На закономерный вопрос о притязании иностранных помощников на российский бюджет авторы «Мусора» честно ответили, что делят они все пополам. Режиссер-аниматор Константин Бронзит выделяет свою работу среди прочих «внятностью и простотой» картины На закономерный вопрос о притязании иностранных помощников на российский бюджет авторы «Мусора» честно ответили, что делят они все пополам. Режиссер-аниматор Константин Бронзит выделяет свою работу среди прочих «внятностью и простотой» картины Фото: © Екатерина Чеснокова, РИА «Новости»

Абсурдистский гротеск, блюзовые ежики и Врубель

Блок нового авторского анимационного кино открыл «Кот Савелий» от студии «Мельница», мультфильм по известной книге Григория Служителя «Дни Савелия». Режиссер картины Антон Дьяков о содержании своей работы рассказал мастерски лаконично: «В центре истории — кот Савелий. Наблюдаем мы его от рождения до кончины. Кот этот существует в Москве». Все действо, по словам автора картины, происходит хоть и гротескно, с кучей нелепостей, но во все-таки понятном всем мире. Наблюдая за жизнью кота Савелия, мы смотрим на самих себя, пояснил Дьяков. В зале отметили, что, судя по трейлеру, в картине прослеживается определенная отсылка к стилю знаменитого мультипликатора Шоме Сильвена, известного своим «Иллюзионистом» и короткометражкой «Старая дама и голуби». На вопрос о предполагаемой кассовости мультфильма ответил продюсер Сергей Сельянов: «Это авторский фильм, здесь другие мотивации <…> Благодаря детскому миллиарду у анимационных режиссеров появилась возможность создать свои фильмы. Мы хотим эту возможность использовать, чтобы расширить и укрепить анимационный ландшафт нашей прекрасной поляны». В кинотеатрах же создатели планируют собрать 60 миллионов. Кроме того, «Кот Савелий» будет бытовать и на интернет-платформах, а также «поездит» по международным фестивалям, рассчитывает Сельянов.

Студия «Мастер-фильм» представила неожиданную историко-сказочную фэнтези-мелодраму «Перламутровая сказка», героями которой станут знаменитый художник Михаил Врубель, его жена, оперная певица Надежда Забела, и Николай Римский-Корсаков. Неоспоримым аргументом уникальности презентации стала морская ракушка, которую режиссер картины Дмитрий Наумов поднес к микрофону, чтобы экспертный совет «услышал» глубину и серьезность намерений киноделов: «Наша страна примерно в том же состоянии, что и тогда, когда наши люди осознают, что есть русское, а не только итальянское. <…> Перламутровая раковина — образ модерна. Ее фактура — это Врубель, его мазки, работы, а дальше (разрез раковины) — Забела — нежное и приятное, а внутри — Римский-Корсаков. Я хочу дать вам послушать: есть он там или нет? Шумит море?» — обратился к экспертам режиссер. «Сплав гениальной живописи, гениальной музыки и музы» планируется как просветительский проект, который рассчитан на массовый некоммерческий показ в школах, библиотеках, а также для семейного просмотра.

Свой «культурный долг» решили отдать и создатели анимационного мультфильма «Слонимский. Интерлюдия» от студии «М.И.Р.», который продолжает проект («Слон») о знаменитом советском и российском композиторе Сергее Слонимском. Как и большинство проектов, представленных на питчинге, «Слонимский» кажется далекой и даже отстраненной от общественной повестки картиной. Однако авторы многих презентуемых проектов так или иначе отмечают контекстность своих работ, как, например, и продюсер данной картины Ирина Марголина, произнесшая хрестоматийное «музыка соединяет сильнее политики». Примечательно, что завершающими словами показанного авторами трейлера стала фраза Слонимского «Я живу тем, что наступит русский Ренессанс, то есть Возрождение».

Баланс между авторским и коммерческим попытались также найти создатели приключенческого роуд-муви «Мусор». В создании проекта, помимо студии «Метрафильмс», также участвовала канадская студия Lakeside Animation, с которой российская компания совместно работала над «Антологией русского хоррора: красный состав». На закономерный вопрос о притязании иностранных помощников на российский бюджет авторы «Мусора» честно ответили, что делят они все пополам. Режиссер-аниматор Константин Бронзит выделяет свою работу среди прочих «внятностью и простотой» картины. Несмотря на примитивную рисовку персонажей, ресурсы, как заявляет автор, у компании исчерпаны: «Мы с Димой (Дмитрий Высоцкий — прим. ред.) можем все сделать сами, нам для этого нужно 20 лет, но у нас нет 20 лет, потому нам нужна помощь». Он отмечает, что современные российские студии анимации либо не справляются с такими простыми персонажами, либо заламывают огромные суммы за такую работу.

Свою абсурдистскую драму о человеке, застрявшем в провинциальном отеле «Непокой», представила студия «ШАР». По словам продюсера полнометражного мультфильма Людмилы Поляковой, картина передает состояние полусна и фантазии, чему способствует детективный сюжет, цветовая палитра и диссонансное музыкальное оформление, которое, кстати, принадлежит перу композитора-авангардиста Сергея Курехина, права на музыку которого компании удалось приобрести. Фильм Полякова характеризует как нестандартное, архетипичное и метафоричное полотно, мир которого будет любопытен для аудитории «18+». Также она подчеркнула значимость поддержки подобных картин, которые «в связи с отсутствием перенасыщенности продукции зарубежных коллег» могут привлечь большое количество зрителей к авторскому кинематографу. Нужно отметить, что двухминутный ролик, который показала компания, в точности передает этот «непокой»: наряду с гротескной рисовкой разговоры и жесты персонажей максимально реалистичны благодаря технологии ротоскопирования: сначала были отсняты актеры, а затем художники дорисовывали персонажей (по такому принципу создавалась картина «Ван Гог. С любовью, Винсент» Дороты Кобела), благодаря чему и достигается эффект соединения реального и гротескного. Ранее компания уже получила поддержку от фонда кино в размере 77, 7 млн. рублей. Предполагается, что в кинопрокат картина выйдет в марте 2024 года.

Частично к опыту перестроечной анимации отсылает работа «Шикарное путешествие ежиков» от той же киностудии, курирует которую культовый мультипликатор Иван Максимов. Мультфильм повествует о четырех ежиках-музыкантах, играющих блюз и мечтающих стать успешной группой. Для осуществления своей мечты героям нужно пропутешествовать по сюрреалистичным мирам, каждый из которых рисует отдельный автор студии. Максимов отмечает преимущество традиционной техники рисованной анимации, «которая [сейчас] вытесняется дешевой 3D-анимацией». Также режиссер отметил, что подросткам картина понравится «не страшными и шокирующими мерзостями, на которые молодежь падка, а позитивными и непредсказуемыми приключениями».

«Ежики» завершают блок анимации, который, кажется, единственный отвечает определению «уникального, авторского» кино.

Домовенок Кузя вернулся, а смешарики стали симуляцией

Режиссеры же фильмов для детской и семейной аудитории в большинстве своем предлагают юным зрителям и их родителям переосмысленную советскую классику, семейное сказочное фэнтези и «старо-новогодние» фильмы с из раза в раз провозглашаемой верой в чудо.

Также в российском современном производстве семейного кино, кажется, формируется новый тренд — «новое — хорошо (или не очень) забытое старое».

Так, кинокомпания братьев Андреасян представила на питчинге два проекта, которые делают реверанс в сторону кино и литературы СССР. Первая картина — «Денискины рассказы в кино», которая должна стать полнометражной экранизацией известного детского цикла Виктора Драгунского. Проект представил креативный продюсер и внук писателя Артемий Драгунский. По его словам, кинокартины по мотивам книги раньше экранизировали очень часто, не реже, чем раз в два года, однако последняя экранизация «Денискиных рассказов» вышла на экраны уже как 35 лет назад: «Необходимость экранизировать „Денискины рассказы“ есть, счастье, что компания братьев Андреасян обратила на книги внимание». Сам Сарик Андреасян объяснил появившийся интерес к такой экранизации тем, что заметил, как его сыновья сами, без наводки отца, нашли рассказы Драгунского, зачитавшись историями о Дениске.

Другая экранизация также отсылает к классике советской экранизации. Режиссер Виктор Лакисов и Андреасян стремятся «сохранить разумное, доброе, вечное» в «Домовенке Кузе». Сюжетно Кузя сбегает из плена Бабы-яги в своем волшебном мире и оказывается в квартире девочки Наташи и ее родителей. Домовенку нужно найти свой волшебный сундучок, исполняющий желания. В поисках примут участие и Наташа, и местный ворчливый домовой Нафаня. «Горжусь тем, что работал над таким проектом. Современные дети могут и не знать о домовенке Кузе, для них знакомство с таким самобытным персонажем станет открытием», — комментирует режиссер. По его словам, внешний вид Кузи и Нафани создавался больше полугода. Возвращение же Кузи будет соответствовать масштабу «Чебурашки» и станет летним блокбастером (выход картины запланирован на 18 июля 2024 года), считают создатели.

К традициям не советской, но русской классики обратился «Ленфильм», представив «Ночь перед Рождеством» по мотивам одноименного произведения Николая Гоголя: «„Ночь перед Рождеством“ следует лучшим традициям нашего кинематографа, добрая и поучительная сказка создана в традиции святочного рассказа и наполнена духом этого праздника». Авторы отмечают социальную значимость такой экранизации: незаслуженно мало внимания уделяется празднику Рождества в сравнении с тем, как активно снимается новогоднее кино. При этом создатели экранизации не собираются «следовать гоголевской букве», но сохранят фантасмагорию и народность произведения. С точки зрения кастинга, авторы проекта рассматривают разные типажи актеров. Так, например, на главную роль «примеряют» Павла Деревянко, Александра Яценко и Андрея Мерзликина. Также в дрим-касте заявлены Сергей Бурунов, Гоша Куценко, Юрий Колокольников, Глеб Калюжный, которого, кстати, хотят видеть в своих работах несколько студий, выступавших на питчинге.

Компания «ПРО-Синема» в лице режиссера, основателя группы «Кино» Алексея Рыбникова представила картину «Дикие дети». В планах постановщика продолжить если не соцреалистические, то советские традиции подросткового кино. Также он собирается снять современный «Розыгрыш» Владимира Меньшова о подростковой̆ дружбе и проблемах отцов и детей̆. В главных ролях создателям видятся Даниил Вершинин и тикток-блогерша Юлия Гаврилина. Фильм запланирован к выходу на апрель – май 2025 года.

К 20-летию студия «Смешарики» впервые представила свой первый игровой проект, сценарий к которому написал Сергей Лукьяненко («Ночной дозор»), — фантастическую ленту «Космическая экскурсия».

«Это фильм о будущем, в котором пересекаются высокие технологии детского мультфильма и реальный интересный мир <…> Прикоснуться к такому волшебству для меня было очень здорово. Мне кажется, что эта картина станет любимым семейным фильмом для многих подростков и взрослых», — рассказал писатель. Авторы отмечают, что это все те же классические смешарики, однако это не мультфильм и не сериал, а симуляция, в которой находится команда, оставаясь в анабиозе. Герои воплотятся в виде игровых персонажей, их характеры переместятся в известных актеров.

Режиссером игровой части картины выступит Андрей Мармонтов, а анимационной — Илья Максимов. Предварительный актерский состав — Мария Аронова, Максим Лагашкин, Александр Лыков, Александр Робак и Бурунов. Выход фильма запланирован на осень 2026 года.

Отдельного внимания заслуживает выход на питчинге продюсера Ильи Попова, который воодушевленно рассказывал о новой концепции уже классического русского мультфильма, облачившись в скафандр.

Выделилась своим чисто формальным выходом кинокомпания СТВ, которая должна была просить дополнительное финансирование на сказку «По щучьему велению», однако такая необходимость снялась — картина стала за выходные третьей по кассовым сборам Выделилась своим чисто формальным выходом кинокомпания «СТВ», которая должна была просить дополнительное финансирование на сказку «По щучьему велению», однако такая необходимость снялась — картина стала за выходные третьей по кассовым сборам Фото: © Екатерина Чеснокова, РИА «Новости»

Кибербогатыри, молодая Яга и неудачливый коммерсант Прилучный

Алексей и Илья Учителя представили фильм «Молодая Яга», который познакомит зрителей с предысторией знаменитого сказочного персонажа. Продюсер Алексей Учитель подчеркнул: «Это не по какой-то сказке мультфильм, а действительно оригинальная история. <…> Тут много графики, с нами снова „Союзмультфильм“, и интерес к проекту большой уже сегодня, со стороны платформ в том числе».

В дрим-каст фильма вошли Светлана Ходченкова, Калюжный, Аронова, Филипп Янковский и др.

Выделилась своим чисто формальным выходом кинокомпания «СТВ», которая должна была просить дополнительное финансирование на сказку «По щучьему велению», однако такая необходимость снялась — картина стала за выходные третьей по кассовым сборам. Поэтому зал просто поаплодировал авторам, а Сельянов заявил, что в следующий раз они привезут уже готовую «Сказку о царе Салтане», работа над которой начнется в ближайшее время.

Кинокомпания «Карго» показала ролик фильма «Стальное сердце» Карена Оганесяна, в котором Илья Муромец (Владимир Любимцев), Соловей-разбойник (Никита Ефремов) и другие сказочные персонажи предстают в виде сражающихся киберроботов. Конечно, возникает вопрос: как авторы пришли к такому концепту преображения былинных героев, помимо принципа «а что, если»?

Особняком в фэнтезийном блоке стоит фильм «Сокровища гномов», история об амбициозном, но неудачливом коммерсанте, который впервые идет на мошенничество. Главную роль в картине исполнит Павел Прилучный, а режиссером выступит Василий Ровенский. Неоднозначную анимацию главных персонажей-гномов должен, видимо, нивелировать дрим-каст с Любовью Аксеновой и Юрием Стояновым. Прилучный также прокомментировал участие в проекте: «Одна из первых ролей в такой ипостаси <…> У нас не так много проектов в России, которые с этим (присутствием в кадре актера и анимационных персонажейприм. ред.) работают».

Неоднозначное ощущение оставляет проект «Ждун», который возрождает старый мем 2017 года со скульптурой безносого существа с головой морского слона. Метафора, заключенная в образе главного персонажа, как будто бы претендует «на злобу дня»: «Мы ждем, когда все изменится, а ждать не надо, нужно делать», — заявил режиссер картины Дмитрий Суворов. Вполне возможно, что фильм иронично изобразит общественное состояние, а может быть, заявление режиссера лишь очередное клише из разряда «веры в чудо». Более того, самого Ждуна киноделы не показали. Оказалось, что за финансовой поддержкой они обращаются как раз для того, чтобы доделать своего героя, которого пока что сыграл живой человек. Дождется ли Ждун своего появления на свет — большой вопрос.

Неоднозначное ощущение оставляет проект «Ждун», который возрождает старый мем 2017 года со скульптурой безносого существа с головой морского слона Неоднозначное ощущение оставляет проект «Ждун», который возрождает старый мем 2017 года со скульптурой безносого существа с головой морского слона Фото: Владимир Гердо / ТАСС

Старый-старый Новый год

Значительный пласт представленных проектов традиционно составили новогодние фильмы.

«Красный квадрат» представил картину Андрея Богатырева с интригующим названием «Баба Мороз», логично повествующую о волшебной жене Деда Мороза. О Бабе Мороз никто не знает, потому что она, в отличие от своего супруга, занимается взрослыми, которые ни во что не верят, а, согласно национальной формуле, во что не веришь, того и нет. Фильм уже снят, в главных ролях: Татьяна Орлова и Виктор Бычков, в кинотеатрах же, по заявлению авторов, картина будет показываться с 1 декабря этого года. Похоже, создатели рассчитывают на большой интерес к неожиданному персонажу и надеются на то, что история получит продолжение, что невольно отсылает к истории многострадальной серии «Елок».

Также на питчинге были представлены новогодние картины «Разыскивается Дед Мороз» от компании «Наше кино» и «Письмо Деду Морозу» киностудии им. Горького, одну из главных ролей в которой исполнит Наталья Орейро.