Мэр Челнов Василь Шайхразиев на этой неделе предложил оригинальный способ пополнения городского бюджета. На заседании горсовета автограда мэр сообщил, что получает много предложений от коммерческих структур - переименовать остановки и назвать их брэндами этих компаний. Шайхразиев поручил изучить законность проведения аукциона по продаже названия остановок. Журналисты «БИЗНЕС Online» поинтересовались у представителей бизнес-сообщества РТ: купила бы их компания название остановки? И что еще можно продать для пополнения бюджета: названия улиц, площадей, исторических зданий?.. 

Венера Иванова, председатель правления Автоградбанка: 

- Да, купила бы! Так как это один из способов рекламы компании. Кстати, в Набережных Челнах остановка рядом с нашим центральным офисом уже носит название Автоградбанка. Раньше она называлась «43 комплекс». 

В свое время, когда принималось решение о переименовании остановки, администрация города дала нам задание благоустроить ее. И я считаю, что это нормальное решение. К тому же не все остановки будут переименованы, я уверена, звучные, красивые, исторические названия обязательно останутся. 

Игорь Манн, маркетолог, автор бестселлеров по маркетингу и PR (Москва): 

- Я считаю, что это хорошая идея, я даже за то, чтобы переименовывали улицы и, может быть, кварталы. Первое - действительно увеличивается бюджет города. Второе - когда ты даешь свое название остановке, ты стараешься технически строить компанию навечно. Поэтому я вижу сплошные плюсы, а минусов тут нет. Эта идея не ноу-хау - подобный опыт уже был, правда, переименовывались не остановки, а улицы города.

Шамиль Зарифов, генеральный директор ТЦ «Тандем»: 

- Идея довольно симпатичная, если у компаний будет желание и деньги приобрести название остановки - пожалуйста. Здесь двойная выгода: и деньги в бюджет пойдут, и реклама для компаний. А для того, чтобы остановки с историческими названиями не получали название мелких фирм и чтобы сроки подобных сделок не были минимальными, мэрия автограда разработает регламент. Все названия не переименуют - денег не хватит, да и остановок тысячи. Это не проблема. Лично нам подобное предложение не нужно, как сейчас «нашу» остановку ни называй, народ все равно уже окрестил ее «Тандемом». 

Мурат Ахмеров, директор ТЦ «Караван» (ООО «Тектум»): 

- Если речь идет о названиях остановок с историческими корнями, лично я, конечно, против. Если же дать выкупить названия других остановок - почему бы и нет. Это и грамотный брэндинг, и казну города можно пополнить. Желательно, конечно, чтобы название остановки было привязано к какому-либо ориентиру, например, к крупному торговому центру, иначе все остановки города могут стать Московскими и Колхозными рынками. 

Тимур Ахмеров, генеральный директор группы компаний «БАРС Груп»: 

- Идея очень интересная, и для многих коммерческих структур такое переименование остановок и других общественных объектов послужило бы хорошим средством для продвижения. Но думаю, что к нашей стратегии бизнеса её будет сложно применить. Суть интернет-технологий, на которых специализируется «БАРС Груп», в том, чтобы хоть на автобусной остановке, хоть в любой точке Земли человек мог бы получать нужную ему информацию и работать с ней. Поэтому наш брэнд непросто привязать к конкретному месту. А если говорить о способах пополнения бюджета, то мы со своей стороны тоже работаем над этим, предлагая системы для учёта и планирования. Задачи, о которых думает Василь Гаязович, знакомы нам не понаслышке, и это здорово, что идёт поиск творческих решений. 

Александра Лебедева, руководитель отдела продаж по региону Волга ООО «Линдстрем»: 

- История знает много способов пополнять бюджет! «Деньги не пахнут» – именно это крылатое выражение появилось, когда древнеримский император Веспасиан обложил налогами общественные туалеты. Вы скажете – это уж слишком, но ведь именно при бережливом Веспасиане началось строительство Колизея. И как знать, не будь тех самых, не слишком приятно пахнущих сестерциев, не стекались бы сейчас толпы туристов к прекрасному амфитеатру. 

Еще, например, можно продавать названия спортивных сооружений – как это давно делают в США, и где это превратилось в многомиллиардный бизнес (по данным 2009 года емкость рынка – 3,4 миллиарда долларов США). Тем более что в преддверии Универсиады проблем с объектами быть не должно, а богатых компаний хватает и в республике, и в России.

Ну и, наконец, самый экстравагантный, на мой взгляд, вариант – предложить городским чиновникам лично участвовать в пополнении городской казны – а именно, продавать свое время. Есть, например, у какого-то бизнесмена потребность решить свои вопросы с руководителем в мэрии – пришел, заплатил в кассу (ой, пардон, через инфомат) и гарантированно получил свой час неформального общения. Заодно можно проверить, кто из чиновников пользуется в народе наибольшей популярностью, и сколько может стоить обед с Ильсуром Метшиным! 

Сергей Юшко, генеральный директор технопарка «Идея»: 

- Если я правильно понял идею мэра Набережных Челнов, то могу сказать следующее: название остановок - брэнд города, часть его истории. Переименование остановок регулируется законодательными актами, хотя здесь, конечно, все решает муниципалитет. Сама идея мне симпатична, потому что налицо креативный подход к задаче. Я думаю, что услуга будет востребована, потому как развитие бизнеса напрямую зависит от развития брэндинга, возможно, эта услуга и сработает. 

Елена Ханикова, пресс-секретарь КМПО: 

- Одно дело, если остановке будет присвоено название какой-либо крупной компании, которая имеет имя и существует не первое десятилетие на рынке. Так, в Челнах, например, остановка «Район Бумажников» указывает на принадлежность к предприятию КБК. Есть еще ряд остановок с названиями «градообразующих» компаний, которые являются неотъемлемой частью города.  

Но если желание «приобрести» название остановки изъявит молодая компания с неизвестным брэндом, то возникнет спорная ситуация. Остановка - явление народное. Это городской ориентир, который формирует географию и жизнь города. И чем он долговечнее и неизменнее, тем жителям комфортнее и понятнее жить в своем родном городе, а его гостям - ориентироваться по карте. И если молодая компания (и пусть даже не очень молодая компания) не выдерживает конкуренции и исчезает с рынка, то возникает вопрос о переименовании остановки. Следовательно, названия остановок будут изменяться вслед за динамикой развития компаний на рынке? Я считаю это неприемлемым. Это повлечет за собой множество проблем. 

Марсель Шамсутдинов, управляющий группой компаний «РАЙДЭН», председатель исполкома партии «Правое дело» в Татарстане: 

- Я хоть и рыночник и выступаю за частную собственность в определенном секторе общественной и государственной жизни страны, но именно в определенной части. Есть вещи, которые, конечно, ни в коем случае ни продавать, ни отдавать в частную собственность не следует. Но вот насчет остановок - вопрос по ситуации. Потому что я знаю массу названий остановок, подобные были и в советские времена - «Баня», например. Или - «Магазин «Пятерочка», «Магазин «Магнит» - у нас в поселке Васильево есть такие остановки. А были даже остановки «Магазин номер один», «Магазин номер два»… Или мы знаем в Казани пример - у остановки огромный торговый центр «Тандем», она так и называется, название даже покупать не надо! Оно уже, по факту, рекламирует «Тандем». Так что продавать названия остановок - это возможно, почему нет? Но продавать названия площадей и улиц я бы не стал. 

По-моему, наши чиновники уже и не знают, какую инициативу проявить, чтобы понравиться. Порой это вызывает улыбку и подходит для рубрики «юмор». Было бы куда лучше, если бы чиновники эффективнее работали, если бы меньше денег уходило налево. Я вот недавно выступил на заседании Госсовета РТ, так ко мне уже обратились из министерства юстиции, попросили тезисы выступления. Считаю, властям надо очевидными проблемами заняться - начиная с ремонта дорог, который у нас почему-то в пять разе дороже, чем в Германии и Америке, и кончая управлением ЖКХ. 

Хайдар Халиуллин, президент Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ: 

- В принципе, для своей фирмы я бы, наверное, купил название остановки. Только чтобы она была рядом с фирмой, и, конечно, не за сумасшедшие деньги. Не за миллион! А вот тысяч за 50, пусть за 100 - пожалуй, купил бы. Предприниматели - они люди такие, которые хотели бы, наверное, чтобы их брэнд звучал везде: в названии и остановок, и улиц, и площадей. Но продавать названия улиц и площадей, думаю, все-таки недопустимо. Ведь есть история города, есть знаменитые люди, которые много сделали для Казани и достойны того, чтобы их именем называли здесь улицы… Так что названия остановок продавать можно, а вот улиц, площадей, скверов - нет. 

Светлана Валеева, коммерческий директор ООО «Русмедиа» (радио «Серебряный дождь», «Миллениум»): 

- Меня эта идея не особо вдохновляет. Она забавная, но вызывает противоречивые мнения. Даже если остановку продадут, что делать, когда с фирмой договор закончится? Вновь менять название на остановочных павильонах, переделывать вывески в автобусах? Это может привести к большим затратам, а не к прибыли. Купить же остановку на всю жизнь фирма вряд ли сможет.

Как это отразится на имидже города? Мне кажется, негодование общественности может начаться после того, как остановка, скажем, «Имени Габдуллы Тукая» вдруг станет «Имени ИП Иванова». Какие критерии будут отсекать, извините, дурацкие названия? Зарабатывать городу на фирмах, может быть, и надо, и это хорошо. Но это должно быть сделано красиво и логично. 

Ленар Файзутдинов, управляющий партнер АМК «Теория Дарвина», руководитель проекта «Эффективно.рф»: 

- Для своего бизнеса мы бы вряд ли приобрели бы «именную» остановку - у нас формат коммуникаций с клиентами несколько иной. Но вот своим партнерам в ритэйле или производстве массовых товаров, конечно, порекомендовали бы. Более того, думаю, что нельзя ограничиваться только лишь названием. На остановке необходимо создать целую брэнд-зону, эдакую минивыставку предприятия. Бизнес - это важная часть социума. Полностью брэндированная остановка станет отличным элементом коммуникаций между бизнесом и обществом. Предприниматели получат обратную связь от клиентов, а те в свою очередь начнут понимать цели и мотивы коммерческих структур. 

Второй, не менее важный вопрос, какие остановки и на каких условиях станут коммерческими? Название географической транспортной точки – это история, традиция и ответственность. Нельзя допускать юные фирмы, чья судьба и перспектива туманны. Из этих соображений я бы рекомендовал администрации Челнов в критерии аукциона внести зрелость бизнеса, значимость для города, рыночную уникальность. 

Валерий Абсалямов, директор ЦДН «Валери»: 

- Нет-нет, ни в коем случае нельзя продавать названия улиц, площадей, парков, других исторических мест… Ни за какие деньги! Улицу можно назвать именем человека, который всей своей жизнью, своим трудом показал, доказал, что он этого достоин. И то при его жизни, наверное, такие вещи не делаются…

А что касается продажи названия остановок - такое возможно. Это ведь не исторические объекты, к тому же остановки порой меняются, переносятся. И купленное название никакого официального статуса не дает - это просто название остановки, не более того. Кстати, иногда бывает, что люди и сами переименовывает остановку, начинают называть ее так, как им удобно. Официальное название одно, а в народе ее называют по-другому, чаще всего по объекту, который рядом расположен. В Казани есть остановка, которую называют то «Издательство», то «Молодежный центр». Жизнь сама диктует такие вещи. Так что - почему бы и не продавать названия остановок? Самое главное, чтобы люди не запутались, где что находится. 

Олег Крюченков, управляющий ОАО «Московский рынок»: 

- Мне такая инициатива не очень интересна, не вижу в ней необходимости. Тот, кому нужна хорошая реклама, сделает себе пиар другим способом.

Наркясь Монасыпова, директор Казанского регионального центра «Альфа Страхование»: 

- Я думаю, что продавать название остановок - это исторически неправильно, это унижение истории. Представьте, была остановка с громким красивым названием – «Площадь Свободы», а стала названием какой-нибудь фирмы, пусть и крупной. Это исторически неправильно. Бюджет можно пополнить и другими способами. Мы бы от такой услуги отказались. Названия остановок бесценны. 

Алексей Курамшин, директор ДК «Химиков»: 

- У меня на этот счет двоякое мнение. Остановка ДК «Химиков» уже давно носит такое название. Это наш брэнд. И мне приятно, что остановка имеет такое название. Но, с другой стороны, я бы не хотел, чтобы рядом с нами была остановка, допустим, «Татнефть» или еще каких-нибудь известных компаний, предприятий и фабрик. И мне немножко непонятен смысл. То есть если мы проезжаем по территории города, заполненной промышленными предприятиями и фабриками, где нет жилых массивов, то я абсолютно за то, чтобы там остановки носили название тех фирм, которые расположены поблизости. То есть это было бы удобно с точки зрения ориентации и гостей города, и местных жителей. Но в черте жилых массивов, в культурной части города, конечно же, я против. Остановки должны носить названия каких-то исторических событий, имена героев, национальных поэтов и композиторов, то есть названия, имеющие историческое или культурное значение. 

Это далеко не однозначное решение. С точки зрения сильных мира сего, если есть деньги и власть, может быть, порой можно и не считаются с мнением народа. Я же склонен считаться с мнением народа. А он, мне кажется, был бы против такой продажи названий остановок. 

С открытием большого транспортного узла и нанесением на него новых остановок возле ДК «Химиков», конечно, хотелось бы сохранить это название. Я считаю, что это народное название остановки, уже историческое название. 

Елена Войтко, коммерческий директор ГРК «Казанская Ривьера»: 

- Все-таки остановки общественного транспорта получают название в соответствии с определенными глобальными объектами или названиями улиц. Это удобно для людей. Если в связи с этим проектом появятся остановки с названиями, которые никак не привязаны к местности, это запутает горожан и гостей города. Я так понимаю, проект продажи названий остановок - попытка пополнить бюджет города, для его жителей. Но заработав копейку, можно потерять рубль, ведь новые названия могут вызвать путаницу. Если говорить об остановке «Улица Чистопольская», в народе она уже негласно называется «Ривьера», но только потому, что Аквапарк «Ривьера» действительно глобальный, уникальный объект - мы ни какие-нибудь самозванцы. Что касается стоимости услуги от мэрии Челнов, она, конечно, не может быть дешевой, и это еще один минус: обеспечить себе долгосрочный контракт на десять лет не возьмется ни одна фирма, а покупать название на два-три месяца тоже бессмысленно, народ замучается учить новые названия остановок. 

Мунир Гафиятуллин -  генеральный директор ОАО «СКАТ»: 

- Я бы от такого предложения отказался. В городе живут не только коммерсанты, но и другие жители, и подобные новации вызовут у них лишь негатив. Вы подумайте: всю жизнь остановка имела историческое название, и вдруг стала называться каким-нибудь ООО. У населения это вызовет только негодование, это я вам заявляю, как член общественной палаты Республики Татарстан. Конечно, коммерсанты смогут удовлетворить некоторые свои амбиции, но остальное население такой ход не поймет. Продавать нужно рекламные места, а не названия остановок. 

Марат Шакиров - директор ОАО "МТС" в Республике Татарстан:

"Обычно брендами коммерческих структур называются автобусные остановки, расположенные около крупных торговых центров или магазинов. У МТС в Казани более 40 собственных салонов, 16 - в Набережных Челнах. Их количество постоянно растет. Я боюсь, что если все остановки, расположенные рядом с нашими салонами назвать брендом «МТС», то жителям Набережных Челнов будет весьма затруднительно свободно ориентироваться в большинстве микрорайонов города. Для общества полезнее называть остановки именами заслуженных людей своей страны: писателей, ученых, героев войны". 

Тимур Гайнутдинов

Владимир Казанцев

Евгений Сергеев

Елена Чернобровкина