ЭКСПЕРТЫ «БИЗНЕС ONLINE» ЖДУТ РОСТА ЦЕН НА ИМПОРТНЫЕ ТОВАРЫ И ОПАСАЮТСЯ ВТОРОЙ ВОЛНЫ КРИЗИСА

На этой неделе на фоне паники на мировых финансовых рынках резко снизился курс рубля по отношению к доллару – теперь он составляет 32 к 1. Журналисты «БИЗНЕС Online» поинтересовались у экспертов и представителей бизнес-сообщества Татарстана, как они реагируют на скачки валют и ждут ли второй волны кризиса.

Ирек Файзуллин – министр строительства, архитектуры и ЖКХ РТ:

- Мы пока не заметили девальвации рубля. Мы испытали, как обычно, сезонное повышение цен на основные строительные материалы. А сегодня пошло некоторое снижение. То есть мы в строительном комплексе этого не заметили… И если будешь много говорить слово «крах», он, конечно, случится. Нужно быть оптимистом и двигаться вперед.

Владимир Сидоренков - генеральный директор ЗАО «Микрон – Холдинг»:

- Я давно прогнозировал, что нечто подобное произойдет. Думаю, дальше будет еще хуже. В первую очередь, упадет спрос, а значит объем закупок. Во-вторых, все необходимое нам оборудование подорожает. Мы, конечно, можем покупать не самое современное оборудование, но будем из последних сил стараться этого не делать. Инструменты мы ведь покупаем импортные, и тарифы у нас целиком зависят от курса доллара. Сейчас ситуация нестабильная, мы чувствуем ухудшение на рынке. Правда, в девальвации для нас есть один плюс - возможность продавать продукцию на экспорт по более дешевым ценам. Но для выхода на экспорт мы понесем большие затраты по сертификации и прочим делам.

Наверное, банки поднимут ставки по кредитам. Сам я в банк не побежал, чтобы что-то менять, но заметил, что импортная продукция подорожала. Например, нужен мне был тепловой радиатор, стоил он 4300, а теперь 4700.

Аяз Мингалеев - генеральный директор МПЦ «Идель Хадж»:

- Девальвация скажется на всех, а не только на «Идель хадже». Конечно, мы терпим убытки, но наши паломники этого не чувствуют, так как все расходы мы берем на себя. Цены остались такими же, как были в июне. Сложнее обстоит дело с авиалиниями, так как здесь цену нам не удержать. Даже если мы заранее перечислим деньги, месяцев, скажем, за пять, то курс евро устанавливается только в момент выписки билета. И нас попросят доплатить. А у нас в основном эконом-программы. VIP-ов где-то около 14 человек, клиентов бизнес-класса – около 200, остальные – эконом-класс.

Марат Бикмуллин - владелец сети аптек «Сакура»:

- Из всех моих бизнесов девальвация касается, прежде всего, бизнеса аптечного. Более половина нашей продукции – импортная. Пока это не так заметно, так как используются старые запасы, но цены через месяц где-то, когда обновится ассортимент, будут уже выше. Не скрою, что я сам поменял часть денег, которые у меня были. Стараюсь следовать золотому правилу: одну треть доходов держать в рублях, одну треть в евро и одну треть в долларах. Но фундаментальных каких-то предпосылок ко второй волне кризиса пока не вижу.

Михаил Скоблионок - владелец сети гостиниц «Регина»:

- Сказывается на валютных кредитах, да, а так пока не особо ощущается. Зато выиграют от девальвации те, кто перекидывает валюту за рубеж. Думаю, доллар долго прыгать не будет, через какое-то время все установится, и будем работать, как работали. А так чувствуется, когда надо уезжать, ведь путевки, билеты на самолеты у нас привязаны к доллару или евро. Идти в банк я не собираюсь, потому что считаю, что это преждевременно. Надо выждать, посмотреть, а не прыгать, как доллар, с места на место. С деньгами никогда спешить нельзя.

Равиль Сабиржан - директор ООО «Татполиграф»:

- Года два назад евро стоил 45 рублей, девальвация была и в 98-м, мы ж не умерли. Поэтому сегодня колебаниями максимум в восемь процентов нас не испугать. Сам я девальвацию заметил по той причине, что сын собирается в «Диснейленд». Ну еще я вижу, что бензин подорожал: был 25 рублей, а сейчас - почти 27.

Адель Хасбиуллин – коммерческий директор ООО «Мегалит»:

- Скорее нет, чем да. Подорожало бюджетное жилье, существенно, но это не связано с курсом валют. Многие просто не выставляли на продажу объекты летом, потому что лето – сезон отпусков. Получилось, что новые объекты в продажу не поступили, а старые продавались. На вторичное жилье курс доллара в принципе мало влияет, а если влияет, то очень опосредованно.

Михаил Котляров - коммерческий директор «Акос»:

- Пока никак не сказалось, но если будут дальнейшие скачки, то да, скажется. Если тенденция будет долгосрочной, то цены на автомобили и их запчасти будут повышаться. И еще я собираюсь в отпуск, поэтому чувствую скачок. Менять валюту в банки я не пойду, будущее все равно не предугадаешь. Я следую совету экономистов: если ты рассчитываешь хранить свои сбережения в России, то хранить их надо в рублях. Если собираешься сделать какие-то крупные покупки в валюте и копишь на это, то, да, тогда храни деньги в валюте.

Камиль Тарзиманов - гендиректор бюро туристических услуг «Салават»:

- Скачок пока не особо сильный, поэтому мы его не особо ощутили. Мы же готовимся к вероятному изменению курса, так что для нас это не страшно. Да, если дальше доллар будет расти, будут расти цены на путевки, отчего, может быть, упадет спрос. Но я не думаю, что это произойдет. Поэтому и не меняю валюту. Девальвацию мы не раз переживали на практике, поэтому то, что происходит сейчас, переживаем нормально.

Наиль Галеев – исполнительный директор Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ:

- Я два года посещаю все мероприятия Антикризисного клуба «БИЗНЕС Online», поэтому понимаю, что глобальный кризис некуда не исчезал. Сейчас запускается очередная фаза. На личном уровне страшновато, а в целом понятно, что все скоро в мире будет переформатировано и поменяно.

Азат Хаким - председатель совета директоров группы компаний «Тулпар»:

- Все комплектующие зарубежные запчасти стали для нас гораздо дороже. Да, мы чувствуем девальвацию, но для нас это не смертельно. Хотя хорошего в этом мало. То, что творится в Италии, Америке, оптимизма не внушает. Кризиса бы не хотелось, ведь когда объем экономики падает на один процент, перевозчик теряет два процента.