В ВЕРОЯТНОСТЬ ОТКАЗА США ПЛАТИТЬ ПО СВОИМ ДОЛГАМ ПО-ПРЕЖНЕМУ НИКТО НЕ ВЕРИТ. И, ПОХОЖЕ, ЗРЯ… 

Ситуация вокруг греческих долгов продолжает держать в напряжении финансистов всего мира. Однако не факт, что в ряде других стран ситуация в перспективе не окажется столь же драматической. Издание Business Insider опубликовало список стран, дефолт которых представляется наиболее вероятным. В качестве утешения можно сказать, что Россия в нем на последнем месте.  

Когда речь заходит о неизбежной реструктуризации долга отдельных стран, самое время вспомнить о спредах CDS – кредитных деривативах, страхующих от дефолта. По этому случаю издание Business Insider представило список стран, дефолт которых представляется наиболее вероятным, - если судить только по стоимости этих самых пятилетних CDS. 

В списке лидирует Греция, стоимость пятилетнего дериватива на долг которой составляет 1335 пунктов. Такая стоимость означает, что при покупке долговых обязательств этой страны на $10 млн. страховка суверенного риска обойдется инвесторам в $1,3 млн. ежегодных платежей. Такая стоимость, согласно мировой практике, характерна для стран в преддефолтном состоянии: желающих застраховаться от греческого дефолта становится все больше. 

Далее следуют Венесуэла, Португалия, Ирландия и Аргентина. Замыкает список Россия, под номером 21 – стоимость ее кредитных свопов для инвесторов составляет 137 пунктов. 

Business Insider не стало включать в свой дефолтный список США, исчерпавших на днях возможность наращивать свой долг и теперь собирающихся поднять верхний предел заимствований, дабы избежать дефолта. Стоимость их CDS немного не дотягивает до 100 пунктов. Впрочем, эта странность легко объяснима. Глядя на данные рейтинга, полезно помнить, что при ранжировании по цене CDS речь идет не о вероятности дефолта, а о спреде. А это всего лишь желание инвесторов купить страховку от дефолта – никто не верит в дефолт Америки.

Текущая цена 5-летних CDS

Slon.ru

 

P.S. ДЕФОЛТ БУДЕТ. ЧТО ДАЛЬШЕ?

«Дефолт Греции, Ирландии и Португалии неизбежны. Альтернативы такому решению в ближайшем будущем нет», — таково мнение Пола Марсона, главного экономиста частного швейцарского банка Lombard Odier. В принципе, одного лишь авторитета этого старейшего банка Швейцарии было бы достаточно, чтобы доказать безнадежность финансового положения этих стран, но для вящей убедительности добавлю, что Марсон за свою карьеру поработал в Банке Англии, а также в таких инвестбанках как Goldman Sachs, Morgan Stanley и J.P.Morgan. То есть речь идет о человеке, который знает что говорит.

Размер госдолга этих стран и его стоимость таковы, что обслуживать свой долг они не способны. Так, по итогам 2010 года долг Греции составлял 129,2% ВВП, Ирландии — 104,9% ВВП, Португалии — 92,9% ВВП. При этом у них сохраняется бюджетный дефицит — 8,3%, 7,3% и 32,3% ВВП соответственно, то есть долг не сокращается, но растет. Доходность же по облигациям этих стран в последнее время исчисляется двузначными цифрами. Выйти из подобной ситуации невозможно.

Чтобы разобраться с подобными финансовыми проблемами, этим странам пришлось бы скорректировать свой бюджет (сократить расходы и повысить доходы) на 8 - 10% ВВП и поддерживать такой режим в течение многих лет. И это при условии сохранения экономического роста, чего на практике, конечно, быть не может. Ибо бюджетная корректировка подобного масштаба практически неизбежно будет подавлять экономический рост.

Поэтому все сегодняшние разговоры о программах помощи этим странам и о планах бюджетной экономии — что мертвому припарки. Финансовые вливания от партнеров по ЕС могут лишь на пару лет отсрочить неприятное решение, не более того.

Греция, Португалия и Ирландия пожинают сегодня плоды резкого повышения реальных доходов населения после перехода на евро. Если немцы последовательно проводили политику удержания доходов на прежнем уровне, например, за счет реформы социальной системы Хартц IV, и соглашений с профсоюзами об ограничении зарплат в обмен на отказ от вывода производств, то у греков и португальцев после перехода на евро доходы росли на десятки процентов в год. Что подорвало конкурентоспособность и без того не слишком мощных экономик. Теперь правительствам этих стран, так или иначе, но непременно придется корректировать уровень жизни граждан. Ситуация, когда те же греки живут более комфортно и работают меньше, чем немцы, которые фактически платят сегодня по греческим долгам, очевидно, не нормальная. Долго так продолжаться не может.

Понятно, что в долгосрочной перспективе еврозоне придется решать задачу некоторой социально-экономической унификации (продолжительность рабочей недели, пенсионный возраст и прочее), но главное — для стабильности еврозоны требуется бюджетно-налоговая федерализация. Но пока никаких признаков того, что европейцы готовы двигаться в направлении создания европейского супергосударства, не наблюдается. Если в ближайшие годы этого не произойдет, то тогда, скорее всего, либо более слабые страны вынуждены будут выйти из зоны евро, либо — наоборот, будет создан новый валютный союз, условно получивший уже название «северный евро». Других вариантов, похоже, нет.

Павел Быков,

Эксперт