КАК СОЗДАТЬ БЛАГОПРИЯТНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ДЕНЕГ БИЗНЕСА В РЕКОНСТРУКЦИЮ ОБЪЕКТОВ ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ

На сессии гордумы Казани 22 сентября выступил с докладом депутат, председатель совета директоров группы предприятий безопасности «КОНТР», член совета Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ Ильдус Янышев. Он высказал предложения, которые были сформулированы на «круглом столе» предпринимателей, прошедшем 16 сентября в Ратуше. Они видение бизнесом путей решения непростых задач по обновлению исторической части города. Предлагаем вниманию читателей БИЗНЕС Online текст выступления депутата.

yanyshev_.jpg
Ильдус Янышев - депутат Казгордумы, председатель совета директоров группы предприятий безопасности «КОНТР»

«ЧЕМ БОГАЧЕ ПРОШЛОЕ НАЦИИ, ТЕМ ПРЕДПРИИМЧИВЕЕ НАДО ЗАЩИТИТЬ ЕГО»

Свой доклад я хотел бы начать с высказывания «Чем богаче прошлое нации, тем предприимчивее надо защитить его».

Многие выступавшие до меня говорили, что «необузданные экономические интересы застройщиков вошли в конфликт с интересами общества» - и это стало причиной потери исторического облика Казани. Но сейчас не 2007 год, и в условиях низкого инвестиционного предложения и недостаточности бюджетного финансирования, мне представляется важным создать благоприятные условия для привлечения денег бизнеса в реконструкцию объектов исторического наследия.

Мировой опыт показывает и доказывает преимущества сохранения историко-культурного наследия и его положительное воздействие на экономический рост в трех областях городского развития:

1 - строительстве и реставрации,

2 - стоимости недвижимости,

3 - туризме.

Без бережно и грамотно сохраненных объектов культурного наследия не было бы устойчивого развития таких городов и мест как Рим, Венеция, Таллинн, Санкт-Петербург, Валаам, Кижи и многих других.

При рассмотрении вопроса восстановления объектов исторического наследия в Казани возникает, как минимум, две точки зрения.

Органы власти

Предприниматели

мотивация

Сохранение культурного наследия, повышение туристической привлекательности города, снятие общественного давления

Окупаемость проекта, престижность и надежность владения

Инструменты

решения

Санкции на нерадивых собственников, торги, инвестиционные договора, префектура, преференции, льготы, принятие регламентов,

Создание благоприятной инфраструктуры: коммуникации, паркинги,

Инвестиции,

Реализация бизнес – идеи

Ожидания

сторон

Завершение реконструкции в срок до апреля 2013 года,

Бережное содержание объекта,

Возможный спекулятивный рост стоимости земельных участков,

Понятные и прозрачные правила застройки,

Быстрое оформление документации,

Благоприятная инфраструктура,
льготы в налогах и в коммуникациях

Как видите, они не совсем совпадают, но нам необходимо вместе найти общее понимание по вопросу восстановления исторической части нашего города.

НА РЕКОНСТРУКЦИЮ НАДО ОКОЛО 10 МЛРД. РУБЛЕЙ

На сегодняшний день в Казани мы имеем 64 объекта культурного наследия и соответственно их собственников, не желающих по тем или иным причинам реконструировать свои владения, на реконструкцию которых, по приблизительным примеркам, необходимо около 10 миллиардов рублей. При этом мы все понимаем, что нынешняя экономическая конъюнктура - не самая лучшая для инвестиций.

У муниципалитета таких денег нет. Ситуация усугубляется еще и карательной риторикой властей по отношению к застройщикам и собственникам объектов исторического наследия. И при всем при этом перед нами стоит задача привлечения инвестиций в эту очень актуальную сферу городского хозяйства.

Существует традиционная система управления историческим наследием - "охрана от развития", основанная на мерах запретительного характера и жесткого регулирования. В этом случае охрана культурного наследия отчуждается от местного сообщества, горожане и инвесторы лишаются мотивации участия в этой деятельности.

Иная концепция - "охрана для развития". При такой политике управления она выгодна населению и бизнесу. Некоторые связанные с охранными ограничениями неудобства проживания и ведения бизнеса на особой территории компенсируются определенными выгодами и льготами. На них я и хочу обратить ваше внимание.

В целях выработки рекомендаций депутатам Казанской городской думы и исполнительному комитету Казани по созданию благоприятных условий для инвестирования в объектов культурного наследия города Казани, 16 сентября был организован и проведен «круглый стол» с участием представителей исполкома, деловой общественности.

Разрешите Вас ознакомить с рекомендациями круглого стола:

ПРИНЯТЬ ПРОГРАММУ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КАЗАНИ

1. Для владельцев и потенциальных инвесторов до сих пор нет понимания стратегии застройки исторической части города с точки зрения создания целостной среды для эффективного ведения своего бизнеса. Застройка и размещение гостиниц, ресторанов, развлекательных учреждений, офисов и так далее, производится хаотично, без учета их взаимодополняемости. Необходимо согласование стратегии развития города с генеральным планом и проектом планировки его исторической части - для того, чтобы это создавало дополнительные конкурентные преимущества для всей деловой активности.

Брендинг Казани, должен «жить» во всех этих документах. Для этого необходимо принять программу комплексного развития исторической части Казани, как места престижного и комфортного проживания, выгодного и надежного инвестирования. Речь идет о создании благоприятных условий для жизни и ведения бизнеса - ограничение въезда автотранспорта, отселение асоциальных субъектов, закрепление сервитутов и создание «зон повышенного спроса» с четко продуманной бизнес-концепцией и, если понадобится, и мифологизацией данных мест. Примеры - Бейкер-стрит в Лондоне, Патриаршьи пруды в Москве. Ни Шерлок Холмс, ни Воланд здесь никогда не жили, но цена недвижимости в этих мифологизированных местах в разы превышает среднегородскую и является привлекательной для ведения бизнеса.

На «круглом столе» Рустем Камильевич Нигматуллин очень четко сказал, что у нас нет «культуры потребления исторической среды». А откуда ей взяться, если в Казани, в монастырях и памятниках архитектуры федерального значения, в исторической части города до сих пор расположены два следственных изолятора и одна колония?! Кроме того, в центре города находится вещевой рынок - казанский «Черкизон», с его многочисленными пробками, антисанитарией, нарушениями миграционного, налогового законодательства, источника преступности и коррупции. Эти, с позволения сказать, «антикультурные вкрапления» понижают инвестиционную привлекательность всей исторической зоны и никак не соответствует имиджу города - столицы Универсиады. Для исправления положения понадобятся определенные усилия со стороны города, но без этого не обойтись.

ПРИ ПРЕФЕКТУРЕ НУЖЕН КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ СОВЕТ ИЗ АРХИТЕКТОРОВ И БИЗНЕСМЕНОВ

2. Предприниматели поддержали идею создания специального органа «Префектуры Старый Город», но осуществляющего не только управление и контроль за застройкой и эксплуатацией старой части Казани, а в большей мере ориентированного на привлечение и сопровождение инвесторов и застройщиков (аналог - агентство инвестиционного развития). Это потребует создания принципиально нового формата работы данного органа как СЕРВИСНОЙ организации. Было бы целесообразно создание при префектуре консультативного совета из числа представителей архитектурного и бизнес сообщества, согласующего интересы застройщиков и эксплуатантов.

3. Надо принять нормативные документы, стимулирующие вовлечение объектов культурного наследия в экономический оборот и делающие затратным их содержание в ненадлежащем состоянии. Помимо усиления административного наказания, стимулировать налоговыми льготами собственников - в зависимости от качества содержания объекта. За счет возросшего предложения будет достигнута цель снижения цены реализации объектов исторического наследия.

4. Требуется также разработка гибких механизмов для поддержания частных инициатив, спонсорства частных лиц и коммерческих организаций, производящих и реализующих нефть, алкогольные напитки, работающих в других сверхприбыльных отраслях; обеспечение спонсорской поддержки путем предоставления налоговых льгот; возможная увязка предоставления городских земель с обязанностью освоения ОКН.

УЧРЕДИТЬ ФОНД РЕСТАВРАЦИИ

6. Предприниматели рассматривали идею учреждения с участием Казани фонда (акционерных обществ), имеющих цель восстановление и реставрацие объектов культурного наследия. Возможно подключение к деятельности фонда и «Банка Казани» со специальной программой долгосрочного льготного кредитования инвесторов по ипотечному принципу.

7. Предлагали на «круглом столе также привлечь к инвестиционному процессу комплекс рыночных механизмов - это подготовка готовых пакетных предложений для инвесторов, их активное продвижение в интернете, выставках и т д.

Представляется интересным привлечение некоммерческих организаций (например, Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры) в качестве экспертов и консультантов, привлекающих инвесторов и оказывающих им содействие в прохождении документальных процедур с городскими органами управления.

Для более детального рассмотрения этих предложений мы пригласили на сессию представителей делового сообщества, которые готовы поделиться своими соображениями по поводу создания благоприятных условий для инвестирования в историческую часть города.