НО НУЖЕН ЛИ ОН? ПОКА БАНК ДОБИВАЛСЯ СВОЕГО В ВЫСШИХ СУДЕБНЫХ ИНСТАНЦИЯХ ПО ДЕЛУ СОФТ-ТРЕЙДА, СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВ ВЫШЕЛ НА СВОБОДУ, ДЕНЬГИ ИСПАРИЛИСЬ…

Конституционный суд РФ в минувшую пятницу вынес решение, способное в какой-то степени повлиять на развитие скандального дела по кредитам казанской компании «Софт-трейд». А также в принципе изменить роль третейских судов в разбирательствах между банками-кредиторами и компаниями-заемщиками в общероссийском масштабе. Этот документ был принят с подачи Банка Казани, который дошел до КС, оспаривая свое право на залоги по кредитам, права на которые предъявляют и другие татарстанские банки.  

В конце минувшей недели, в пятницу, КС вынес постановление по запросу Высшего Арбитражного суда РФ, рассмотренному 31 марта. Запрос был связан с делом о недвижимости, которое инициировал Банк Казани в 2009 году и о котором рассказывала газета «БИЗНЕС Online». Напомним вкратце его суть.

В 2009 году, в разгар масштабного скандала в банковских кругах РТ, связанного с невозвратом кредитов владельцем группы «Софт-трейд» Сергеем Николаевым Сбербанку и ряду банков РТ (речь шла о 2,6 млрд. рублей), Банк Казани инициировал иск к судебному приставу Вахитовского межрайонного отдела управления федеральной службы судебных приставов Эльвире Мухаметшиной.

Банк потребовал признать незаконным бездействие пристава по поводу ареста нежилых помещений общей площадью более 1000 кв. метров в офисном центре на улице Московской, 15. Как выяснилось на процессе, эти помещения находились в залоге у банка по кредитам ООО "БулгарРегионСнаб" на общую сумму 53,8 млн. рублей и должны были по решению Арбитражного суда РТ быть переданы ему в качестве обеспечения.

Пытаясь забрать помещения у БулгарРегионСнаба (входит в структуру группы «Софт-трейд»), банк опирался на решение третейского суда об обращении взыскания на недвижимость, заложенную по выданным кредитам. Однако БулгарРегионСнаб выдачу исполнительного листа оспорил, ссылаясь на то, что решения по делам о недвижимости, права на которую требуют государственной регистрации, могут выносить только государственные суды. По всей видимости, у «дочки» Софт-трейда были свои причины для такого шага, причем довольно веские. Дело в том, что империя Николаева имела самые крупные долги перед банком «Татарстан» Сбербанка России, который и инициировал громкое уголовное против бизнесмена – с этого, собственно, и начался скандал. По этой причине Софт-трейд был заинтересован, чтобы имущество, которое можно было направить на погашение долгов, в первую очередь перед Сбером как наиболее крупным и агрессивным своим кредитором. Между тем Софт-трейд и его структуры помимо Сбера и Банка Казани, имели долги по кредитам перед Спурт-банком, Ипотекой-инвест и т. д.

Банк Казани, однако, решил твердо стоять на своем и обратился в  вышестоящие судебные инстанции. Дело дошло до президиума ВАС, который посчитал, что законодательство нечетко определяет компетенцию третейских судов – их в России, кстати, десятки тысяч. Позже запрос ВАС был дополнен просьбой проверить конституционность закона "О международном коммерческом арбитраже", пишет «Коммерсантъ». Председатель ВАС Антон Иванов заявил, что перед КС поставлен глобальный вопрос: является ли третейский суд "судом с точки зрения конституционного права на судебную защиту" или третейские суды играют роль альтернативного способа разрешения споров?

В том, что третейские суды рассматривают споры о недвижимости, КС ничего противоречащего Конституции РФ не усмотрел. Суд решил, что обязательность госрегистрации прав на недвижимость "не может рассматриваться как обстоятельство, исключающее возможность передачи споров по поводу недвижимого имущества на рассмотрение третейских судов". КС подчеркнул, что само по себе решение третейского суда об обращении взыскания на недвижимость не влечет перехода на нее прав и не дает оснований для записей в госреестр. Такое решение третейского суда необходимо исполнить (добровольно либо принудительно), продав имущество с торгов. А уже по итогам торгов будет заключен договор с покупателем и появится основание для госрегистрации перехода права собственности.

Фактически КС признал статус третейских судов в таких спорах равным арбитражным судам. Правда, в Арбитражном суде этому не очень рады – здесь полагают, что это может развить почву для разного рода злоупотреблений.

В общем, банк Казани можно поздравить с двойной победой. Во-первых, не каждый день рядовой банк может достучаться до Конституционного суда России и доказать там свою правоту! Во-вторых, в скандальном деле с Софт-трейдом муниципальный банк также доказал свою правоту.

Что все это означает для дела Софт-трейда?

Во-первых, если в договорах о залогах этой компании предусматривалось решение споров через третейские суды, то это может повлиять на баланс сил между банками-кредиторами. Впрочем, если им еще осталось что делить – как рассказал на минувшей неделе в ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» управляющий банка «Татарстан» Рушан Сахбиев, в настоящее время Николаев выпущен под залог, а значительную часть долга группы его компаний, похоже, придется списать как безнадежный долг…    

БИЗНЕС Online

Справка

ООО "Софт-трейд". Согласно данным системы СПАРК, специализируется на грузоперевозках, а также сдачей в аренду собственной недвижимости. Уставной капитал 151,2 млн. рублей. В автопарке предприятия насчитывалось 160 грузовиков. Имеет две дочерние компании — ООО "Софт-Трейд Недвижимость" (Москва) и ООО "Автоменеджментгрупп" (Казань). По некоторым данным в группу "Софт-трейд" входили также компании "Автотранссервис", "Дин+", "БулгарРегионСнаб", "Полистройл", "Аргон" и "Маштехкомплект".

Сергей Николаев – владелец группы компаний "Софт-трейд". До начала 2009 года о его группе и о нем было известно крайне мало. Для СМИ стало сенсацией, когда выяснилось, что 18 февраля 2009 года Вахитовский райсуд Казани санкционировал арест бизнесмена в рамках уголовного дела о хищении им денежных средств Сбербанка в особо крупных размерах (2,6 млрд. рублей). В настоящее время освобожден под залог.

Николаев обвиняется в том, что с июня 2007 года по октябрь 2008 года незаконно получил в Советском отделении №6669 казанского филиала Сбербанка не менее 30 кредитов. По версии следствия, он изначально не собирался их погашать. Следствие утверждает, что сотрудникам банка были представлены ложные сведения о финансовых возможностях подконтрольных Николаеву фирм.