Ильяс Нуриев: «Масштабы компании и то, чем она занимается, не имеют большого значения. Важны принципы организации процесса, а они почти одинаковые. Просто где-то в процессе меньше участников, а где-то больше»

ПРАВИЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА — ЭТО НЕ МЕЛОЧЬ

— Ильяс Рафаилович, «Клиника Нуриевых» хорошо известна, но сегодняшний повод для встречи необычен. Как вам пришла идея внедрить японские принципы бережливого производства?

— Повышение эффективности — головная боль любого руководителя, она была, есть и будет. Все инструменты, которые можно найти для этого, идут в дело. На менеджмент автомобильной корпорации «Тойота» я обратил внимание, когда учился на MBA в Казанском федеральном университете. Я стал интересоваться японскими технологиями управления, которые строятся на философии непрерывного улучшения Кайдзен. Участвовал в семинаре, который в Москве проводил Кацухико Судзуки, генеральный директор «Тойота Инжиниринг Корпорэйшн». Многие принципы я понял именно тогда и после этого решил внедрять их в нашей клинике. С тех пор я не раз побывал в Японии. Сначала японцы удивлялись. На обучение Кайдзену из России к ним приезжают директора крупных промышленных предприятий, но не врачи. А я к тому времени увидел, что все это можно применить в медицине.

— Но ведь одно дело — огромный завод и другое — клиника?

— Масштабы компании и то, чем она занимается, не имеют большого значения. Важны принципы организации процесса, а они почти одинаковые. Просто где-то в процессе меньше участников, а где-то больше. Например, наглядная визуализация хорошо работает и в производственном цеху, и в клинике. Как обычно размещают стандартную информацию для пациентов? Как правило, на стенде на стене — какие услуги, какие врачи. Но у нас каждое направление отмечено своим цветом. И от стенда цветные полосы идут до нужного кабинета. Мы не говорим: идите в лабораторию, это прямо, направо… Мы указываем: идите по красной полоске. Это как игра, очень удобно.

«Повышение эффективности — это головная боль любого руководителя, была, есть и будет. Все инструменты, которые можно найти для этого, идут в дело» «Повышение эффективности — головная боль любого руководителя, она была, есть и будет. Все инструменты, которые можно найти для этого, идут в дело»

— Мне очень понравилось, что в вашем кабинете у стола небольшая полочка с надписью: «Для сумок». Ни разу такого не видела… 

— Правильно, обычно посетитель ищет, куда бы сумку пристроить, на коленях держит, роняет. А так — удобно. И это не мелочи, потому что правильная организация рабочего места — одна из основ бережливого производства. Рабочее место сотрудника должно соответствовать системе 5S: «сортировка», «систематизация», «содержание в чистоте», «стандартизация», «совершенствование». 

С 5S мы начали внедрять Кайдзен у себя. Для начала сфотографировали рабочие места. Поняли, сколько лишних движений должны совершать сотрудники для простого действия. Увидели, что на рабочих местах хранится много лишних запасов и канцтоваров. Стали думать, как все это оптимизировать. Все нужное для работы должно находиться на расстоянии вытянутой руки, а запасов должно быть ровно на один день. Так удобнее работать, и мы добились этого. Но поначалу было непросто.

«Рабочее место сотрудника должно соответствовать системе 5S: «сортировка», «систематизация», «содержание в чистоте», «стандартизация», «совершенствование»

КАЧЕСТВО ЭКОНОМИТ ДЕНЬГИ!

— Какие сложности необходимо было преодолеть? Что пришлось поменять в клинике?

— Принцип 5S сначала объясняли на примере того, как навести порядок дома в холодильнике или у себя в сумке. Часть сотрудников относилась к новшествам с недоверием, но когда система заработала, негатив прекратился. Это частный случай. 

Чтобы стать эффективнее, мы построили организационную структуру, которая отличается от других клиник. Например, у нас нет должности «заведующий отделением». За экономические показатели отделения отвечают менеджеры — владельцы процессов. Им подчиняются бригадиры, которые отвечают за загрузку и организацию работы отделения. Лечебную деятельность в отделениях контролируют врачи-эксперты. Экономикой и менеджментом врачи не занимаются, потому что их задача — лечить людей и осваивать новые методы. Еще одна важная должность — это ассистент врача, или, по-другому, медсестра. Всю бумажную работу и оформление назначений ассистент берет на себя, разгружая тем самым врача. Ассистент записывает на повторный прием, чтобы вы не стояли в очереди в регистратуру.

С такой структурой мы не раздуваем штат. Если знаем, что в каком-то отделении сейчас пиковая нагрузка, на это время перенаправляем туда сотрудников из других отделений. На «Тойоте» делают так же.

«Чтобы стать эффективнее, мы построили организационную структуру, которая отличается от других клиник. Например, у нас нет должности «заведующий отделением» В кабинете Ильяса Нуриева, генерального директора клиники, висит написанная иероглифами благодарность Кацухико Судзуки, генерального директора «Тойота Инжиниринг Корпорэйшн»

— Правила Кайдзен касаются только менеджеров и медсестер или врачи тоже задействованы в системе?

 Врачи участвуют обязательно. Например, для каждого специалиста у нас заведены чек-листы. Это стандартный план действий, что должен сделать и спросить врач на приеме. Есть «красные метки», когда мы заранее прописываем тревожные симптомы, чтобы поменять план лечения. 

— Какие еще результаты от внедрения бережливого производства получила «Клиника Нуриевых»?

— Солидные! Когда сотрудник не делает лишних телодвижений впустую, когда все сделано для удобства пациентов — это все вместе формирует совсем другой стиль жизни. А если говорить с позиций экономиста — снижается себестоимость, более эффективно используются помещения, оборудование.

Или вот пример тоже из медицины. То, что японцы называют термином «пока-йоке», а перевести лучше всего как «защита от дурака», когда сама система не дает возможности совершить ошибки. Скажем, необходимы для процедуры какие-то анализы, причем они нужны все и не должны быть просрочены. Мы делаем так — пока эти данные не внесешь в компьютер, дальше процесс не проходит, машина не пропускает. Представляете, насколько это важно для пациента…

Кстати, не работает пословица, что качество требует денег. Все наоборот — качество экономит средства! Причем и пациентов, и тех, кто оказывает услуги. Собственно, поэтому мы обратили внимание на производственную систему «Тойоты». Нам она помогает не повышать, а снижать стоимость услуг. И соотношение цены и качества, оно сегодня в нашу пользу.

«В Кирове, где работает наш филиал, приходили в клинику представители областного руководства, смотрели, изучали и кое-что внедрили в своих лечебных заведениях» «В Кирове, где работает наш филиал, приходили в клинику представители областного руководства, смотрели, изучали и кое-что внедрили в своих лечебных заведениях»

ГОТОВЫ ПОКАЗАТЬ НА ПРИМЕРАХ…

— Другие медучреждения обращаются к вам за опытом внедрения японского менеджмента?

—  Интерес есть, причем не только в Татарстане. В Кирове, где работает наш филиал, приходили в клинику представители областного руководства, смотрели, изучали и кое-что внедрили в своих лечебных заведениях. Встречались мы с коллегами из Улан-Удэ, из Казахстана и Беларуси. Разноцветные полосы появляются во многих клиниках не без нашего участия.

— Где проходила церемония награждения? 

— В Японии, в городе Нагоя, где располагается штаб-квартира «Тойота Инжиниринг Корпорэйшн». В составе делегации российских предпринимателей была руководитель нашего отдела качества — она и получила награду клинике из рук Тосио Хорикири. Награждение происходило в присутствии представителей других компаний из Татарстана. Поэтому сразу появились вопросы о нашем опыте. Что ж, мы всегда рады помочь и готовы на примерах показать эффективность японской системы.