IMG_9512.jpg
В казанском кинофестивале, который будет проходить с 5 по 11 сентября, примут участие 40 фильмов из 28 стран

ЗА ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ ДАДУТ 150 ТЫС. РУБЛЕЙ

Сегодня на брифинге в кабмине РТ заместитель министра культуры Гузель Нигматуллина подвела некоторые промежуточные итоги подготовки к фестивалю. Всего на казанский кинофорум, который будет работать с 5 по 11 сентября, было представлено 300 заявок из 55 стран. Участвовать в конкурсной программе всех номинаций будут 40 фильмов из 28 стран. Любопытно, что география стран, которые хотят привезти в Казань свою кинопродукцию, расширяется - в этом году заявки подавали Аргентина, Венесуэла и Черногория. Однако, увы, отборочная комиссия не пропустила их фильмы.

Наконец-то мы знаем состав жюри – его председателем стал таджикский режиссер Давлатназар Худоназаров. Зрители старшего поколения наверняка помнят его пронзительный фильм «Кто поедет в Трускавец?». Кроме него в жюри вошли кинематографисты из Ирана, Норвегии, Кыргызстана, Турции. Все люди - в мире кино известные и авторитетные.

Показы в этом году пройдут на нескольких площадках. Конкурсную программу можно будет лицезреть в кинотеатре «Родина». Большой блок интересного кино запланирован в зале кинотеатра для киногурманов – «Мире». Фестивальные просмотры также будут идти в «Корстоне», «Киномаксе» и «Киномечте».

В рамках кинофестиваля пройдет (уже в четвертый раз) фестиваль любительского и молодежного кино. Его участников примет зал университета культуры и искусств. На конкурс представлено 70 фильмов, в этом году победителя ждет приз – ему дадут некую сумму на съемки очередного фильма.

460-2.jpg
Заместитель министра культуры Гузель Нигматуллина рассказала, что бюджет формируется из трех составляющих – грант президента, средства минкульта и спонсорские деньги

Кстати, получит денежное вознаграждение и победитель в номинации «Лучший художественный фильм» - партнер кинофестиваля фирма «Антика» вручит ему 150 тыс. рублей.

На вопрос корреспондента газеты «БИЗНЕС Online» о бюджете фестиваля в целом Нигматуллина ответила:

- Бюджет формируется из трех составляющих – грант президента РТ, это 1960000 рублей, средства, которые выделяет минкульт РТ, и спонсорские деньги.

Замминистра отметила, что бюджет этого года остался на уровне прошлогоднего. Как сообщил близкий к кинофестивалю источник «БИЗНЕС Online», бюджет этого года составляет порядка 15 млн. рублей.

Естественно, фестиваль не ограничивается одними кинопоказами. На нем запланированы дни татарстанского и кыргызстанского кино, мировые премьеры пяти фильмов и весьма актуальный ныне для многих регионов круглый стол на тему «Роль кино в диалоге культур и религий». Он пройдет в академии наук РТ.

Естественно, гостей фестиваля будут развлекать – в самом начале им предстоит посетить Болгар с ознакомительной экскурсией. А в день закрытия фестиваля, 11 сентября, их провезут по объектам Универсиады. Устроители фестиваля надеются: а вдруг кто-то из режиссеров решит снять фильм про наше спортивное событие?

ЭТО БУДЕТ НЕ СОВСЕМ «АЛЛЕЯ ЗВЕЗД»

А накануне в Национальном музее РТ прошла пресс-конференция, посвященная открытию проекта «Звездная РУКопись», приуроченного к кинофестивалю. Перед традиционными вопросами и ответами журналистов почему-то повели на экскурсию по знакомой многим с детских лет экспозиции. А на самой пресс-конференции, которая была посвящена созданию «музея рук», сразу же выяснилось, что в терминах произошла путаница. Речь идет не о музее, а всего лишь о выставке. Суть инициативы такова: предлагается у всех почетных гостей будущего кинофестиваля и фестивалей последующих делать слепки с рук и брать автографы. А потом выставить их в кинотеатре «Мир». Как полагают авторы инициативы, на эти слепки потом будут ходить смотреть многие казанцы.

460.jpg
Первый слепок с руки сделали у директора «Татаркино»
Владимира Батракова

Надежда, прямо скажем, утопическая. Если вспомнить ту же «аллею звезд» в Голливуде, где выставлены отпечатки рук знаменитостей, то ее действительно посещают многие. Но Hollywood Walk Of Fame – это топовые имена, и потом в Лос-Анджелес едут и едут туристы, как им не посетить такую аллею?

Как бы там ни было, на пресс-конференции выяснилось, что речь идет не об организации музея нашего кинофестиваля, а всего лишь об экспозиции слепков рук. Тем не менее за 8 лет фестиваль уже имеет кое-какую историю, и хотелось бы ее увековечить.

- Вот выйду на пенсию и займусь музеем, - отшутился в ответ на вопрос корреспондента «БИЗНЕC Online» директор «Татаркино» Владимир Батраков. Кстати, он положил начало коллекции слепков рук – тут же на пресс-конференции был сделан слепок с его руки.

Если же серьезно, по словам Батракова, в Татарстане уже давно накопились экспонаты, которые могли бы стать основой музея татарстанского кино, а международный кинофестиваль мог бы стать одним из его разделов.

По словам еще одного участника пресс-конференции – председателя совета улемов ДУМ РТ, главного редактора общероссийского научно-богословского журнала «Минарет», члена отборочной комиссии Рустама Батрова, слепки с рук знаменитостей не противоречат канонам ислама.

- В исламе есть традиции изображать руки, держащие Коран, руки, возведенные к небу в молитве. И потом кинофестиваль – светское мероприятие. У него могут быть и свои традиции, - заметил Батров.

АНДРОН КОНЧАЛОВСКИЙ И ЕГО НАСЛЕДНИК

Естественно, журналистов интересовал вопрос: кто же будет в этом году на фестивале из звезд? Организаторы пресс-конференции разочаровали: Джулия Ормонд по семейным обстоятельствам не приедет. Пока ей ищут замену. Времени осталось немного - открытие фестиваля запланировано на 5 сентября.

Из звезд подтвердили свое участие Андрон и Егор Кончаловские, Марина Зудина, Сергей Шакуров, Дмитрий Певцов, Наталья Бондарчук, оскароносный кинодокументалист из США Даниэль Линдси и еще несколько гостей. Среди прочих были названы имена актрисы Аллы Будницкой и ее мужа режиссера Александра Орлова. Прямо скажем, звезды далеко не первой и даже не второй величины…

- А что вы хотите? Казань – не Канны! - ответил на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о таком странном выборе почетных гостей Батраков. Он пояснил, что супружеская пара сама изъявила желание приехать в Казань, потому что прадед Будницкой был здесь губернатором и в один из своих визитов они с мужем подружились с казанскими киношниками.

23.jpg
Из ожидаемых гостей фестиваля - режиссеры и продюсеры
Андрон и Егор Кончаловские

Исторические корни - это, конечно, здорово, но хотелось бы еще и звезд на красной дорожке увидеть, все-таки именно они придают весомость, наряду с хорошей кинопродукцией, естественно, любому кинофоруму.

Почетные гости вообще – одна из проблем нашего фестиваля. И если главную звезду, будь то Катрин Денев, Никита Михалков или Орнелла Мути, назвать звездой можно без обиняков, то со звездами, участвующими в церемонии открытия и закрытия фестиваля, не всегда все бывает благополучно. Иные персоны так просто вызывают недоумение и иногда так ведут себя на сцене, что просто шокируют зрителей. Хочется, чтобы в этом году нам предлагали аплодировать действительно звездам экрана, за каждой из которых стоит интересная творческая биография и значимые киноработы.

Кстати, прозвучала на пресс-конференции и отрадная информация – два татарстанских художественных фильма участвуют в конкурсном показе. Это «Потеря» Ильдара Ягофарова и «Собака» Фарида Давлетшина. А наше документальное кино представит фильм «Аптека на Проломной».

«БЫЛИ ФИЛЬМЫ, ГДЕ ИМЕЛИСЬ ИСЛАМОФОБСКИЕ, АНТИИСЛАМСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ»

Как уже писала газета «БИЗНЕС Online», в этом году среди отборщиков нашего кинофестиваля был богослов Батров. После пресс-конференции корреспонденту издания удалось взять у него короткое эксклюзивное интервью.

- При предварительном просмотре фильмов были ленты, которые вы отклонили?

- Да, такие фильмы были. Мы разделили фильмы на три группы. Первая – ленты, которые категорически нельзя было пропускать. Это фильмы, которые в грубой форме нарушают моральные принципы ислама. Например, содержащие эротические сцены. Были фильмы, где имелись исламофобские, антиисламские тенденции. Таких, к счастью, было мало, кажется, около 10. Пришлось ни при каких условиях их не пропускать. Около 20 фильмов мы отнесли к категории «сомнительных». Были фильмы, это уже в третьей категории, хорошие, но они никак не соотносились с мусульманским кино. Например, фильм о космонавте Алексее Леонове.

- Ваше мнение учитывалось?

- Да, безусловно. Некоторые фильмы удаляли из списка фестивальных, в некоторых вырезали сцены, разумеется, без ущерба его художественному ряду. Был случай, когда в фильме звучала ненормативная лексика, и мы решили, что она переводиться не будет. Мы дружно работали и находили компромиссы.

- Как вы считаете, ваша работа в составе отборочной комиссии, она целесообразна?

- Думаю, что да. Мы же все понимаем, что казанский кинофестиваль – это важное дело для имиджа республики, для города. И мы все заинтересованы, чтобы его репутация не страдала. Чтобы фестиваль соответствовал своей концепции, соотносился с мусульманской культурой не только в названии, но и по сути.

- У вас не было конфликтов с другими членами отборочной комиссии?

- Конфликтов не было, были рабочие дискуссии. Атмосфера была хорошая, рабочая.