранее, решение заработало уже до конца года. Платформу используют уже 300 сотрудников. «Недавно на обучении руководителей органов исполнительной власти мы его продемонстрировали раису республики Татарстана Рустаму Нургалиевичу Минниханову.<…> Уже мы его активно тестируем, устанавливаем на различных рабочих местах и в аппарате раиса, и в аппарате правительства, и в министерстве экономики 36 сотрудников на нем работают. Всего подключено сегодня более 300 рабочих мест», — рассказал Габдрахманов.
- корректировать тексты;
- делать краткое содержание материала;
- подготавливать техническое задание;
- создавать аналитические справки;
- получать разъяснение сложных тем;
- составлять контент-план для госпабликов;
- отвечать на обращения граждан;
- работать с Excel-файлами;
- получать экспертное мнение по вопросу;
- получать правовую экспертизу документов на соответствие нормативно-правовому акту;
- приводить нормативно-правовые акты в соответствие с нормами законодательства;
- формировать заключение о кандидате на должность по резюме.
В неделю в среднем пользователи сервиса «Госпромпт» решают четыре задачи. Предполагается, что к 2025 году использование сервиса позволит госслужащим выполнять 40% рутинных задач на 30% быстрее и на 20% качественнее и повысит удовлетворенность сотрудников от работы. «Реализация проекта продолжится в следующем году. Цель — установить „Госпромпт“ на всех рабочих местах во всех государственных ведомствах. Результаты в рамках тестирования проекта выше ожиданий, сотрудники даже не догадывались о некоторых возможностях», — рассказал Габдрахманов «БИЗНЕС Online».
Марат Галеев добавил, что сейчас у большинства детей, которые воспитаны на «компьютерных технологиях», отсутствуют системные знания и способность анализировать, потому что они моментально находят информацию и моментально ее забывают
«Может получиться как в фильме «Тупой и еще тупее»
У депутатов накопилось к министерству множество вопросов, но казалось, народные избранники, особенно старшего возраста, не совсем владели терминологией, поэтому порой с трудом формулировали мысль. Что ж, технологии и правда развиваются слишком быстро.
«Вот искусственный интеллект, вот этот вот „промпт“… Есть возможность госслужащим пользоваться, по неким шаблонам решать вопросы, — начал задавать вопрос цифровому замминистра депутат Марат Галеев. — Но это первая генерация, так скажем, госслужащих нормальной будет, потому что есть определенные наработки, кругозор, багаж, а вот генерации вторые, третьи могут оказаться абсолютно беспомощными без этого».
Галеев добавил, что сейчас у большинства детей, которые воспитаны на «компьютерных технологиях», отсутствуют системные знания и способность анализировать, потому что они моментально находят информацию и моментально ее забывают. Он предложил Габдрахманову обсудить изменения в системе образования с минобрнауки.
«Я знаю, что сейчас госслужащие начали пользоваться. И может получиться как в фильме „Тупой и еще тупее“», — добавил Галеев и даже привел в пример бразильское телевидение, где искусственный интеллект спутал футбольный мяч с лысой головой судьи и несколько минут транслировал только ее изображение. Габдрахманов в ответе ограничился расплывчатым ответом о том, насколько важно, чтобы ИИ не использовался бездумно, и, может быть, даже нужно вовлекать детей в создание инструментов на его основе, чтобы они знали его внутреннее устройство.
Марат Ахметов: «Столько материалов, которые можно было бы использовать в программном процессе, а интернет не работает»
«Это из области желаемого. Конкретно надо что-то делать с министерством образования вам вместе», — как будто остался неудовлетворенным ответом Галеев, хотя и сам признался, что не знает, что нужно делать.
— Марат Гадыевич, у меня есть ответ, — вмешался в диалог Марат Ахметов. — Вы знаете, у нас в половине школ интернет не работает.
В зале раздался смех.
— Столько материалов, которые можно было бы использовать в программном процессе, а интернет не работает, — продолжил уже серьезно Ахметов. Но доказательств не предоставил — при этом, по данным минцифры РТ, в республике 100% школ подключены к интернету через волоконно-оптические линии связи.
— Будем надеяться, что все-таки у половины-то работает, — ответил Галеев.
— Вообще искусственный интеллект когда-нибудь начнет интеллектуально мыслить? — вдруг резко сменил тему Ахметов.
— Уже сегодня умеет. Много споров на эту тему, Марат Готович, — ответил заместитель министра. — Но сегодня, если по ту сторону стоит искусственный интеллект и ты с ним общаешься, ты можешь не отличить его от человека с точки зрения размышлений. Сегодня это уже есть.
Владимир Холоднов
Проникнет ли «джипити» на предприятия?
От вопросов философских вернулись к практическим. Оказалось, отсутствие компьютерных технологий в жизни детей волнует депутатов не меньше, чем их присутствие. Как же все-таки министерство борется с цифровым неравенством, поинтересовался Галеев.
«С годами в любом случае проблема решается. И для устранения цифрового неравенства отдельная есть программа в нацпроекте — „Экономика данных“. Каждый год у нас от 80 до 90 поселков подключается, в том числе где меньше 500 человек [проживают]», — ответил Габдрахманов. После этого градус обсуждения снова повысился: депутаты возмутились, что этого недостаточно, начали вспоминать районы без связи. Их резко остудил заместитель председателя экспертного совета по экономике Владимир Холоднов.
— Смотрите, цифровая трансформация во многих отраслях промышленности открывает широкие возможности для разного рода криминальных проявлений. Что делает минцифры для обеспечения безопасности, непроникновения искусственного интеллекта в служебные сервисы?
Габдрахманов взял крошечную паузу.
— Служебные сервисы предприятий вы имеете в виду? — уточнил он.
— Да. Можно через «джипити» зайти даже?
— Честно, не очень понял вопрос, — ответил немного растерянный замминистра. — Но требования к защите информации, если это госсистема или госпредприятия, самого высокого уровня.
Габдрахманов также напомнил, как Казань отбивалась от кибератак во время саммита БРИКС и отбилась.
— То есть такие меры принимаются? — уточнил Холоднов.
— Мне кажется, что вот та работа, которую предприятия сейчас проводят по замене импортных программных решений на отечественные, как раз и есть об этом, — поддержал Габдрахманова депутат Галеев.
В заключение депутаты все-таки признали, что закон об информационных системах и информатизации, принятый еще в 2007 году, работает эффективно и соответствует законодательству, но, безусловно, требует актуализации. И законопроект о внесении в него изменений дополнит нормативный акт, к примеру, понятием «искусственный интеллект». «Это синхронизация с теми технологиями, которые сегодня появляются и используются и которые заложены в нацпроекте „Экономика данных“. Наша задача — чтобы то, что сейчас есть в отрасли, нашло свое отражение в законопроекте. Этот закон описывает рамки цифровизации, и они должны соответствовать реальности», — пояснил Габдрахманов «БИЗНЕС Online».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.