ЗНАМЕНИТЫЙ КОУЧ АЛЕКСАНДР НИКИТИН РАССКАЗАЛ «БИЗНЕС ONLINE» О ПЕРИПЕТИЯХ ЗНАМЕНИТОЙ БИТВЫ КАРПОВ - КАСПАРОВ И ДАЛ ОЦЕНКУ НЫНЕШНЕЙ ПЛЕЯДЕ ЧЕМПИОНОВ МИРА
К началу финального поединка матчей претендентов на мировую шахматную корону между Александром Грищуком и Борисом Гельфандом в Казань приехал Александр Никитин, воспитавший чемпиона мира №13 Гарри Каспарова, других известных гроссов и является одним из первых, кто удостоился высшего международного звания ФИДЕ-сеньор-тренер.
ОСОБЕННЫЙ НАКАЛ И ГРУЗ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
- Александр Сергеевич, наверное, одним из самых запоминающихся фактов вашей шахматной биографии был печальной памяти матч за звание чемпиона мира между Анатолием Карповым и вашим воспитанником Гарри Каспаровым, начавшийся в московском Колонном зале дома союзов в 1984 году и прерванный через нескольких месяцев соперничества. Писалось тогда о матче очень скупо. Может, напомните канву тогдашнего не всегда спортивного противостояния и какие-то скрытные подробности?
- Сейчас уже трудно говорить о тех причинах, по которым в прессе главное шахматное событие тех лет особо не освещалось... Самое главное, что Каспаров, преодолев сито отбора, к главному старту оказался не готовым психологически. В отличие от других соревнований такой матч отличается особенным накалом и грузом ответственности. Тем более для дебютанта.
В своё время Петросян рассказывал мне, как он начинал такой матч с Ботвинником, кстати, выигранный. В первой партии пребывал, как в тумане, и проиграл практически без борьбы. Но затем удачно восстановился.
Гарик тоже начал как-то бесшабашно. Дело в том, что тогдашнее руководство Азербайджана, активно его всегда поддерживавшее, слишком перехвалило своего посланца, называя его великим и т. д. и т. п. Он действительно был сильным, тем не менее после девяти партий (матч игрался до шести побед, - ред.) счет был 4:0 в пользу Карпова. Причём выигрывал не столько чемпион мира, сколько проигрывал претендент. Действовал он с большими ошибками, одну партию проиграл, имея явно выигранную позицию. Раньше он такие выигрывал почти вслепую, а здесь... заклинило. И после девяти партий перед нами встала задача - как привести своего подопечного в надлежащее состояние. Боксер после второго нокдауна, как правило, оказывается в нокауте, если секундант не выкинет на ринг спасительное полотенце. А тут уже целых четыре нокдауна, и надо как-то тоже спасаться. И тогда было принято стратегическое решение - постараться делать быстрые ничьи и как можно больше, выигрывая этим время, крайне необходимое для возвращения потрясенного претендента в бойцовское состояние. Тем более, что дни отдыха не предусматривались. Конечно, такое решение в отношении зрителей, - а они, не в пример казанскому матчу претендентов, целиком заполняли зал, - было некорректным. Но разыгрывалось звание чемпиона мира, и нам нужен был результат, а не качество сыгранного или накал борьбы. Он, правда, будет, но значительно позже.
КАРПОВА СПАСАЛИ БАРОКАМЕРОЙ
- Значит, решили взять чемпиона мира на измор "гроссмейстерскими" ничьими?
- Именно так, в 10, 15 ходов. Подобным образом Каспарову удалось додержаться до 27-й партии. А вот в ней, действуя как на автопилоте, он промахнулся, и положение стало катастрофическим - 0:5. Я же по сих пор считаю, что Карпов упустил общую победу именно после 4:0. Ему нужно было рисковать, ввязываться в борьбу, может, даже проиграть одну - две партии, но у него был бы тонус. Но Анатолий Евгеньевич, похоже, решил покончить с дерзким соперником раз и навсегда, добившись победы "всухую". И после 27-й она ему явно засветила. Тем более, в 31-й партии он стоял от ожидаемой победы в одном шаге. Но убийственного для Каспарова последнего хода он почему-то не нашел. А ведь Карпов этим ходом выигрывал не только матч, но и мог перевернуть ход шахматной истории. Скорее всего, на нём сказалась усталость - мы-то знали, что боевую форму он держит до 25-й партии, а сыграна уже запредельная - 31-я. И вот следующую он проигрывает. Казалось, не страшно. Ну, вместо 5:0, стало 5:1. Но это был крах его стратегии - сухого счета не будет. Дальше он заметно играет не то, что хуже, а как-то пассивно. Становится ясно, что у него пропала энергия. Поэтому следующие партии проходили при преимуществе Каспарова. Будь у него твердая рука, он бы быстро выиграл еще несколько партий.
- А она была еще не твердой?
- Конечно, если соперники добрались до 47-й партии. Вот о ней-то мало кто знает. Карпов играл белыми и Каспаров довольно быстро уравнял позицию и предложил ничью. Когда я потом спросил - почему, он ответил, что эта партия - последняя, и матч из Колонного зала переносят в другое место.
- Что случилось?
- Нельзя же так надолго оккупировать главный зал страны, тем более что умер очередной генсек Черненко. Поэтому, в связи с переездом в гостиницу "Спорт", надо сыграть быстро. Но Карпов почему-то отказался заключать мировую, заигрался, и из равной его позиция превратилась в безнадежную. И счёт изменился на 5:2. Переезд занял дней десять. Объясняли, что надо передислоцировать всю инфраструктуру матча, отремонтировать электропроводку... Но мы-то знали, что Карпов всё это время лежал в барокамере центра подготовки космонавтов.
- А почему там?
- А потому, что президентом всесоюзной шахматной федерации был прославленный летчик-космонавт СССР Виталий Севастьянов, под опекой которого Карпов находился во время матчей с Корчным в Багио, а затем в Мерано. Когда началась первая партия на месте новоселья, Карпов выдержал лишь полтора часа. Прямо на глазах он начал бледнеть. Разрыв сократился - 5:3. Да, кстати, еще накануне нам не раз предлагали отложить матч месяца на три. Привлекали к роли переговорщика и президента международной федерации шахмат Кампоманеса. При счёте 5:2 отложить матч ещё было можно. А тут 5:3, да, не дай Бог, будет и 5:4... Вот с 5:3 всё и закрутилось. Вот где начался накал. И знаете, как всё хитро было подстроено?
- ...
- Покупаю утром газету "Советский спорт", и на последней полосе, где обычно публикуются некрологи, мелким шрифтом напечатано, что в обед в гостинице "Спорт" пройдёт пресс-конференция для советских и иностранных журналистов по поводу шахматного матча Карпов - Каспаров. Стало ясно - запахло жареным, и мы решаем, что нам тоже там необходимо быть. Надо было видеть изумление на лице тогдашнего начальника управления шахмат всесоюзного спорткомитета Крогиуса, когда он увидел всю нашу команду, - потому что с Кампо была достигнута договорённость, что он прекращает матч из-за угрозы для здоровья обоих соперников. Но наш приход поломал заготовленный сценарий. Наконец Кампоманес приехал, вышел к трибуне, начал пространно говорить, что матч продолжается долго, что все устали, и соперники тоже, поэтому своим решением, тут он на минутку-две замолчал и продолжил, что он прерывает матч и новый начнется при счёте 0:0. И тут Карпов говорит: "Господин президент, мы же с вами не так договаривались". Тогда слово взял Каспаров и сказал, что это несправедливо, что он здоров и готов хоть завтра продолжить матч при счёте 5:3. Но президент ФИДЕ твёрдо повторил уже сказанное. Новый матч стартовал в Москве в 1985 году, и 10 ноября Каспаров был объявлен 13-м чемпионом мира. Затем Каспаров выиграл у Карпова матч-реванш, а затем еще дважды побеждал соперника в Севилье, в Нью-Йорке и Лионе. Так закончилось противостояние двух великих К.
РАССТАЛИСЬ ПО-АНГЛИЙСКИ, ВОССОЕДИЛИСЬ ПО-РУССКИ
- Как складывалась ваша шахматная жизнь после разрыва с семьёй Каспарова?
- Такова судьба всех постоянных тренеров. Наша совместная работа продолжалась 15 лет - с 1974-го по 1989-й год. Начинал я, как вы понимаете, в роли ведущего. Воспитанник рос, совершенствовался, о нём все писали. Я тоже, наверное, рос, но незаметно. Подопечный стал чемпионом мира, встречи на высшем уровне, признание. Пока он играл те два матча, правила взаимоотношений я не менял. Потом стал сопротивляться тому, что делал он. А потом в Испании я ему всё высказал. Он в ответ предложил мне изменить взгляды, от чего я, естественно, отказался, и мы разошлись. По-английски. На его пятом матче с Карповым в США и Франции я уже не был.
- Когда вы последний раз общались со своим воспитанником, который однажды сказав, что его жизнь - это не только шахматы, ударился в большую политику?
- Буквально на днях.
- Вы изменили свои взгляды?
- Я ничего не менял, но знал, что он начал писать книгу "Мои великие предшественники". И когда я увидел первый том с известными ошибками, сказал его матери, что готов вернуться и помогать в написании книги. Вот так на шахматной основе мы воссоединились, и сотрудничество продолжается уже десять лет. Я здесь в роли бэк-вокалиста. Он - солист, он пишет, а всю черновую работу делаем я и еще один коллега. Я высказываю своё мнение, спорю с автором. Это помогает мне находиться в тонусе, а ему избежать ошибок и не получать волну критики.
УДЕЛ ПОСЛЕДНИХ ЧЕМПИОНОВ МИРА - ШАХМАТНАЯ ДОСКА
- Начиная с середины пятидесятых годов, когда на шахматном троне впервые воцарился представитель Советского Союза, начались своеобразные эпохи Ботвинника, Фишера, Карпова, Каспарова с единичными воцарениями Смыслова, Петросяна, Таля, Спасского, Крамника. А потом пошло время смуты, когда появились чемпионы по версии ФИДЕ и ПША. Какую роль сыграло в развитии древней игры это разделение?
- ФИДЕ проводило не всегда стройную и дальновидную политику, что вызывало раздражение у некоторых ведущих гроссмейстеров мира. И Каспаров в этом разделении сыграл основную роль, проведя матч с Шортом без согласия ФИДЕ. После появления не особо ярких чемпионов мира по версии ФИДЕ, Гарри Кимович в стиле гоголевского Тараса Бульбы профессиональную шахматную ассоциацию и убил. Проиграв коммерческий матч Крамнику в 2000 году, он вдруг провозгласил победителя чемпионом мира №14, видимо, считая себя собственником этого звания и невольно присвоив себе полномочия президента ФИДЕ. Это была ошибка Каспарова, которая не способствовала стабильности и популяризации шахмат, называемых спортом умных и солидных людей. Начались скандалы, какие-то высказывания, а с такими людьми спонсоры не хотели иметь дело. Зачем вкладывать деньги в тех, кто только грызётся. Что касается череды чемпионов, которых вы назвали воцарившимися, то недавно в Google попал на сайт с высказываниями Анатолия Карпова. Одно из них - ответ на ваш вопрос. Все тринадцать чемпионов мира были Личностями. Они не только здорово играли в шахматы, но и имели значительный вес в жизни общества. Их знали во всём мире, и руководители государств могли с ними встречаться. А нынешние, как сказал Анатолий Евгеньевич, как-то поизмельчали. Я даже не беру тех незаметных, как Халифман или Касымжанов. Давайте возьмём Крамника. Что он сделал для шахмат? Выиграл матч у Каспарова. А что еще?
- Несколько крупных международных турниров выиграл...
- Да, как сильный гроссмейстер он себя проявил. Но вот что интересно, после проигрыша Крамнику Каспаров в течение пяти лет выигрывал все международные турниры, в которых участвовал, а Крамник - только те, где Каспаров не участвовал. Крамник никогда не защищал шахматистов, не выступал по крупным проблемам, а сидел у себя в Париже. Я считаю его выходцем из России, постоянно живущим во Франции. Он выиграл матч у компьютера, и сейчас, приезжая на турнир, сразу получает от организаторов конверт с хорошим содержимом только потому, что он приехал. И как Личность он себя никак не проявил. А Ананд? Его же знают только в Индии. Сколько уже проводили опросов на эту тему, и всегда в обойме только три фамилии - Карпов, Каспаров, Фишер. Иногда упоминают Петросяна и Таля. Всё!
- В отличие от прошлых лет сейчас борьбу за звание чемпиона мира не считают делом жизни. И Карлсен, отказавшийся играть в турнире претендентов, - яркий тому пример. Еще один ваш ученик Дмитрий Яковенко прямо заявил, что выйти победителем в такой "рубке" крайне тяжело, а это негативно отразится на его имидже и может повлиять на величину спонсорских контрактов. Вы разделяете эту точку зрения?
- Митя, может, и правильно сказал, хотя я не берусь об этом судить, не зная истинных мотивов отказа Карлсена. У него трудная пора. Его работа с Каспаровым продолжалась недолго, ибо норвежец решил, что он уже всего достиг. Но оказалось, что он не взял у Каспарова главного - понимания как играть с сильными мира сего. И его результаты стали то хорошими, то плохими. Путь Каспарова, может, иногда и замедлялся, но всегда шёл вверх. И потом появление таких, как Карлсен, произошло с введением компьютера. Если раньше дети собирали всё по крохам, и Ботвинник считал, что расцвет шахматиста наступает в 30 - 35 лет, то сейчас появились уже 12-летние гроссмейстеры. О каких Личностях мы говорим, ибо многие из молодых не имеют даже образования. И такая акселерация вредит, на мой взгляд, имиджу шахмат.
- И последний вопрос - о казанском финале претендентов. На кого - Грищука или Гельфанда - ставите вы?
- Перед началом цикла я считал, что какая-то неожиданность будет. Ведь на признанных фаворитов давила ответственность. На Грищука же, включённого в последний момент, не давило ничего. А такие обычно побеждают. Кстати, отмечу, что в финале играют воспитанники моей школы. Я не собирался ехать в Казань, но когда узнал, кто в финале, то приехал. Боря Гельфанд в конце 70-х учился в школе Петросяна, где я вёл занятия с экс-чемпионом мира, а Саша Грищук занимался в школе уже имени Петросяна в начале девяностых. Поэтому "болеть" я ни за кого не могу и успеха желаю обоим. Хотя по приметам должен выиграть Грищук.
Евгений Макаров
Фото из архива автора
1984 год. Москва. Колонный зал Дома союзов.
1985 год. Москва. Конференц-зал гостиницы "Спорт"
10 ноября 1985 года. Президент ФИДЕ Флоренсио Кампоманис
увенчивает лавровым венком чемпиона мира Гарри Каспарова
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.