1. 5:30. Подъем — в половине шестого утра. Время до начала занятий пробегает незаметно — нужно и собраться, и без опозданий доехать до гимназии №94 в Московском районе из Ометьево, из общежития Казанского педагогического колледжа, где я пока живу. Так как мой родной дом — в Лаишевском районе, в деревне Каипы, известной всей России тем, что когда-то там крестили великого русского поэта Гавриила Державина. Я очень благодарна директору колледжа — Заляловой Анфисе Григорьевне, что таким образом она на первых порах поддержала меня, молодого специалиста. Но в ближайшее время, конечно, подумаю над тем, чтобы перебраться в жилье поближе к школе. А пока встаю пораньше, чтобы обязательно подкраситься, принарядиться — детям, даже первоклассникам, очень нравится, чтобы учительница к ним приходила красивая. Они все подмечают — и новую блузку, и свежий оттенок маникюра. И трогательно говорят непосредственные комплименты: «Мария Тимуровна, а вы сегодня выглядите ярче, чем вчера!»

  2. 7:15. Я у ворот гимназии. Это мое первое официальное место самостоятельной работы по профессии. Хотя еще на третьем курсе педколледжа на практике несколько месяцев подменяла заболевшего учителя, а в каникулы ездила в загородный лагерь для подростков вожатой. Но это совсем другое ощущение. Этим летом после участия и победы в национальном чемпионате WorldSkills 2019, когда схлынули эмоции, захотелось взять паузу, собраться с мыслями, даже подумывала о том, чтобы уехать преподавать в глубинку. И вдруг — 28 августа, перед самым началом учебного года, звонок. Один из учителей начальной школы казанской гимназии по семейным обстоятельствам уволился,  руководство срочно искало ему замену. Я, честно, сомневалась. Но стоило мне перешагнуть порог, познакомиться с директором, завучем, буквально физически ощутить теплую обстановку, которая здесь царит  — и почувствовала, словно вернулась к себе домой. Будто знаю и эти стены, и своих коллег добрых 20 лет.

  3. 7:30. В дверь кабинета стучатся самые «ранние пташки». До звонка еще полчаса, но многим родителям нужно успеть и проводить ребенка в школу, и доехать на работу самим. В нашем 1-м «В» — 26 ребят, и это самый маленький класс в параллели. 1 сентября, перед знакомством с ребятами, я очень волновалась. Даже утром домой позвонила в панике: «Мама, я их боюсь!» Но стоило мне их увидеть на линейке, таких нарядных, торжественных и тоже испуганных, все сомнения и тревоги куда-то пропали.

  4. 7:45. Вместе с ребятами настраиваемся на рабочий лад. Детские намерения на тему «кем быть» редко серьезны и потому осуществляются, но я хотела быть преподавателем чуть ли не с детского сада. Даже в играх с подружками всегда выбирала роль учительницы, мне нравилось объяснять, исправлять, ставить оценки. Мама тоже в свое время получила средне-специальное образование и мое решение пойти в педагогический колледж, а не в вуз всячески поддерживала. Говорила, что чем раньше я приобрету практический опыт по профессии, тем лучше. А высшее образование по профилю я, возможно, начну получать чуть позже, например на базе Казанского федерального университета.

  5. 8:00. Начинается первый урок — сегодня по расписанию чистописание. И это самый мой любимый предмет. Нравится вместе с ребятами тщательно выводить крючки и палочки, ставить им руку. Мы работаем по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова, я веду все предметы, за исключением музыки, физкультуры и татарского языка. Признаться, современные дети точно знают больше, чем когда-то в первом классе знала я. Со знанием дела употребляют умные слова, вроде «альтернативный», «анонимно», многое, что написано, к примеру в учебнике по окружающему миру, уже им известно, и они начинают во время объяснения скучать.  Что ж, тем больше учителю стимула искать дополнительные материалы, чтобы заинтересовать уроком.

  6. 8:30. Первая перемена, так как у малышей уроки длятся по полчаса. Да, первоклассники все еще пока малыши, и я понимаю, каково это, быть воспитателем в большой группе, когда  после физкультуры нужно помочь зашнуровать 26 пар кроссовок, застегнуть 26 рубашечек… Ребята психологически не перестроились от обстановки в детском садике. Могут в разгар урока встать, потому что устали сидеть на одном месте, начать разговаривать и даже заплакать, когда что-то не выходит. Я, бывает, и исправляю, и заставляю переписывать, проявляю настойчивость. Но если не приучить к ответственности с первых недель, во втором классе будет намного сложнее.

  7. 10:30. Большая перемена, время завтрака. Поход в столовую — это пока квест на находчивость и выдержку. То ложки кому-то не хватило, то компот на себя опрокинул, то кашу есть наотрез отказывается. Но я, кажется, нашла метод убеждения. Объясняю, что мама с папой ходят на работу специально, чтобы купить тебе кашу, чтобы ты был сыт. Задумываются, и уже другим объясняют: это мамин и папин труд, надо съесть! Но сегодня все прошло без приключений. Мои ребята так старались за собой оставить чистые столы, что даже солонки убрали.

  8. 12:00. Начинается группа продленного дня. У меня три часа, затем передаю ребят в общую группу. Мы немного играем в настольные игры, кого-то забирают на дополнительные занятия здесь же, в стенах школы, тренеры по шахматам, учителя вокала. А еще у меня есть возможность чуть больше уделить внимания отстающим. Домашнюю работу, по нормативам, первоклассникам не задают, но есть рекомендованные к выполнению дома задания. И их важно не игнорировать, чтобы сформировать привычку, которая им поможет в следующем году. Оценки мы тоже не ставим, но я поощряю за аккуратность и прилежание наклейками. И каждую неделю ребята соревнуются, кто больше наклеек заработал — того от меня ждет главный приз. Например раскраска, картинка, значок, благо с волонтерских времен осталось немало всяких памятных сувениров — неважно что, первоклассники ценят сам факт награды.

  9. 15:00. Официально мой рабочий день закончен. Но я редко ухожу по часам. Работу учителя нельзя закончить, ее можно только прекратить. Всегда находятся какие-то дела — вот «классный уголок» до конца не оформлен, в тетрадях надо задания написать, подготовить конспект урока, посмотреть в интернете, какие олимпиады можно предложить ребятам. Думаю, в школу надо идти работать, только если  сердце лежит к этой профессии. Иначе никакие деньги не удержат. Бывают нелегкие дни. Но я прихожу, вижу этот кабинет, стол, тетрадки, меня окружают дети, которые наперебой начинают что-то рассказывать, теребить, ластиться, ждать ответной реакции, требовать внимания и любви… И я понимаю, что в моей жизни действительно есть цель и смысл.

Подготовлено при содействии министерства труда, занятости и социальной защиты РТ