Егор Куимов: «Важно же — помогать детям, молодому поколению. Я же сам таким был. В их возрасте нужно понять, что главное – не зацикливаться на чем-то, а развиваться равномерно, повсеместно»Фото: скриншот ролика видеоблога Егора Куимова в Youtube «Жизнь пловца»

«ГЛАВНОЕ – ОБОГНАТЬ»

— Егор, Кубок мира – первые большие соревнования в родном городе для вас. Особый старт?

— Особый, но я настраивался как на обычные соревнования, как и на другие. Не нужно перегружать себя. Задача – выиграть. Я также выходил на чемпионат Европы, отстранился от всего, да, пусть тут взрослые ребята, да, звезды, все по-взрослому. Но хоть чемпионат России, хоть юниорские первенства, хоть чемпионат Европы – все одно.

— Неужели волнения не было? Все-таки столько друзей, знакомых на трибунах.

— Волнение есть всегда. А то, что друзья, семья сморят... Они примут меня таким, какой я есть, с любыми результатами.

— А какая медаль более ценная — чемпионата Европы или Кубка мира?

— Обе медали приятны — как Глазго, так и эта. Хотя этап Кубка мира, тем более личная медаль, думаю, больше ценится. Дистанция далась тяжело, всё-таки только начало сезона, после болезни плавал. Дистанция была непростой, особенно последние 5 метров тяжело дались. Уровень на Кубке мира примерно как на Европе был, может, немного посложнее. Конкуренция очень высокая.

— На Кубке мира вы боролись уже с самим Чадом ле Кло и не проиграли ему – у вас одинаковое время. Важно было обойти именно Чада?

— Конечно, приятно, что с олимпийским чемпионом разделил время. Это особенный момент для меня, моей карьеры. Это маленькое, но уже достижение. Теперь нужно попытаться опередить, будет мотивация. Помогли домашние стены, слышал поддержку, и у телеэкранов поддерживали. Будем дальше готовиться к России на короткой воде, главная задача – отобраться на мир.

— Понравилось в Глазго, где прошел чемпионат Европы по летним видам?

— Неплохой город, но темный, серый. Похож на Питер, но в нем хоть иногда бывает светло, в Глазго всегда серое небо. Дожди, постоянно дожди.

— Были проблемы с организацией? Российская пресса писала о множестве проблем.

— Лично я не заметил, не сказал бы, что это провал. Да, было тяжело добираться, транспортную логистику они не продумали. 30 минут до бассейна минимум, вечером и больше. Больших проблем не было.

— Казань лучше?

— Возможно, в некоторых аспектах. Я не так много соревнований в Казани прошел. Открытие в Глазго было крутым, зажигательным, со светошоу, спецэффектами. Что на Кубке мира, что на чемпионатах России крутых открытий не видел, а на чемпионате мира я не был.

— А как оцените свои личные выступления?

— Не реализовался в плане основной своей дистанции – 200 метров баттерфляй. Это был предпоследний день, я мотался туда-сюда, тренировался, ходил болеть за ребят и только в последние дни начал соревноваться.

— Насколько было неожиданно, что вас поставят на вечерний старт?

— Ожидал, знал. Еще за день до финала нам сказали, что я плыву вечером. Сам хотел утром, потому что засиделся, не раскрутился, не в форме. Но сказали: вечером, в финале. Что, я спорить буду, отказываться? Сказал: хорошо. У меня такая же ситуация была и на первенстве Европы, и на первенстве мира (по юниорам), так что я не был удивлен.

— Что чувствовали, соревнуясь с мировыми звездами?

— Ничего не чувствовал, что я мог? Без разницы, кто впереди тебя, главное – догнать и обогнать. Помню, как вылез из бассейна после сотки баттерфляем, ко мне Сергей Фесиков (российский пловец — прим. ред.) подошел, сказал все, забыл личные дисциплины, настрой на эстафету. Я забыл, пошел готовиться. Оставался примерно час, я настраивался. Приятно, что меня поставили на финал – плыть в команде с Антоном Чупковым, Климентом Колесниковым, Владимиром Морозовым круто! Великобритания – призер Олимпиады: Джеймс Гай, Адам Пити, это большие имена в плавании, не спорю. Но и у нас хорошая команда была. Задачу ставили победить. И, думаю, если бы Чупков хотя бы рядом с Пити финишировал, я раньше бы вышел на дистанцию и догнал бы Гая. В касание бы сыграл хорошо, может, и продержался бы. Но есть то, что есть, второе место – тоже хорошо. Помаленьку копится опыт, соревнования, медали, известность.

«В БАССЕЙНЕ МЫ ВРАГИ»

— Ваш кумир Майкл Фелпс, верно?

— В детстве был, да. Как и у всех пловцов моего поколения, думаю. Он же невероятен. Со временем я стал мотивировать уже себя сам. Сейчас я понимаю, что все люди одинаковые и при должных тренировках любой может обыграть любого. Тот же Скулинг, примерно мой ровесник, обыграл Фелпса в Рио-де-Жанейро. Сейчас приходят спортсмены молодые, яркие на смену звездам прошлого, как и в любом другом спорте. Самое важное – мотивация и вера в себя, помноженная на работу. Если человек верит в себя, то у него все получается.

— В вашей возрастной категории сразу несколько мировых талантов, на которых делают ставку эксперты плавания. Милак, Скулинг – знакомы ли вы с ними, общаетесь ли?

— Слежу за конкурентами, с Милаком списываюсь. Английский еще пока не очень сильный, но начал изучать, общаться, понимать. Мне это интересно. Иногда через переводчик правда, но в этом ничего такого. Смеемся с ним, прикалываемся, общаемся. Можно сказать, что мы приятели. На чемпионате Европы встретились, сели, поговорили. Еще с нами парень был, который лучше язык знает, помогал общаться. Сначала мы на первенстве Европы познакомились, кивали друг другу, здоровались. Потом первенство мира, чемпионат Европы, нашлись общие темы, интересы. И с тренером его общаюсь, и обняться можем. Потихоньку дружить так начали.

— Милак, кстати, в Глазго тоже достойно выступил.

— Достойно, но не на своем максимуме. В лучшей форме он был дома, в Будапеште, год назад. И Ласло Чеха уделал, и нашего Александра Харланова — чисто одними выходами. Идеальная техника, выходит чисто на 15 метров вперед, как наш Евгений Рылов. Полезно иногда подсмотреть у других спортсменов технику. Не сказать, что пристально слежу, но то, что попадается на глаза, сразу отмечаю: финиш, старт, выходы, прохождение дистанции. Удивляет, например, как Дрессел выходит со старта почти на 20 метров, с самого начала соперникам привозит полкорпуса-корпус — попробуй догони потом. А ведь в этом нет ничего сверхъестественного, все нарабатывается тренировками.

— Относятся нормально? Нет такого, что говорят в духе «с русскими не вожусь»? В компании принимают?

— Нет, все хорошо. Да я и сам неконфликтный, спокойно со всеми могу общаться, разговаривать, проблем нет. Выяснять что-то не хочу. Меня папа так учил, только на дорожке вы соперники, а до дорожки, вне бассейна – коллеги, друзья, товарищи. Но только как на дорожку становишься – все, дружбу забыли. Даже если на дорожке из своей сборной плывет парень, нужно помнить, что спорт индивидуальный, каждый сам за себя на дистанции. А вот после соревнований можно пообщаться, пошутить, в кино вместе сходить. Почему нет? Но на соревнованиях это нужно отбросить все. И победы/поражения никак на отношениях не скажутся. Если человек адекватный, то он понимает, что это всего лишь спорт. Сегодня я тебя, завтра ты меня. Все окей. Он для себя выводы сделает, ты для себя. Сейчас я, например, еду на открытую тренировку в ДВВС. Возможно, будущих соперников себе готовлю, но это важно же — помогать детям, молодому поколению. Я же сам таким был. В их возрасте нужно понять, что главное – не зацикливаться на чем-то, а развиваться равномерно, повсеместно.

— Часто общаетесь со спортсменами сборной России? Какая атмосфера в команде?

— Мы как братья. С Колесниковым дружу, он большой молодец, просто невероятный парень. Я с ним общаюсь уже несколько лет, в Грузию на юношеский фестиваль ездили. Он, конечно, молодец. 

— А с ребятами из Татарстана? Про вас говорят, что вы «свой в доску», «парень с района».

— Шутят так. С нашими уж постоянно пересекаемся. С Эрнестом Максумовым списываемся, Александром Красных, с Королевым. Последний вообще отдельная тема, смешной такой, открытый, интересный человек. Я иногда их зову к себе пообщаться, на шашлык, на Волгу, родители только за общение, за хороших друзей, хорошую компанию — почему нет? С моими родителями друзьям тоже интересно поговорить, общаемся достаточно близко. Я не прям открытый, но дружелюбный, люблю пообщаться. Иногда сам собираю компанию, иногда гости хотят приехать. Если мне за пару дней вперед написать – встречу с распростертыми объятьями. Одно условие – еду привозите, хотя бы понемногу, с каждого по чуть-чуть. А иначе мне, что ли, кормить каждый раз большую толпу гостей? А я организую развлечения. На выходных, праздниках часто собираемся.

«ПЛАВАНИЕ В КАЗАНИ РАЗВИТО НА ТРОЙКУ ИЗ ДЕСЯТИ»

— Как оцените российский баттерфляй? Почему он не так успешен, как кроль, спина, брасс?

— Сейчас у нас баттерфляй если и продвигается, то неактивно. В юниорской сборной тебя ведут, помогают, секунды улучшаются. В старшем возрасте роста практически нет, тело сформировалось, секунды тяжело скидывать. Здесь как раз роль тренировок важна. Я не скажу, что в России слабый баттерфляй, что его вообще нет. Но если брать по 10-балльной шкале, то оценю на 4,5–5 баллов, не больше. А все почему? У кролистов есть конкуренция, у брасистов – тоже, у спинистов – есть. Там молодые, задорные ребята. Есть текучка, новые имена постоянно. А с баттерфляем многие даже связываться не хотят, это тяжелая, непростая дисциплина, энергоемкая, поэтому одни и те же имена многие годы. Нужна молодежь, развитие.

— С Америкой реально конкурировать?

— При должном отношении – да, спокойно. Посмотрите на Великобританию – она подняла свой баттерфляй, уже наступает на пятки США. Я помню, как плыл с Джеймсом Гаем – первые 25 метров я держался с ним, потом он ушел. Но я чувствовал, что, если чуть поднажать, можно с ним бороться и обыгрывать его. И с американцами тоже можно.

— А в Казани, Татарстане плавание на должном уровне развивается?

— Спорт у нас развивают, бесспорно, он на первом месте. Но плавание, если сравнивать с футболом, хоккеем, легкой атлетикой, примерно на тройку из десяти. Да, есть бассейны, есть пловцы, результаты неплохие, но комплексного развития нет, даже в плане тех же болельщиков. Интереса к плаванию нет. В итоге многие после школы не идут в спортивный институт и забрасывают плавание. У кого-то результаты ухудшились, кто-то делает ставку на учебу. В России нужно работать над имиджем плавания. Как круто было бы, если появится плавательный фан-клуб, например. Пусть хоть 30 человек, но они бы ездили вместе с нами на соревнования в другие страны, на первенства мира, Европы. Болельщики у нас есть, но кто это? Как правило, родители и тренеры, спортсмены запаса. А хочется настоящий фан-клуб, пусть маленький, но такой же активный, как у футбола, хоккея. Фан-сектор, автобус. Я об этом много думал на чемпионате Европы. Кричалки бы нас подбадривали.

— Неужели слышно в воде, как кричат болельщики?

— Слышно, еще как! На чемпионате Европы болельщиков сборной Британии было отлично слышно, причем они болели секторами, перекрикивая друг друга. Это зрелищно и круто. В плавании, как в любом спорте, есть зрелищные моменты. Короткие дистанции, баттерфляй, кроль, 100, 50, 200 метров – это очень зрелищно. И, к сожалению, это максимум для болельщика. Сам видел, как на 800, 1500 метрах зрители просто идут в буфет, выходят из помещения, большинство уходят. Здесь мне немого непонятно и обидно. В футболе же вы смотрите матчи по 1,5 часа, плюс дополнительное время, смотрите до конца, никто не уходит. Поэтому, хотя бы помаленьку плавание нужно развивать, продвигать, спонсоров искать, заключать контракты со спортсменами, работать с медиа, журналистами.

— Вы уже много где побывали — что запомнилось, где больше всего понравилось?

— В США, когда я ездил в Индианаполис, на чемпионат мира среди юниоров. Все масштабное. Очень хочу еще раз попасть туда, только один раз был. Красивая страна. В Израиле тоже круто, но там вся жизнь идет ночью, все ночью. С утра до вечера там даже на улицу то не выйдешь, 35–40 градусов жара. А вот ночью Израиль просыпается. Мы как прилетели сразу из аэропорта в жару, поняли, что днем не погулять, а вечером после тренировок уже и спать хочется.

— А не думали поехать в США тренироваться? Сейчас даже российские топ-спортсмены часто ездят на тренировки за океан.

— Нет, и не сказал бы, что это массовое явление. При этом соглашусь, что наша тренировочная система несовершенна. У каждого свой стиль, подход к тренировочному процессу. Нужно разнообразие: если пробовать различные упражнения на одну и ту же пусть мышцу, то она уже не так сильно и болит, чем при монотонных тренировках. Если тренер умный и тренер развивается в плане тренировок, то можно и в России тренироваться. Понравилась система работы сборной Великобритании. У них тренер на воде никакого не имеет отношения к работе в зале. В России же тренировки на воде и зал, ОФП один человек ведет. Это неправильно, и непонятно, почему так. Можно поменять это, найти фитнес-инструктора, это недорого. Может, и разные упражнения наши тренеры дают, но взгляд человека со стороны в любом случае даст что-то новое. С ним можно поговорить, тренировки сделать более индивидуальными, не только на мышцы работать, но и на корпус. С тренером по воде тоже нужно говорить, только наши тренеры слабо идут на контакт. Нужно говорить со своим тренером, просить найти те тренировки, которые будут не вредить, а помогать. Всегда однотипные тренировки не будут эффективны, организм к ним привыкнет, и того результата, что был раньше, уже не будет. Нужен комплекс разных упражнений — что на воде, что в зале периодически тренировки нужно менять. Не могу сказать за всех тренеров, но большинство российских наставников в этом плане не развиваются. Я за развитие плавания, новые упражнения, технологии. В этом мы пока проигрываем Западу, и в этом наш резерв для роста. Нужно что-то менять, иначе наши спортсмены просто остановятся в развитии. И самая главная роль в этом – у тренера. Важно все, даже банальная разминка перед стартом. Твое тело развивается, пока ты его развиваешь. Спортсмен сам тоже должен интересоваться, читать, смотреть профессиональные видео на YouTue, обсуждать с тренером.

«НЕТ ТАКОГО, ЧТО ПРИШЕЛ НА ЭКЗАМЕН — И ПЯТЬ СТАВИЛИ»

— Кто вас отдал в плавание? Как начинали?

— Мама. Как и всех, наверное, меня водили по врачам, они посоветовали отдать в плавание. Я и сам водой интересовался, все-таки живем на Волге, с пеленок поплескаться в воде любил, с бабушкой купался, она говорила, что меня вообще из воды не вытащить. Правда, особо не плавал — научился только в пять лет. Пошел на Волгу с соседями, а они меня бац — и забросили в воду. Мне глубоко, их нет, оставили меня и смотрят, ждут, что сам выплыву. Я поплыл, потом обратно — так и научился. Рассказал маме, она меня на следующий же день отдала в секцию плавания, на Дубравной, рядом с Парина. Потом на Гарифьянова тренировался, а потом уже на Кул Гали, в «Акчарлак». И сейчас я там тренируюсь.

— Почему именно баттерфляй?

— Мне тренер не говорил, что нужно именно батом плавать, так редко бывает. Плавал всеми стилями, но бат сразу мне понравился, лучше стал получаться. Как плывешь двумя руками – сразу быстрее плывешь. Втянуло. 

— Но ведь если у тренера есть видение, он ведь может сразу заметить будущего кролиста, спиниста?

— Может, бывает такое. Но учат все равно всем стилям. А вдруг комплекс пойдет? Или со временем другая специализация будет? А уже точно определяются спортсмены ближе к взрослой карьере.

— Какие качества нужны для хорошего баттерфляиста? Считается, что самые крепкие пловцы именно в бате.

— Да, красиво смотреть, как бабочка плывет. А для успеха нужны выносливость, трудолюбие, характер, терпение, сила воли.

— Где вы учитесь?

— Юридический колледж ТИСБИ окончил, сейчас получаю в ТИСБИ высшее образование, на втором курсе. Учусь заочно. В колледже очно учился, сейчас уже понял, что не буду успевать все посещать. 

— Почему такой выбор?

— Мой двоюродный брат окончил юрфак, работает адвокатом по гражданским делам, дядя тоже юрист. Можно сказать, это семейное. Да и самому интересно законы знать, изучать, это полезно для жизни. Жаль, с тренировками не всегда успеваешь все выучить. Иногда вообще сил нет после тренировки, ничего не хочется учить, делать — так устанешь. А экзамены не отменишь. Когда много пропустишь, то не ни конспектов, ни подготовки. Приходится самому наверстывать. Учителя относятся с пониманием, видят, что я уставший, после тренировки, но поблажек не делают. Нет такого, что приходишь, они видят фамилию Куимов и сразу оценку ставят — просто могут отсрочку дать, дополнительное задание. Пока справляюсь.

— Какие у вас хобби, увлечения?

— Рыбалку люблю, поехать на природу, посидеть, покайфовать и удачу испытать в ловле рыбы. Если маленькая – отпускаю, а вот если большая, рыба так рыба – это круто. Помню ездили тем летом на озера, карасей поймали с икрой, засолили сразу.

— Самая большая рыба, которую поймали?

— Лещ. 2 кило минимум он был. Пожарили на костре, вся семья ела.

— Кроме рыбалки что делаете?

— Я ютубер, видеоблогингом занимаюсь с недавнего времени. Блог называется «Жизнь пловца», веду с прошлого года. Когда время есть, желание, люблю поездки поснимать. Недавно выпуск про Болгарию сделал. Спокойный, сейчас материал отбираю, чтобы про чемпионат Европы сделать. Ищу хороших монтажеров. Сам тоже умею, но времени не всегда хватает. На IMovie делал, на Mac, пытался через Adobe Premiere Pro, смотрел видеоуроки, в принципе, все понятно, но есть сложности, надо разбираться. Когда минут по 10 ролики — это одно, а когда материала много — долго его обрабатывать.


— О чем ваш YouTube-канал, для чего его создавали? Популяризация плавания?

— Отчасти да. Сейчас все сидят в соцсетях, на них нужно сделать упор. Но видеоблогингу я уделяю мало времени, внимания. Порой не знаю, о чем снимать, кажется – все есть. Про технику, тренировки снимали, про соревнования тоже, а нужно снимать то, чего на YouTube еще нет. Поэтому я и назвал свой блог «Жизнь пловца». Особенности, внутренности жизни пловца вне соревнований, во время – этого еще никто не показывал. Обычная жизнь, как влог. Примерно как «Дневник Хача» или «Никушкин Day» (блог гимнаста Никиты Нагорного, серебряного призера Олимпиады в Рио-де-Жанейро — прим. ред.). Нагорным вообще восхищаюсь, такой интересный контент, столько подписчиков, все успевает, и в спорте просто красавец, лидер сборной. Я так не могу, в плавании совсем другой режим, тренировки, по пять часов в день: два — вода, час — зал, перерыв и еще два — вода. 

— Жизненные принципы Егора Куимова.

— Честность. Искренность. Простота. Я за любой кипиш, главное, чтобы пользу приносил. За развитие своего тела, профессии, навыков. Не надо стоять на месте, нужно всегда идти вперед, до конца

— Вам 19. Пик карьеры – Токио-2020?

— Я не из тех, кто любит загадывать. Я не знаю, что у меня будет завтра. Знаю только, что завтра тренировка и послезавтра тоже. Надо жить сегодняшним днем и наслаждаться им.

— Думаете, что делать после завершения карьеры?

— Нет, пока этим не парюсь. Идет так, пусть и идет. Еще не время, не люблю смотреть в будущее.