ovruckii.jpg
Свою лепту в интересную дискуссию решил внести известный публицист Лев Овруцкий

ЦЕНЗУРА ИСЧЕЗЛА, НО КАК НЕ БЫЛО, ТАК И НЕТ У НАС УЛИЦ АХМАТОВОЙ И МАНДЕЛЬШТАМА…

Нынче исполняется 200 лет Отечественной войне 1812 года - казалось бы, даже с точки зрения КПСС, событие идеологически безупречное. Тем не менее, кроме улиц Кутузова, Багратиона и Вас. Давыдова, в Казани нет. Нет Ермолова и Милорадовича, Барклая де Толли и Раевского, Платова и Тучкова.

Еще хуже, говорят скептики, дело обстоит с историей Великой Отечественной войны. Есть улицы Говорова, Чуйкова и Черняховского, но нет улиц Василевского, Шапошникова, Рокоссовского и Конева. Нет даже улицы Жукова, что, конечно, нонсенс. Жуковка есть, Жуковского есть, а Жукова нет. Зато наличествуют 13 Давликеевских, 6 Заводских (одна из них – Заводская-Поперечная, и что бы это значило, боюсь вообразить), 8 Залесных, и пр., пр., пр.

Горько усмехаются: мол, цензура исчезла, но как не было, так и нет у нас улиц Ахматовой и Мандельштама, Гумилева и Есенина, лауреатов Нобелевской премии Бунина, Пастернака и Бродского. Нет и Блока, хотя его проходили в советской школе как «революционно настроенного поэта». Правда, есть Блочная, но вряд ли замена равноценна.

Но я, впрочем, о другом.

КТО ПРОТИВ УЛИЦ ГЕТЕ И ШИЛЛЕРА, ШЕКСПИРА И ДИККЕНСА?..

Уже более 20 лет прошло, как пал «железный занавес» и Казань все быстрее и теснее стала втягиваться в глобальный мир, равно открытый всем ветрам, западным и восточным. Однако городская топонимика этих драматических подвижек словно не замечает, оставаясь по-прежнему глухо-провинциальной. В ней увековечены райцентры Татарстана (улицы Арская, Апастовская, Атнинская, Балтасинская и т.д.), присутствует множество российских и эсэсэсеровских городов (Армавирская, Астраханская, Архангельская, Абаканская, Ашхабадская и т.д.), есть даже Алданская (кто не знает, Алдан – река в Якутии) и Алеутская (алеутов в России - 482 человека). В то же время, за исключением Болгарской и Гаванской, нет названий, свидетельствующих о знакомстве с политической картой мира и мировой культурой. Нет улиц Французской, Парижской, Лионской, Марсельской. Нет Английской, Лондонской, Манчестерской, Ливерпульской. Нет Итальянской, Римской, Миланской, Венецианской. И т.д.

Столь же печальна ситуация с персоналиями. Ну, не угоден нам Джордж Вашингтон, который дурно обращался с индейцами, так есть ни в чем таком не повинные Линкольн и Рузвельт. А чем плохи Хемингуэй или Эйнштейн? Кто против улиц Гете и Шиллера, Шекспира и Диккенса, Золя и Бальзака, Данте и Леонардо? Какие возражения против Гомера, Сократа и Платона? По-моему, эти имена не менее известны казанцам, чем, скажем, братья Петряевы, прославившиеся, если верить советским энциклопедиям, только тем, что участвовали в беспощадном подавлении восстания елабужских крестьян против Советской власти. Между тем, улица братьев Петряевых в Казани имеется, а улицы Сенеки и Цицерона отсутствуют. Как риторически вопрошал последний Катилину – доколе?

Недавно довелось беседовать с Минтимером Шаймиевым. Речь зашла о тюркском мире, тесных связях Татарстана с Турцией, и МШШ был изумлен, когда я сообщил ему, что в Казани до сих пор нет улицы Ататюрка, не говоря уж о Турецкой и Стамбульской. Как нет Пекинской и Шанхайской, Японской и Токийской, Индийской и Делийской, Иранской и Тегеранской. Ни Авиценны, ни Конфуция, ни Ганди, ни Саади, ни Ширази. Вот такие мы, извините за выражение, евразийцы.

ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ БЕСТАКТНЫМ НАЛИЧИЕ В СТАРО-ТАТАРСКОЙ СЛОБОДЕ УЛИЦЫ ПАРИЖСКОЙ КОММУНЫ

Глухая провинциальность нашей топонимики предопределена уже правовыми нормами.

«Названия улиц, проспектов, площадей, переулков могут нести информацию по истории страны, республики, города (здесь и далее выделено мною, – Л.О.), память об исторических и памятных событиях, городах и населенных пунктах. Названия могут учитывать географическое направление, природные и градостроительные особенности города», – это пункт из карара 1995 года казанского мэра, автоматически перекочевавший и в карар 2006-го. Границы давно и безбрежно раздвинулись, но мы, словно канарейка, привыкшая к своей клетке и не желающая ее покидать, все еще не способны это осознать.

В 2009-м, когда в связи с вхождением в Казань множества поселков обнаружилось, что в городе 258 одноименных улиц, в которых повторяется 86 наименований, комиссия по топонимике обратилась к горожанам с просьбой вносить свои предложения. При этом оговаривалось, что они «должны содержать имена государственных и общественных деятелей, представителей науки и искусства и других имеющих заслуги перед Республикой Татарстан и городом Казанью…»

А можно ли предложить имя того, кто имеет заслуги не перед РТ и Казанью, а перед человечеством? Нет, низ-з-я. Почему? Потому что положением не положено.

Предложений за три года было внесено ровным счетом 110. И, заглянув в «банк данных», с которым меня любезно ознакомил Инсаф Ганиев - секретарь городской комиссии по томонимике, видишь все ту же архаичную «картину маслом»: либо возврат к старым наименованиям, либо замена русских названий татарскими. И ни одного предложения, связанного с выходом Казани в глобальный мир. Будто на дворе все еще XX век, мы по-прежнему обретаемся в СССР и наш интернационализм исключительно «пролетарский».

Кстати, я склонен, по крайней мере, отчасти, согласиться с идеями татарских националов относительно присвоения казанским улицам имен героев татарского народа (хотя нахожу принцип пропорционального нацпредставительства, в силу очевидных причин, неуместным). В частности, мне представляется просто бестактным наличие в Старо-Татарской слободе улиц Парижской Коммуны, Межлаука, Нариманова (улицы Нариманова, председателя Азербайджанского ревкома, давно нет уже и в самом Баку). Полагаю, даже русские националисты не будут протестовать против топонимической татаризации Татарской слободы.

«АБОРИГЕНЫ» В БОЛЬШИНСТВЕ СЛУЧАЕВ БУДУТ ПРОТИВ

Процесс переименования вялотекущ, словно шизофрения: так, с 2006 года получили новые имена всего 11 старых улиц. Легко сосчитать, что такими темпами к концу XXI века город едва управится с одноименными улицами. Когда же дойдут руки до всяких там павликов морозовых и матросов железняков?

Неожиданным и непреодолимым препятствием явилось одно из положений закона "Об административно-территориальном устройстве Республики Татарстан" (в 2010-м утратившее силу), в соответствии с которым при переименованиях требовалось учитывать мнение населения. Это положение заимствовано из федерального законодательства, но, если Госдума под населением понимало городское сообщество, то наш кабмин интерпретировал это понятие в узком, собственно уличном смысле и, соответственно, требовал от муниципалитета проведения поголовных опросов. Получалось, что улицы принадлежат не всем горожанам, но лишь тем, кто на них проживает.

Итог известен. Не буду упоминать, пусть не самые удачные и репрезентативные, казусы с улицами Клары Цеткин и Тэцевской, когда их переименованию воспротивились жители (в последнем случае из 175 опрошенных «за» оказался 1(!!!) человек, «против» – 170). И без того понятно, что «аборигены» в большинстве случаев будут против, ибо для них это дополнительные хлопоты: нужно ставить новый штамп в паспорте, в частном секторе – получать новую справку из БТИ и пр.

Нет смысла пускаться в абстрактные рассуждения о соотношении частного и целого, личных интересов и общественных. Наверное, в ходе диалога мэрии и жителей должен быть найден разумный баланс, когда хлопоты для «аборигенов» компенсируются конкретными «бонусами» в виде дополнительных мер благоустройства. Возможно, таким образом, город со временем получит нормальную топонимику, а жители – нормальный город.

Лев Овруцкий