Рекомендательный характер для девелоперов будет носить идентичность места, объяснила главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина Рекомендательный характер для девелоперов будет носить идентичность места, объяснила главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина Фото: Марат Мугинов, kzn.ru

ЧЕТЫРЕ ЗОНЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ЦЕНТРА — И ОДНО НО

Сегодня в исполкоме столицы РТ презентовали практически завершенный вариант концепции развития исторического центра — «БИЗНЕС Online» ранее уже рассказывал о ходе работы над проектом. На доработку потребуется еще месяца три-четыре, затем его предстоит утвердить, после чего в историческом центре появятся наконец более внятные правила игры. Этого ждут сейчас и архитекторы, и застройщики, и сами чиновники, которым приходится в ручном режиме согласовывать абсолютно все, включая и пристрои во дворах домов, которым «повезло» оказаться в зонах охраны.

Напомним, что исторический центр ограничен берегами Волги и Казанки с одной стороны, улицами Вишневского, Назарбаева с другой; он включает в себя часть территории Адмиралтейской слободы и Казанский кремль. Эту территорию площадью 23 кв. км (примерно 4-5% от общей площади города) поделят на четыре зоны, отличающиеся друг от друга параметрами застройки и разрешенного использования. Их же включат в новые правила землепользования и застройки, которые подготовят на основе принятого генплана города до 2040 года.

Рассмотрим зоны подробнее. В первой разрешена застройка лишь в историческом стиле, пояснил руководитель проектной группы по созданию концепции, архитектор Олег Маклаков. Вторая предполагается на основе исторических объемно-пространственных типов (сохраняет масштаб и принципы исторической застройки), третья — застройка с ограничениями высотности. В четвертой зоне регламентируется застройка, прилегающая к ценным ландшафтным объектам. Наиболее жесткие условия застройки в первых двух зонах, совпадающих с охранной зоной Кремля и прилегающими к ней улицами. «К этим территориям предъявляются повышенные требования дизайн-кода, чтобы новая застройка не перебивала существующие исторические акценты», — объяснил Маклаков.

Для застройщиков подготовили конструктор рядовой застройки, который облегчит процесс проектирования, изменит порядок и сократит сроки согласования проектов. В «пространственных конвертах» указаны параметры фасадов, элементы оформления, высота этажей, отступ от красной линии и так далее. Рекомендательный характер для девелоперов будет носить идентичность места, добавила главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина. Например, 100 лет назад в этом доме была булочная — так почему бы не подыскать на это место арендатора, найдя красивую историю и для туристов? Сами предприниматели, по ее словам, в целом непрочь использовать такой бэкграунд, поэтому необходимо помочь им в этом. 

Главная цель же цель концепции — отойти от ручного управления стройкой в центре города, которая с 2011 года ведется на уровне президента РТ Рустама Минниханова. Он лично проводит заседания межведомственной комиссии по застройке в исторических поселениях, всем известны его пешие обходы центра Казани, он же поручил разработать концепцию. Это переложит основной объем проектов на уровень главного архитектора города. Впрочем, подготовленные зоны с жесткими и не очень ограничениями касаются рядовой застройки. В документе оставили возможность для появления новых знаковых объектов, выбивающихся из рядовых ограничений. «Решение по этим проектам будет приниматься отдельно, но в рамках общей концепции», — поясняли разработчики.

В общем, если понадобится «посадить» где-то на берегах Волги концертный зал или соборную мечеть, то рассматривать такие проекты будут на высшем уровне. 

Олег Маклаков: «К этим территориям предъявляются повышенный требования дизайн-кода, чтобы новая застройка не перебивала существующие исторические акценты» Олег Маклаков: «К этим территориям предъявляются повышенные требования дизайн-кода, чтобы новая застройка не перебивала существующие исторические акценты» Фото: Марат Мугинов, kzn.ru

ЭКОНОМИКА ИЛИ ИНФРАСТРУКТУРА: ЧТО ПЕРВИЧНО В «КОМЕТЕ» ИСТОРИЧЕСКОГО ЦЕНТРА?

По словам Маклакова, территория исторического центра похожа на комету, головной частью которой выступает Казанский кремль. Такая конфигурация сложилась исходя из логики развития: она шла от укрепленного холма на берегу Казанки через крупные дорожные артерии на периферию. Территория и по сей день развивается крайне неравномерно. вблизи берега Казанки образовались кварталы элитного жилья, основная зона активности — ТЦ «Кольцо» и начало улицы Баумана. А район речпорта представляет собой стагнирующую промзону. Город по-прежнему отрезан от берега Волги железной дорогой, и по генплану ее перенос оттуда не запланирован.

Основная идея концепции как раз и строится на выходе к набережным Волги и Казанки. Эксперты отмечают слабое развитие транспортной инфраструктуры центра. Основные потоки автобусов и троллейбусов транзитом проходят через улицы Московскую, Татарстан, Пушкина и Ершова и служат способом доставки пассажиров к городским окраинам и в спальные районы города. Отсутствие коротких местных маршрутов, пешеходной прозрачности территорий стимулируют жителей центра к покупке личного транспорта, резюмировал Маклаков. Поэтому следует развивать поперечные связи, создавая коридоры движения от набережной Казанки до набережной Волги через плотную ткань городского центра.

Однако маршруты общественного транспорта неразрывно связаны с пассажиропотоком, а его в центре города пока нет: плотность населения небольшая. «Я не знаю, что будет первично — экономика или инфраструктура, — ответил Маклаков на вопрос „БИЗНЕС Online“ о том, нужны ли локальные маршруты для территорий с низкой концентрацией населения. — Иногда территория сама требует развития инфраструктуры, а иногда специально развивают инфраструктуру, чтобы обеспечить активное развитие территории». Поэтому одна из важных задач — строительство нового жилья, причем жилья доступного (но об этом скажем чуть ниже). 

Может быть, стоит вернуть развитую сеть общественного транспорта в исторических коридорах движения трамваев и троллейбусов в центре города, пустить общественный транспорт и на улице Баумана? Идеи можно обсуждать, тем более что новое — это хорошо забытое старое, но Маклаков предложил развиваться по спирали. «К положительным достижениям нужно добавить полезное из прошлого, — считает глава проектной группы. — К тысячелетию, Универсиаде в городе решались представительские задачи, была цель сделать парадной улицу Баумана — ее сделали такой. Все было брошено на локальную задачу, а целым пожертвовали. Сейчас этот этап прошел, мы всем показали, что у нас все круто, и стоит задача заняться собой — спокойным, равномерным обустройством. Это основа нашей концепции».

Дефицит населения в центре Казани возник в результате расселения ветхого жилья в «спальники» — так центр города лишился своих коренных жителей Фото: «БИЗНЕС Online»

ОЖИВЛЕНИЕ ЦЕНТРА ГОРОДА: ПЛОТНАЯ ЗАСТРОЙКА БЕЗ АВТО, АРЕНДНЫЕ КВАРТИРЫ И РАЗВИТЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ

А теперь вернемся к жилью. Дефицит населения в центре возник в результате расселения ветхого жилья в те самые «спальники» — так центр Казани лишился своих коренных жителей… С тех пор территория выполняет исключительно деловые функции, подстегнув миграционные потоки с окраин в центр и став сосредоточением элитного жилья. Но ставка на такое жилье не даст активности, на которую рассчитывают разработчики концепции. Поэтому центр необходимо застраивать, но жилье при этом должно быть «доступным, но не дешевым», подчеркивают проектанты. Но какими методами?

«За счет снижения требований к обеспечению территорий спортплощадками, уменьшению требований по парковкам, отказа от автомобилей», — предложил Маклаков, который видит будущее в развитии малоформатного арендного жилья или в строительстве домов с небольшими квартирами. — Нормы проектирования заточены на освоение периферийных территорий, связанных с советскими нормативами. Все должны быть обеспечены детскими площадками, дворами — правила заточены на автономность каждого участка. Как будто каждый находится в космосе! Детскую площадку сделал — 12 метров отступи, спортивную — 15 метров. Парковка машин — в 10 метрах от подъезда… Этих неких условностей за рубежом вообще нет! Подрегулировав эти вопросы, застройщики получат возможность больше занять территории под жилье».

По словам Олеси Балтусовой, когда работа будет завершена, полученная в результате методика будет предложена другим большим городам Фото: Марат Мугинов, kzn.ru

Да, плотная застройка в центре предполагает отсутствие автомобиля, а значит, нужно развивать как раз те самые локальные маршруты общественного транспорта, о которых Маклаков говорил ранее.

Подготовленная концепция неслучайно предполагает изменения правовых документов, регулирующих строительство в центре Казани. Часть из них уже принята на городском уровне, часть в процессе рассмотрения, а часть требует изменений федерального законодательства, так как существующие нормы распространяются на весь город и не учитывают территории исторических поселений — с аналогичной проблемой столкнулась не только Казань, но и другие российские города.