ЗАГАДОЧНЫЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИЗ КАЗАНСКОГО ВУЗА АЛЕКСАНДР МЕЗЯЕВ ЯВЛЯЕТСЯ ИНИЦИАТОРОМ СОЗДАНИЯ РОССИЙСКОЙ ГРУППЫ ЮРИСТОВ, ВЫСТУПАЮЩЕЙ В ЗАЩИТУ СЕРБСКИХ ПОЛИТИКОВ, ПОПАВШИХ НА СКАМЬЮ ТРИБУНАЛА В ГААГЕ

Сегодня бывший командующий армией боснийских сербов Ратко Младич в Гааге во время судебного заседания потребовал предоставить ему защитника - профессора из Казани Александра Мезяева. Суд просьбу отклонил и, более того, за нарушение порядка удалил генерала из зала. Как выяснила газета «БИЗНЕС Online» профессор Мезяев, преподает в обычном казанском вузе, и при этом не известный широкой общественности, принимал участие в процессе над бывшим президентом Югославии Слободаном Милошевичем и является активным защитников интересов сербов на Балканах. 

ЗАГАДОЧНЫЙ ЮРИСТ ИЗ КАЗАНИ

Сегодня мировые информационные агентства распространили сенсационную для Татарстана новость. Бывший командующий армией боснийских сербов Ратко Младич,  обвиняемый международным трибуналом по бывшей Югославии (МТБЮ) в военных преступлениях, во время судебного процесса попросил предоставить ему в качестве защитника белградского адвоката Милоша Шалича и юриста из Казани Александра Мезяева. Без них экс-командующий отказался выслушивать какие-либо заявления суда.

Суд не разрешил российскому юристу выступить в качестве защитника. Младич был напряжен и постоянно пытался перебить судью, который всячески старался его успокоить. В результате сербский генерал был удален из зала суда за нарушение порядка.

Так кто же такой этот Мезяев, не известный широкой общественности? O нем известно только то, что он работает в ТИСБИ и ничего больше.

Газете «БИЗНЕС Online» в ТИСБИ сообщили, что Александр Борисович с 1997 года работает в данном вузе. В настоящее время является заместителем заведущего кафедрой конституционного и международного права. Кандидат юридических наук, доцент. В прошлом он уже оказывал содействие в защите перед МТБЮ известным сербским деятелям, обвиненным в военных преступлениях.

Сегодня - в день проведения судебного заседания в Гааге – ушел в отпуск, как и все сотрудники вуза, и был недоступен для комментариев.  

Известно, что в 2004-2006 годах Мезяев инициировал создание группы юристов российской ассоциации международного права по наблюдению за процессом в МТБЮ против бывшего президента Югославии  Милошевича.

(Для справки. Из интервью Мезяева «Казанскому журналу международного права»).

«Это очень крупные учёные, доктора юридических наук. Группа объединила профессоров московского государственного института международных отношений, дипломатической академии, института государства и права российской академии наук, основную часть группы составляют заведующие кафедрами международного права крупнейших российских университетов. Представлены научные центры шести городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Екатеринбурга, Тюмени, Воронежа. В группу входят также главные редакторы крупнейших российских журналов по международно-правовой науке. Кроме того, события, рассматриваемые в трибунале известны данным учёным не понаслышке. В состав группы входят учёные, неоднократно бывавшие в Югославии, в том числе, во время и сразу после агрессии НАТО против этой страны. Я сам в течение нескольких месяцев наблюдал за судебным процессом против Милошевича непосредственно в зале суда в Гааге».

ПРИЧИНЫ БОСНИЙСКОЙ ВОЙНЫ

Напомним, истории процесса против бывшего командующего войсками Республики Сербской Младича уже больше 15 лет. Свой пост генерал получил в 1992 году, когда боснийские сербы объявили о своей независимости от Боснии и Герцеговины и решили создать собственную административно-территориальную единицу,  не желая выходить из состава Югославии, частью которой Республика Сербская и была объявлена.

Проблема заключалась в том, что сербы стали претендовать и на часть боснийских земель, где проживали не только сербы (их там было меньшинство), а другие народы – в том числе боснийские мусульмане и хорваты-католики. Сербы оправдывали свое желание тем, что земли эти им принадлежали до Второй мировой войны. Разумеется, желание сербского меньшинства боснийцам совсем не понравились, результатом чего (в том числе) и стала Боснийская война. После четырехлетней осады Сараева войсками Младича число жертв и пропавших без вести среди гражданского населения по разным данным составило около десяти тысяч человек. Потери боснийской армии превысили шесть тысяч человек.

Самым известным и жестоким эпизодом войны, впрочем, стала так называемая этническая чистка в городе Сребреница, куда сербские войска под командованием Младича вошли 11 июля 1995 года. В период с 13 по 19 июля 1995 года силами под его командованием было казнено, как считает Международный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ), семь тысяч боснийских мусульман (по некоторым данным, восемь).

РОДНЯ ПРОСИЛА ОБЪЯВИТЬ МЛАДИЧА УМЕРШИМ

Первое обвинительное заключение Младичу было вынесено еще в 1995 году, тогда его «разделил» с ним и Радован Караджич. Второе заключение, вынесенное в том же году, касалось исключительно событий, происшедших в городе Сребреница в июле 1995 года. МТБЮ обвиняет генерала в том, что он был «членом объединенной преступной группировки, целью которой было истребление или изгнание навечно боснийских мусульман, хорватов и других несербов со значительной территории Боснии и Герцеговины». Под объединенной преступной группировкой имеется в виду, конечно, руководство Республики Сербской. Так как сам Младич подчинялся только президенту Республики Сербской Караджичу, то, полагают европейские прокуроры, несет полную личную ответственность за преступления. Младич с такой ответственностью, конечно, не согласился и пустился в бега (благо в самой Югославии его считают чуть ли не национальным героем). Однажды он, впрочем, якобы собирался сдаться добровольно – сразу после того, как Россия в 2005 году отказала ему в убежище. Чуть позже его родня просила объявить его умершим – мол, его 5 лет никто не видел (впрочем, МТБЮ на это не пошло). Об аресте генерала было объявлено в мае этого года.

"НАСТОЯЩИЙ ГЕНОЦИД – ГЕНОЦИТ СЕРБОВ – ЗАБЫТ"

Возникает вопрос, каковы позиция и роль профессора из Казани, защищающего сербского генерала? Как в Сербии, так и в России широко распространено мнение, что сербские действия, которые сегодня расцениваются как геноцид народа, были всего лишь реакцией на действия боснийцев, которые устраивали такую же резню – только в отношении сербов. При этом, замечают противники трибунала, против бывших сербских военных, боснийцев почему-то судить всем миром не спешат.

Юристы же, в том числе  Мезяев, утверждают, что реальных доказательств геноцида как не было, так и нет. Мезяев известен как адвокат и автор публицистических статей в защиту многих сербских деятелей. Три года назад он высказывался в поддержку лидера Сербской радикальной партии Воислава Шешеля, обвиняемого в военных преступлениях. Что касается резни боснийцев в Сребренице, то Мезяев считает это «главным мифом балканской истории», ни о каких 8 тысячах мусульманских жертвах, по его словам, говорить не приходится.

"Просто Гаагский трибунал включил в число убитых не только тех, чьи тела были найдены в захоронениях (около 2 тысяч – причём в совершенно разных местах по всему муниципалитету), но и пропавших без вести (около 5 тысяч)", - написал Мезяев в своей авторской колонке в издании "Фонд стратегической культуры". Зато, по его словам, точно была другая резня. Мезяев считает, что "настоящий геноцид в Сребренице – геноцид сербов – забыт", и что "он просто-напросто вычеркнут из истории".

ТОТАЛЬНАЯ ВОЙНА ГААГСКОГО "СУДИЛИЩА"

В 2009 году казанский юрист отмечал бесперспективность процесса Караджича и Младича, так как «остались только два участника этих «совместных преступных действий», которые ещё не предстали перед судом, МТБЮ уже просто НЕ может НЕ приговорить их – иначе рухнут все предыдущие обвинительные приговоры!».

По его мнению, налицо «тотальная война, которую объявил Гаагский трибунал и Югославии, и международному праву, и даже в какой-то степени России». Кроме того,  Мезяев особенно упирает на то, что первый вариант обвинительного акта против Младича был подписан в 1995 году судьей-мусульманином Риадом из Египта. И то, что лицу, обвиняемому в убийстве мусульман, утверждал обвинительный акт судья-мусульманин, считает Мезяев, "имело яркие последствия": "Весь обвинительный акт против генерала Ратко Младича – в высшей степени лживый документ, состряпанный крайне непрофессионально".

Сам Гаагский трибунал по Югославии эксперт по международному праву называет "судилием". В свете всего этого было бы странно, если бы Гаагский трибунал разрешил бы профессору из Казани Мезяеву защищать  Младича.

Тем не менее, похоже, сегодня в Казани появилась потенциальная звезда юриспруденции мирового масштаба…  Широкая публика и не подозревала, что в одном из местных вузов трудится человек с такой принципиальной позицией и  широким кругозоров…

БИЗНЕС Online