Цемент – один из основных материалов, который используют практически на всех этапах строительства: начиная от монтажа фундамента и заканчивая внутренней отделкой стен. Стоимость цемента с апреля по октябрь выросла на 25%, и тренд на повышение сохраняется Цемент — один из основных материалов, который используют практически на всех этапах строительства — от монтажа фундамента до внутренней отделки стен. Стоимость цемента с апреля по октябрь выросла на 25%, и тренд на повышение сохраняется Фото: «БИЗНЕС Online»

Челобитная Минниханову: «Мы не хотим спекулировать на продаже продукции по необоснованно завышенным ценам»

Ценовой шторм на рынке стройматериалов, мощно прокатившийся по стройсектору этим летом, докатился до цемента и бетона. В Казани производители бетонных смесей и железобетонных конструкций, а также дилеры и поставщики торговых сетей бьют тревогу. Стоимость цемента с апреля по октябрь выросла на 25%, и тренд на повышение сохраняется. Цемент же недаром называют «строительным хлебом». Это один из основных материалов, который используют практически на всех этапах: начиная от монтажа фундамента и заканчивая внутренней отделкой стен.

Производители стройматериалов Казани просят власти Татарстана повлиять на ситуацию. В распоряжении «БИЗНЕС Online» оказалось письмо от крупнейших производителей железобетонных изделий на имя президента Татарстана Рустама Минниханова. Среди подписантов — «Цементоптторг-СтройСервис», заводы ЖБИ «Кулонстрой», Казанский бетонный завод «Ак Таша», РАФФ, «ПТК Тимер бетон», производственная компания «Инкомстрой», «Бетон-сервис Казань», «ЖБИ-1», «Бетон Столица», Первая бордюрная компания, «Бетон гранит» и «ПК Скала».

Цементный шок: Альберт Фахрутдинов и Ко просят защиты у Ирека Файзуллина

Добавим, что подобное письмо игроки рынка пишут не впервые. В 2016 году аналогичную челобитную — правда, на имя тогдашнего главы минстроя РТ Ирека Файзуллина — отправили из-за подорожания цемента в самом начале строительного сезона. Тогда цена выросла на треть до 4,1 тыс. рублей за тонну. Но теперь взлет цен и дефицит случились без связи с календарем.

Претензии участников рынка — к производителю цемента, а именно: компании «Аккерман цемент», одному из крупнейших производителей цемента в России с заводами в Новотроицке Оренбургской области и Горнозаводске Пермской области. Компания входит в группу USM миллиардера Алишера Усманова. По мнению подписантов письма Минниханову, «в безудержной погоне за прибылью» компания из бизнес-группы Усманова уже в четвертый раз за полугодие увеличивает цены на цемент. Так, с учетом стоимости доставки цементовозом по Казани с начала года они поднялись с 4,6 тыс. до 5,8 тыс. рублей за тонну. Последний скачок цен произошел 15 октября — на 300 рублей за тонну, и это переполнило чашу терпения участников рынка.

«Для сохранения хотя бы минимальной рентабельности производства мы также должны поднимать цены на выпускаемые нами бетонные смеси и железобетонные изделия. А конечный потребитель нашей продукции должен будет приобретать ее по невыгодной для него цене», — говорится в письме «Для сохранения хотя бы минимальной рентабельности производства мы также должны поднимать цены на выпускаемые нами бетонные смеси и железобетонные изделия. А конечный потребитель нашей продукции должен будет приобретать ее по не выгодной для него цене», — говорится в письме Фото: «БИЗНЕС Online»

«Для сохранения хотя бы минимальной рентабельности производства мы также должны поднимать цены на выпускаемые нами бетонные смеси и железобетонные изделия. А конечный потребитель нашей продукции должен будет приобретать ее по не выгодной для него цене. Но нас, производителей бетонных смесей и железобетонных изделий, не устраивает такой исход, — говорится в письме. — Мы хотим реализовывать свою продукцию по обоснованным и разумным ценам, чтобы наша продукция была доступна по стоимости широкому кругу потребителей. Мы не хотим спекулировать на продаже продукции по необоснованно завышенным ценам».

Почему в «Аккерман цемент» поднимают цены? На заводе ссылаются на повышение цен на газ, электроэнергию, логистику и сырье. В свою очередь, казанские производители ЖБИ считают такой ответ лукавством. «Сырье, необходимое для производства цемента, как лежало в карьерах „Аккерман цемент“ в начале года, так и лежит сейчас, стоимость его не изменилась. Цены на газ, электричество, услуги РЖД увеличиваются строго на годовую величину инфляции», — поясняют они.

Вообще, выражения подписантов довольно хлесткие. «ООО „Аккерман Цемент“ не останавливают ни наказы и рекомендации президента РФ, ни проводимые им и правительством России программы по поддержке социально значимых слоев населения, программы по сдерживанию роста цен на социально значимые товары и товары народного потребления», — говорится в документе.

«БИЗНЕС Online» также направил запрос в адрес компании. На момент публикации ответ получен не был.

Вслед за подорожанием цемента на рынке начался его дефицит: заводы ЖБИ и поставщики не могут в срок исполнить контракты, а значит, недополучают прибыль Вслед за подорожанием цемента на рынке начался его дефицит: заводы ЖБИ и поставщики не могут в срок исполнить контракты, а значит, недополучают прибыль Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС

Цемент уходит в Москву. А цены у перекупщиков взлетели почти вдвое

Вслед за подорожанием цемента на рынке начался его дефицит: заводы ЖБИ и поставщики не могут в срок исполнить контракты, а значит, недополучают прибыль. Проблемы у заказчиков возникли еще с одним крупнейшим производителем — «Мордовцементом», который входит в российский холдинг «Евроцемент груп». Он объединяет 16 цементных заводов в России, в том числе в соседнем Ульяновске и Самарской области. Официальный представитель завода в Татарстане и Башкортостане — компания «Альвар». Ее коммерческий директор Виталий Евдокимов рассказал «БИЗНЕС Online», что проблемы с поставками начались два месяца назад. Одна из причин дефицита, на его взгляд, кроется в том, что завод начал по-другому распределять приоритеты по поставкам. Как результат — до регионов продукция просто не доходит.

Мнение
Цемент в основном уходит в Москву. Она в этом году «съела» на 1 миллион тонн больше и теперь выкупает весь цемент по более дорогой цене. А регионы — по остаточному принципу. Тот завод, что находится в Мордовии, примерно в 300 километрах от Татарстана. Он всегда отгружал цемент в домашний регион — а сейчас в Москву, хотя там свои есть производители. Мы стараемся обеспечить цементом всех, но заявки режем в разы. Например, заказывают 10 машин, а мы привозим 5. Всем понемножку стараемся отгрузить, чтобы производства не сидели без материала.
Виталий Евдокимов   коммерческий директор компании «Альвар»
Виталий Евдокимов коммерческий директор компании «Альвар»

Участники рынка называют еще одну причину дефицита. Заводы просто не успели как следует подготовиться к началу строительного сезона, в результате чего возник отложенный спрос, который копился с лета. «Сейчас на рынке ни рассыпного цемента нет, никакого! Не успеваем отвечать на звонки клиентов! — говорит директор ООО „Волга“ Альберт Мухаметов. Его компания занимается оптово-розничной торговлей цементом. — Где-то на заводах ведутся ремонтные работы. Какая-то нехватка обычно бывала только в разгар сезона, но чтобы в октябре было такое — это впервые!» По его прогнозам, следующие поставки ожидаются только к декабрю.

В казанской компании по производству железобетонных плит ЦСС рассказали, что нехватка материала ощущается с августа В казанской компании по производству железобетонных плит «ЦСС» рассказали, что нехватка материала ощущается с августа Фото: «БИЗНЕС Online»

В казанской компании по производству железобетонных плит «ЦСС» рассказали, что нехватка материала ощущается с августа. «На сегодняшний день поступает очень много заявок, в том числе от частных лиц, на поставку бетона и ЖБИ. Мы расставляем приоритеты в пользу социально значимых объектов и стратегических партнеров, таких как „Автодор“ и „Мостотряд“. К сожалению, из-за дефицита цемента мы вынуждены загружать производство не на полную мощность», — рассказала и. о. директора ООО «ЦСС» Венера Гиниятуллина.

В пресс-службе татарстанского УФАС в ответ на запрос «БИЗНЕС Online» сообщили, что жалоб и обращений, связанных с ростом цен на цемент в 2021 году, пока не поступало. Впрочем, даже если они и поступят — где гарантии, что ведомство заставит производителей снизить цены?

В министерстве строительства и ЖКХ РТ фиксируют, что рост цен на цемент, бетон и железобетонные изделия наблюдается с четвертого квартала 2020 года. С того момента рост составил от 4 до 21% в зависимости от изделий В министерстве строительства и ЖКХ РТ фиксируют, что рост цен на цемент, бетон и железобетонные изделия наблюдается с IV квартала 2020 года. С того момента рост составил от 4% до 21%, в зависимости от изделий Фото: «БИЗНЕС Online»

Почему дорожает цемент: заводы на ремонте, цементные терминалы встали, с поставками перебои

В министерстве строительства и ЖКХ РТ фиксируют: рост цен на цемент, бетон и железобетонные изделия наблюдается с IV квартала 2020 года. С того момента он составил от 4% до 21%, в зависимости от изделий. Например, блоки бетонных стен подвалов в среднем подорожали на 4%, стеновые кольца — на 14%, плита перекрытий ПП10-2 — на 21%, железобетонные сваи С60.30-2,3 — на 10%, бетон марки М100 — на 10%, портландцемент общестроительного назначения с минеральными добавками марки 400 — на 20%. Такова ситуация в регионе. Статистика Росстата по стране, конечно, более сдержанная: за 8 месяцев с начала года цемент подорожал на 9,3% до 4 093,53 рубля (без НДС).

Татарстан — цементозависимый регион. Бо́льшая часть привозного материала поступает с цементных заводов соседних регионов. Основной объем ввозится из Оренбургской области (24%), Мордовии (23%) и Саратовской области (17,5%). Собственного цементного производства полного цикла в Татарстане нет — уж таковы в республике особенности минерально-сырьевой базы. Месторождения маломагнезиальных известняков отсутствуют в достаточном количестве. Запасы сырья не более 50 млн т, и за их разработку не берутся, поскольку цементный завод может переварить этот объем за 15–20 лет и инвестиции не окупятся. Поэтому потребность республики в цементе до 2021 года полностью покрывалась за счет его ввоза из других регионов. Хотя в конце 2020-го на территории ОЭЗ «Алабуга» все же введено в эксплуатацию предприятие по производству цемента низкой водопотребности.

Блоки бетонных стен подвалов в среднем подорожали  на 4%, стеновые кольца — на 14%, плита перекрытий — на 21%, железобетонные сваи — на 10% Блоки бетонных стен подвалов в среднем подорожали на 4%, стеновые кольца — на 14%, плита перекрытий — на 21%, железобетонные сваи — на 10% Фото: «БИЗНЕС Online»

Основные производители и поставщики цемента в Татарстан — уже упомянутые выше «Евроцемент груп», «Аккерман Цемент», а также «ЛафаржХолсим». На территории республики они имеют свои логистические центры или цементные терминалы. Кроме этого, крупные республиканские заводы по выпуску железобетонных изделий и товарного бетона имеют пролонгированные договоры на поставку цемента с российскими заводами-производителями.

В 2020 году РТ занимала вторую строчку среди регионов РФ по потреблению цемента железнодорожным транспортом, уступив лишь Московской области. По данным портала beton.ru, в республику было отгружено 1,8 млн т цемента. По итогам же I квартала 2021-го Татарстан — на третьей позиции по потреблению «строительного хлеба». За первые три месяца в РТ поступило 260 тыс. т цемента, что на 16,4% меньше, чем за тот же период прошлого года. На первом месте Московская область — 434 тыс. т и Краснодарский край — 265 тыс. т цемента.

В этом году самый большой объем поставок в РТ пришелся на июнь: стройкомплекс переварил 203 тыс. тонн. Осенью объем потребления традиционно идет на спад. В сентябре зафиксировано снижение на 20% до 162 тыс. тонн. Больше всех цемента в сентябре опять же «съела» Московская область — 216,6 тыс. т, Татарстан — на второй позиции по стране.

Судя по объемам отгрузки вагонами, именно «Мордовцемент» (холдинг «Евроцемент груп») являлся основным поставщиком цемента в Татарстане посредством железной дороги. По итогам 2020 года его доля в РТ составила 28%, а у «Аккерман цемента» — четверть рынка. «Холсим (Рус)» добавил в 2020-м 3,9% и перешел рубеж в 10% рынка цемента в регионе. А вот «Горнозаводскцемент» от «Аккермана», напротив, снизил свое присутствие в Татарстане с 9% до 1,6%, т. е. практически ушел с оптового рынка.

Почему же произошло подорожание цемента, а отрасль испытывает цементное голодание? В минстрое РТ назвали следующие причины:

  •  перебои с поставкой цемента ж/д вагонами на территорию республики;
  •  остановка цементных заводов, поставляющих продукцию на территорию РТ (крупнейшего в ПФО завода «Мордовцемент» и «ЛафаржХолсим» из-за поломки оборудования);
  •  приостановка работы цементных терминалов «Евроцемент груп», находящихся в Казани и Набережных Челнах, связанная с заключением договоров между представителями «Евроцемент груп» и арендаторами.

Последний пункт, вероятно, объясняется тем, что из-за невысокой стоимости цемента в последние годы «Евроцемент груп» Филарета Гальчева не справился с обслуживанием кредиторской задолженности. Основной кредитор — Сбербанк — этим летом продал компанию с торгов за 161 млрд рублей. Покупателем стал Михайловский комбинат строительных материалов, входящий в «Смиком», который связан с Павлом Езубовым — двоюродным братом миллиардера Олега Дерипаски. Цементный терминал в Казани открылся в 2016 году — тогда на церемонию с участием Минниханова приехал теперь уже экс-владелец компании Гальчев.

Цементный терминал «Евроцемент груп» в Казани открылся в 2016 году — тогда на церемонию с участием Рустама Мининханова приехал теперь уже экс-владелец компании Филарет Гальчев (второй справа) Цементный терминал «Евроцемент груп» в Казани открылся в 2016 году — тогда на церемонию с участием Рустама Минниханова приехал теперь уже экс-владелец компании Филарет Гальчев (второй справа) Фото: «БИЗНЕС Online»

С оценками минстроя согласны, в частности, в «Цементоптторг-СтройСервисе». По словам и. о. директора Гиниятуллиной, среди основных причин — устаревшее оборудование заводов, нехватка вагонов-хопперов и сокращение поставок цемента иными производителями на рынок Татарстана. По словам Гиниятуллиной, они встречались с руководством «Евроцемента». Производитель обещал устранить поломки только к 1 апреля 2022 года — бюджет на это вроде бы выделен.

В самом «Евроцемент груп» о поломках молчат, а увеличение сроков поставки цемента до конечного потребителя связывают только с логистикой. «Мы наблюдаем увеличение сроков оборотов вагонов РЖД на 4,7 процента по сравнению с прошлым годом, дефицит полувагонов, а также инфраструктурные ограничения, связанные с ремонтом путей», — ответили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе компании. Здесь, однако, считают, что заводы не только обеспечивают текущие запросы потребления цемента в Татарстане, но и способны нарастить объемы производства. «Со своей стороны мы делаем все для обеспечения клиентов цементом в корректные сроки. Например, если говорить о доставке цемента автомобильным транспортом, то в августе „Евроцемент“ показал рекордную отгрузку — свыше 893 тысяч тонн», — добавили там.

Что касается подорожания цемента, запрос издания остался без ответа. «Производители цемента не выдерживают годовые контракты и, вместо того чтобы извиниться, продолжают повышать цены», — с горечью резюмируют собеседники «БИЗНЕС Online» из числа игроков «бетонной» отрасли.

Из-за дефицита цемента на рынке строительства индивидуального жилья работы просто встали. Если крупные игроки еще могут работать напрямую с производителем, то частники вынуждены приобретать материал у посредников. На рынке появились спекулянты, которые перепродают цемент Из-за дефицита цемента на рынке строительства индивидуального жилья работы просто встали. Если крупные игроки еще могут работать напрямую с производителем, то частники вынуждены приобретать материал у посредников. На рынке появились спекулянты, которые перепродают цемент Фото: © Игорь Маслов, РИА «Новости»

Строители в шоке: нет цемента — нет и бетона

Как показывает опрос «БИЗНЕС Online», особенно сильно рост цен на цемент и его дефицит ударил по рынку строительства индивидуального жилья. В сентябре – октябре как раз наступает время для заливки фундамента: чтобы дать ему отстояться к началу следующего строительного сезона, нужно делать кирпичную кладку… Но из-за дефицита цемента работы просто встали — бетон зачастую не отгружают в сроки, предлагая подождать. Если крупные игроки еще могут работать напрямую с производителем, то частники вынуждены приобретать материал у посредников, цепочка которых в последнее время выросла. Появились спекулянты, которые перепродают цемент, говорят участники рынка. Если еще в апреле ценник у перекупщиков был в 3,9 тыс., то сейчас цемент можно встретить и по цене в 7 тыс. рублей за тонну. И его покупают, а куда деваться?

Продавцы предлагают ждать цемент по полгода, а если сейчас, то по цене в разы дороже, рассказал «БИЗНЕС Online» директор строительной компании «Аксиома» Илья Макаров. Если цены на цемент не пойдут вниз, не исключено, что прайс на новые проекты застройщики Казани будут пересматривать, говорит он. В такой ситуации — все, кто работает на рынке индивидуального домостроения.

 
Создан искусственный дефицит и ажиотаж для последующего подъема цен. Это сговор между производителями и поставщиками. Антимонопольная служба практически не работает. А людям некуда деваться — покупают по завышенным ценам от безысходности, потому что остановить строительство невозможно.
Илья Макаров   директор СК «Аксиома»
Илья Макаров директор СК «Аксиома»

«Полтора месяца такие трудности. Особенно тяжело стало последние пару недель, — добавляет Макаров. — Дошло до того, что мы с нашими партнерами закупаем цемент в другом регионе, привозим в Казань на ЖБИ-заводы и нам изготавливают бетон. По-другому никак. Ждать у моря погоды — можно и не дождаться, а скоро заморозки, нужно до морозов завершить работы».

Коммерческий директор девелоперской компании «Корнер» Сергей Степанов говорит, что бетон подорожал с апреля на 20%. Он также считает, что создан искусственный дефицит. «Цемент отдельно мы еще можем купить, а бетон — только за наличку. Бетон используется на фундамент, цементный раствор нужен для кладки кирпича. Дефицит тормозит все процессы», — говорит он.

Застройщики многоквартирных домов Казани считают, что такая ситуация на рынке так или иначе влияет на себестоимость строительства и цену конечного продукта для клиента Застройщики многоквартирных домов Казани считают, что такая ситуация на рынке так или иначе влияет на себестоимость строительства и цену конечного продукта для клиента Фото: pixabay.com

В строительной компании «Зеленый дом» прогнозируют, что, как только спрос упадет, цены на бетон и цемент пойдут вниз. Здесь приводят аналогию с деревом — после летнего ажиотажа, когда «куб» доски подорожал по сравнению с прошлым годом вдвое, наступила коррекция. «Цены будут устаканиваться. Количество строящихся объектов сокращается, бригады высвобождаются. И люди сами уже начинают выжидать. Скажем, у них был капитал в 5 миллионов на 100 „квадратов“ дома, а сейчас они могут за эти деньги построить меньше, но это их не устраивает. С деревом как было? Тогда тоже думали, что будут бесконечно цены расти. Мы в последний раз брали „куб“ доски за 17 тысяч, а сейчас он 13 стоит — и то говорят: „Давай бери, за 12 отдадим“. То же самое с цементом произойдет», — надеется директор фирмы Денис Елисеев.

Крупные девелоперы имеют приоритет по поставкам бетона. Но их тоже беспокоит рост всего и вся. В СМУ-88 говорят, что дорожают все стройматериалы, но именно по цементу и бетону в последние несколько месяцев самая неприятная динамика. Дерево «крупняков» беспокоило не сильно — оно на стройках «человейников» практически не требуется.

Мнение
Только с августа цена бетона выросла на 10 процентов. Причины для этого не совсем понятны, но наши объекты дефицита не испытывают. На объекты СМУ-88 бетон поставляет проверенный партнер. Он полностью выполняет свои обязательства и по объему, и по графику, поэтому работы на всех стройках идут в соответствии со сроками.
Наиль Галеев   гендиректор СМУ-88
Наиль Галеев гендиректор СМУ-88

Застройщики многоквартирных домов Казани считают, что такая ситуация на рынке так или иначе влияет на себестоимость строительства и цену конечного продукта для клиента. Ведь в этом году подорожали абсолютно все стройматериалы, а по некоторым позициям более чем вдвое. В «Унистрое» «БИЗНЕС Online» приводят такие цифры: утеплитель с Нового года вырос в цене на 118%, арматура — на 91%, электрический кабель — на 64%, кирпич, плиты перекрытия —на 50%. До сих пор каждый месяц повышается цена на окна — притом что с начала года они уже подорожали на 48%. Также с начала 2021-го на 10–20% выросли ценники на фундаментный блок, бетон. С июня прошлого года на рынке дефицит красного кирпича.

«Мы не меняли сроки строительства наших объектов и прилагаем все усилия, чтобы этого не произошло в будущем, — говорит заместитель гендиректора компании „Унистрой“ Искандер Юсупов. — Сейчас заключаем контракты с новыми поставщиками, большинство комплектующих для стройки оплачиваем авансом».

В #Суварстроит с марта фиксируют рост стоимости цемента на 20–25%, причем на все марки. Подорожание сказалось на экономике объектов, отмечают здесь. И добавляют, что удорожание происходит вопреки всем сложившимся правилам рынка. Ведь в предыдущие годы к зиме, наоборот, всегда происходило снижение цен. В компании рассказали, что сейчас стремительными темпами продолжается удорожание металла и арматуры, цены меняются практически ежедневно.

Пустующих полок с цементом в магазинах нет, но напряжение чувствуется. В «Леруа Мерлен» цемент М400 производства «Аккерман» стоит 330 рублей за 40-килограммовый мешок, еще есть «небольшие запасы» Пустующих полок с цементом в магазинах нет, но напряжение чувствуется. В «Леруа Мерлен» цемент М400 производства «Аккермана» стоит 330 рублей, еще есть «небольшие запасы» Фото: Александр Гавриленко

С прилавков исчезли мешки с цементом по 25 кило

Несколько иная картина в розничных магазинах Казани. Дефицит цемента отмечается в мешках по 25 кг, говорит основатель сети «Колорит» Айрат Гайнуллин. Но это пока не критично — склады могут пустовать пару дней, а затем товар снова появляется на полках. С цементом же в мешках большего объема, например по 50 кг, нехватки не наблюдается. Однако цены в торговых сетях также выросли. «С апреля прирост составил около 26 процентов, с мешка это примерно 60 рублей. Повышение идет, но оно плавное, не как с ценами на металл и ОСП», — констатирует Гайнуллин.

Корреспондент «БИЗНЕС Online» прошелся по остальным строительным магазинам. Пустующих полок с цементом мы не увидели, но напряжение чувствуется. В «Леруа Мерлен», недавно открывшемся в поселке Залесный, цемент М400 производства «Аккермана» стоит 330 рублей. Мы поинтересовались у продавца-консультанта: любое ли количество цемента здесь можно купить? «Любое, пока есть в наличии», — уклончиво отвечает он. По словам молодого человека, цемент по 300 рублей уже закончился. Такая цена за мешок была с 1 июля, когда открылся этот магазин. «Сейчас цена повысилась. Цемент марки М500 закончился даже на заводе, на „Аккермане“». Что касается М400, еще есть «небольшие запасы». Продавец говорит, что продолжает работать другой поставщик — «Евроцемент», и замечает: люди действительно ходят по магазинам в поисках конкретных марок цемента — где-то они есть, а где-то по нулям.

«Вот здесь цемент вроде есть, но дорого. Как думаешь, стоит брать или подождать, когда цена упадет?»  — говорит один из покупателей другому. Второй отвечает: «Какой падать?! Никто цену уже не снизит».

По словам продавца, в «Мегастрое» цена на цемент «то поднимается, то опускается». Цена за 50-килограммовый мешок М400 от «Аккермана» — 335 рублей, фуру могут продать По словам продавца, в «Мегастрое» цена на цемент «то поднимается, то опускается». Цена за 50-килограммовый мешок М400 от «Аккермана» — 335 рублей, фуру могут продать Фото: Александр Гавриленко

В «Стройдворе» нам рассказали, что цемент есть в наличии, в «Мегастрое» на Горьковском шоссе он тоже был. «Вот красные, зеленые пачки», — показывает продавец-консультант. По его словам, цена на цемент «то поднимается, то опускается». Цена за 50-килограммовый мешок М400 от «Аккермана» — 335 рублей. Зеленый мешок М500 maxi стоит 345 рублей. Спрашиваем: сколько цемента за один раз можно купить? «Я думаю, фуру можем продать вам», — отвечает продавец. Потом объясняет: «По-разному может быть. Может прийти фура, и хоп — а ее скупили. Поэтому всегда нужно уточнять — узнавать, звонить, сколько осталось. Чтобы не просто так приезжать».

Мы также проверили наличие цемента в интернет-магазине «Мегастрой». Цемент М500 от «Евроцемента» оказался в наличии только в двух филиалах сети: по 50-килограммовому мешку в каждом (по данным на 26 октября). «Аккермана» той же марки было, напротив, в достаточном количестве — от 50 до 500 упаковок в каждом филиале. На электронной площадке «Леруа Мерлен» в наличии не было только «Аккермана» М500 в 25 кг в филиале на Амирхана, а также  «Евроцемента» М400 в двух магазинах сети.

Получается, что цемент с наценкой от торговых сетей в небольших количествах найти еще можно. А вот напрямую от дилеров, да еще крупными партиями — проблема. Равно как поставки вагонами, которые так нужны бетонным заводам.