Битва в районе реки Оскол постепенно меняет свои очертания. Весь 2024 год это были тяжелые бои, цель которых — выйти к южному фарватеру реки Оскол. Но уже на данном этапе видно, что российские подразделения пытаются начать переправу через реку. Какие стоят цели операции, какими могут быть задачи, а главное, почему все равно нужно идти на запад, а не на север? Попытки найти ответы на эти вопросы — в авторской колонке военного обозревателя «БИЗНЕС Online» Никиты Юрченко.
«Битва в районе реки Оскол постепенно меняет свои очертания»
Перейти границу у реки
В конце ноября в «Телеграме», прежде всего в украинских каналах, появилась информация, согласно которой передовые подразделения российских войск, входящие в состав 6-й общевойсковой армии, сумели форсировать реку Оскол севернее Купянска-Узлового возле села Новомлынск.
Сказать о размерах плацдарма не представляется возможным, видео и фото с объективным контролем, а также объективной оценкой размера плацдарма нет. Однако, с некоторой долей вероятности, можно предположить, что создание данного плацдарма имеет определенный смысл. Прежде всего — в контексте общего наступления на данном участке фронта.
Скорее всего, речь идет о том, чтобы создать противнику определенные трудности уже непосредственно в районе Купянска. Вопросы очевидные: почему именно сейчас начались разговоры о форсировании Оскола? Насколько это «реверсивные Крынки»? И какие именно задачи наши хотят решить? Попробуем разобраться.
Возможные задачи
Первое и главное: а кто конкретно действует? На данном участке группа войск «Запад», скорее всего, оперирует подразделениями 69-й мотострелковой дивизии, переброшенной на данный участок из-под Волчанска, а также другими соединениями, имеющимися в наличии. Вероятнее всего, в качестве передовых подразделений действуют малые пехотные группы общей численностью до двух-трех батальонов (с учетом ротации).
Вместе с этим параллельно закрепление в районе Кругляковки, т. е. южнее купянской группировки противника, угрожает как Купянску-Узловому, так и в целом оскольской вражеской группировке, где, согласно данным противника, наши оперируют не менее чем тремя полками (два мотострелковых, один танковый). Разумеется, на данном участке есть и другие вооруженные силы, прежде всего окружающие северный заоскольский плацдарм противника.
К очевидным целям российской группировки на данном участке можно отнести, во-первых, ликвидацию северной группировки войск противника и выход непосредственно к реке Оскол в районе Купянска. Это, с одной стороны, сделает оборону на данном участке более простой, с другой — позволит оперировать высвободившимися силами. Из этого плавно следует «во-вторых»: высвобожденные войска смогут начать оперировать уже на западном берегу Оскола, что позволит, с одной стороны, отодвинуть войска противника от границы с ЛНР, а с другой — создать предпосылки для окружения купянской группировки противника в целом.
Отметим, если летом 2022 года данная группа войск держалась благодаря мощному щиту из городов-крепостей, оборона которых была делом весьма благодарным, то теперь эта линия фактически стерта. Развалины Артемовска, Авдеевки и Соледара благополучно заняты.
Кроме того, в 2022-м Россия не использовала ФАБы с УМПК, артиллерия стреляла не столь точно, а главное, не имелось практического опыта боевых действий в условиях Северного Причерноморья. Ну и, разумеется, соотношение войск было совсем другим. Летом 2022 года Российская армия оперировала группировкой примерно вчетверо меньшей, чем имела Украина. Как следствие, утерянные логистические узлы не стали принципиальным событием, которое бы повлекло разрушение обороны киевских войск в целом.
«Планы Генерального штаба являются секретными, какие именно есть замыслы — можно только гадать»
Возможные цели
Тут сложнее. Планы Генерального штаба являются секретными, какие именно есть замыслы — можно только гадать. Вместе с тем, по публично известной информации, из чисто военных задач поставлены следующие — освободить территорию Российской Федерации (часть Курской области и новые регионы), а также отогнать противника от российской границы, чтобы исключить возможность нанесения ударов по населенным пунктам. Для этого требуется разгром войск противника, выход на отдаленные рубежи (примерно в 30–40 км) от государственной границы, а также создание ситуации, при которых Киев не сможет вторгнуться как на территорию страны, так и в демилитаризованную зону.
Выполняется это всеми группировками совместно, вместе с тем каждой группировке войск задачи нарезаны персональные. Как следствие, в случае если маневр с выходом на западный берег Оскола окажется успешным, то действия российских войск уже полноценно будут перенесены в Харьковскую область, что автоматически усложнит как действия киевских войск в районе Липцов и Волчанска, Курской области, а также создаст предпосылку для принципиального осложнения в районе Славянско-Краматорской агломерации, а вместе с ней и всей оставшейся группировки войск. В перспективе эти действия могут позволить перерезать трассы М03 и Е40, что катастрофически отразится на северодонецкой группе войск противника.
А значит, предположительной целью купянской группировки войск является осложнение действий войск противника, находящихся южнее. Разумеется, целью разгромить и уничтожить вражеские формирования силами одной купянской группировки не представляется возможным. Однако это как минимум может оттянуть на себя часть войск противника, дать выход на более выгодные позиции и, что не менее важно, разорвать логистическую связь между Харьковской областью и южной группировкой войск противника.
Повторимся, в условиях примерно равного соотношения в живой силе, а также при преимуществе в средствах поражения удлиненное плечо доставки крайне негативно скажется на обеспечиваемых гарнизонах. И если непосредственно славянско-краматорская группа войск противника это почувствует в меньшей степени, то Красный Лиман, Северск, Константиновка — более чем. Просто потому, что боеприпасы, провиант и ротации начнут приходить с меньшей регулярностью, чем есть сейчас.
Это в свою очередь сыграет на руку уже другим подразделениям, которые смогут воспользоваться этим обстоятельством. Либо прямо в моменте, совместив усиленный натиск с отсечением от прежнего логистического пути, либо со временем, когда поставки восстановятся, но не в прежнем объеме.
Как следствие, целью может являться, с одной стороны, ослабление войск противника путем увеличения давления на логистические пути, с другой — выход на встречу волчанской группе войск с целью обеспечить демилитаризованную зону от государственной границы.
Можно ли считать, что это начало битвы за Харьков?
Сказать сложно. Во-первых, Харьков остается достаточно удаленным от этого участка фронта, не менее 100 км по прямой на карте. С учетом специфики дорожной сети, вероятно, расстояние можно увеличить в 1,5–2 раза. Во-вторых, сама по себе Купянская группировка достаточно малочисленна, чтобы воздействовать на город-миллионник. Однако, повторимся, совокупность действий может привести к достаточно интересному результату.
В случае успеха вышеназванных действий войска, находящиеся по линии от Заосколья и вплоть до Дзержинска, получают ослабление группировки противника как в вопросе снабжения, в вопросе морали, а также в целесообразности удержания территории. Проще говоря, в условиях угрозы окружения и отсечения от сносного обеспечения держаться за слишком отдаленные от логистических путей территории станет не просто проблематично, а в целом нецелесообразно.
С одной стороны, противник, конечно, всю кампанию демонстрирует высокую стойкость и готовность сидеть в обороне даже до последнего. С другой стороны, судя по тому, как Киев выскребывает военный потенциал, постепенно подходя к мысли, что организовывать призыв 18-летних не такая уж безумная вещь, можно предположить, что противник передумает класть войска в совсем уж неравных сражениях.
В зависимости от решения Киева это будет значить либо то, что по мере развития боевых действий его людские резервы стремительно тают, размениваясь на время по совсем уж нещадному курсу, либо противник решит отбросить то, что удержать уже невозможно, и сосредоточится там, где для этого еще есть целесообразность.
Для российских войск это будет означать выход на новые рубежи. Как следствие, новые задачи и новые цели. И одной из таких задач или целей (в зависимости от того, какие замыслы будут у ГШ) может стать Харьков, просто потому что препятствия, лежащие до него, будут ликвидированы.
Если все же цель — Харьков, то какие силы потребуются
Харьков — крупнейший город на востоке Украины. Однако в силу географии он находится почти у государственной границы, а значит, имея крупную группу войск с надежным тылом, его можно попробовать осадить. Подчеркну, что речь идет именно о крупной группе войск (около 100 тыс. потребуется только для того, чтобы перекрыть подходы к нему по периметру) и надежной полосе тыла (войска, осаждающие город, должны иметь за спиной контролируемую полосу в десяток-другой километров минимум, чтобы не попасть в огневой мешок).
Скорее всего, движение, в ходе которого может быть освобождена первая столица Украины, будет направлено в сторону Днепра. Во-первых, это будет лежать в рамках российского тактического приема, так называемых клещей, когда войска противника осаждают с трех направлений, вынуждая отходить по четвертому неперекрытому. Во-вторых, для обеспечения успеха на данном театре военных действий было бы крайне недурно хотя бы с юга ликвидировать переправы через Днепр.
Сказать, как именно будет проходить эта операция, не получается, поскольку слишком много неизвестных, которые могут произвольно относительно наблюдателя измениться. Да и в целом это выходит за рамки анализа действий купянской группировки войск.
Вступай в Армию Победы!
Научим, поможем, поддержим!
Реклама. РОГО ДОСААФ РТ. 18+
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.