Завкафедрой реактивных двигателей и энергетических установок КНИТУ-КАИ Алексей Лопатин Завкафедрой реактивных двигателей и энергетических установок КНИТУ-КАИ Алексей Лопатин Фото: Оксана Король

«Физики» и «лирики»

Практически весь советский период в нашей стране в академической сфере доминировало инженерно-техническое и естественно-научное образование — «физиков» было больше, чем «лириков». Это вполне объяснимо: молодой советской республике требовалось значительное количество специалистов для форсированного развития промышленности.

Совершенно иная картина предстает нашему вниманию в постсоветской России. В 1990-е годы произошла инверсия — «физиков» стало намного меньше, чем «лириков». Практически вертикально вверх взметнулось количество выпускников экономических и управленческих специальностей. С немного меньшим углом идет рост числа гуманитариев. При этом некоторые технические специальности настолько выпали, что называется, в «социальный осадок», что изменения их количества по годам находится близко к статистической ошибке.

Выпуск специалистов высшими учебными заведениями в СССР и постсоветское время Выпуск специалистов высшими учебными заведениями в СССР и постсоветское время

Глядя на графики, становится совершенно понятным упадок отечественной промышленности 1990-х и начала 2000-х годов. К сожалению, значительное число подготовленных экономистов, управленцев и юристов тоже не привело к диалектическому переходу количества в качество, как это было когда-то на заре СССР с теми же технарями.

А что же происходит в последние годы? Сейчас как никогда нужны кадры в области инженерно-технических и естественных наук, наблюдается нехватка медицинских и педагогических кадров. Ответ на данный вопрос тоже лежит в плоскости статистики. В этом плане мне импонируют ежегодные исследования, проводимые учеными из НИУ ВШЭ.

Если ретроспективно взглянуть на прошедшее десятилетие, то можно увидеть, что общий прием в отечественные вузы в 2023 году вернулся (и даже немного обогнал) показатели 2013-го. При этом доля поступивших на программу «Инженерное дело» возросла с 27,5% в 2013-м до 31,8% в 2023-м. Такой показатель вселяет сдержанный оптимизм, т. к. известно — чем больше база на входе, тем выше вероятность того, что на выходе будет больше сильных инженеров.

Численность студентов, принятых на обучение в 2013–2023 годах (в тыс. чел.) Численность студентов, принятых на обучение в 2013–2023 годах (в тыс. человек) Источник: сайт НИУ ВШЭ

Если рассматривать количество обучающихся студентов в целом, то можно наблюдать общее снижение. Так, за 10 лет наблюдений молодежи, получающей высшее образование в нашей стране, стало на 23,6% меньше. В этом нет ничего удивительного. Во-первых, у нас наблюдается демографический спад, а во-вторых, за последние годы объективно вырос спрос на среднее профессиональное образование.

Численность студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры (на начало учебного года, в тыс. чел.) Численность студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры (на начало учебного года, в тыс. человек) Источник: сайт НИУ ВШЭ

Несмотря на тенденцию общего снижения, количество студентов, обучающихся на направлениях и по специальностям, связанным с инженерией, за десятилетие сократилось только на 8,5%. Таким образом, на сегодняшний день доля обучающихся по инженерным направлениям подготовки и специальностям составляет более 31% от общего числа получающих высшее образование в нашей стране. Фактически сейчас у нас около трети студенческой молодежи так или иначе планирует связать свое профессиональное будущее с инженерно-техническими профессиями.

До диплома доучиваются только 64% инженеров

А сколько же студентов в среднем заканчивает свои программы обучения? Анализируя выпуск, т. е. тех, кто успешно доучился и получил свои дипломы, то ситуацию можно проследить только с определенной долей погрешности. Дело в том, что одни ребята, которые поступили в вузы в 2019 году, окончили свое обучение в 2023-м по программам бакалавриата (таких большинство), а другие продолжили обучение на 5- и 5,5-летней программах специалитета и двухлетних программах магистратуры.

Выпуск бакалавров, специалистов, магистров (в тыс. чел.) Выпуск бакалавров, специалистов, магистров (в тыс. человек) Источник: сайт НИУ ВШЭ

Таким образом, приближенно мы получаем, что в общем в нашей системе высшего образования примерная сохраняемость контингента составляет 71%. По инженерным специальностям цифры намного скромнее и составляют лишь примерно 64%. Понимая, что на входе в университеты не всегда находятся студенты, способные по своему послешкольному (входному в вуз) уровню знаний успешно освоить инженерные образовательные программы, в принципе, становится понятно, почему цифры далеки от 100%.

С учетом того что в последние несколько лет на инженерные программы подготовки могут поступать выпускники школ с информатикой в качестве третьего ЕГЭ, при этом им совершенно необязательно вообще знать физику, кажется, что такие цифры вполне еще ничего себе. Но в рамках данной статьи я не планировал рассматривать вопросы качества подготовки, поэтому ограничимся только цифрами и оставим за скобками основные причины такой ситуации.

За последние 10 лет отечественные университеты стали готовить больше специалистов в области инженерии

Достаточно подробная декомпозиция структуры выпуска 2023 года по инженерным специальностям дает возможность понять некоторые государственные приоритеты в области подготовки высококвалифицированных кадров.

Выпуск по отдельным укрупненным группам направлений подготовки и специальностей в области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки» (% от общего выпуска бакалавров, специалистов, магистров) Выпуск по отдельным укрупненным группам направлений подготовки и специальностей в области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки» (% от общего выпуска бакалавров, специалистов, магистров) Источник: сайт НИУ ВШЭ

Прежде всего бросается в глаза рост на 1,2% за последние четыре года выпускников по направлению «Информатика и вычислительная техника». Видимо, наши университеты, а главное, абитуриенты считают, что в будущем «прекрасном мире» разрабатывать и создавать станки и машины, заниматься сельским хозяйством, а также лечить и учить людей будут исключительно программы, и лучше с интегрированным искусственным интеллектом.

Что настораживает — из 11 рассмотренных укрупненных направлений подготовки и специальностей в области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки» только три показали некоторый рост выпуска с 2019 года. Это уже названное IТ-направление, а также «Электроника, радиоэлектроника и системы связи» и «Промышленная экология и биотехнологии». Причем последние два продемонстрировали достаточно условный рост в 0,1%.

С учетом того что сейчас перед страной стоят масштабные задачи опережающего развития отечественной электронной элементной базы, очень удивительно наблюдать такие скромные числа выпуска специалистов в 2023 году. Очень хочется надеяться, что в ближайшие несколько лет мы увидим кратный рост специалистов в этой области. Тем более что курс на импортозамещение был объявлен на государственном уровне не вчера и даже не в 2019-м.

С учетом амбициозных задач по форсированному развертыванию производства достаточно широкого модельного ряда отечественной авиационной техники мне, как заведующему кафедрой реактивных двигателей и энергетических установок, было бы очень интересно посмотреть на динамику выпуска специалистов по укрупненной группе направлений подготовки и специальностей «Авиационная и ракетно-космическая техника». Но, к сожалению, найти готовые цифры официальной статистики мне не удалось. Будем надеяться, что усилия, предпринимаемые на разных уровнях, по популяризации инженерно-технических специальностей дадут свой результат и мы вскоре увидим не только выпускников, но и результаты их труда.

В завершение хочется сделать краткое резюме.

  • Во-первых, за последние 10 лет отечественные университеты стали готовить больше специалистов в области инженерии. И это факт.
  • Во-вторых, существуют реальные проблемы с сохраняемостью контингента обучающихся по инженерно-технических направлениям подготовки и специальностям. Иными словами, у нас есть проблемы с тем, что студенты по разным причинам не доучиваются до диплома.
  • В-третьих, основной рост количества выпускников показали (и вполне прогнозируемо) IТ-направления.
  • И в-четвертых, к сожалению, остальные инженерно-технические специальности по своим количественным характеристикам находятся примерно на позициях 2019 года.