В последние годы во всем мире стабильно растет интерес к первичным размещениям компаний, так же как и ежегодно увеличивается число выходящих на биржу проектов. О феномене IPO и о том, почему он может быть интересен инвесторам, — в авторском материале директора филиала ИК «Фридом Финанс» в городе Казани Марата Сабирова.
Марат Сабиров – директор филиала ИК «Фридом Финанс» в Казани
«ЗА 10 ЛЕТ КОМПАНИИ ПРИВЛЕКЛИ НА IPO БОЛЕЕ 2 ТРИЛЛИОНОВ ДОЛЛАРОВ»
Сочетание букв IPO уже прочно вошло в лексикон тех, кто на постоянной основе мониторит события на мировых фондовых биржах. Однако для начинающих инвесторов растущая популярность IPO далеко не очевидна. Что же стоит за этой аббревиатурой?
IPO – Initial Public Offering, первичное публичное размещение – процесс публичного размещения акций акционерного общества для неограниченного круга инвестора. Переход компании от частного формата к публичному имеет ряд преимуществ. Например, открывается дополнительный источник финансирования – рынок, а также выход на IPO позитивно влияет на прозрачность бизнес-процессов, способствует узнаваемости бренда, помогает зафиксировать справедливую оценку стоимости компании. Помимо этого, выход на IPO – продолжительный и довольно дорогостоящий для компании процесс, однако в большинстве случаев затраты окупаются, особенно когда организация предлагает какие-то действительно инновационные идеи или решения.
Мировой рынок IPO в последние годы уверенно растет: с 2008 по 2018 в мире прошло через первичное размещение более 16 тысяч компаний, которые привлекли более 2 триллионов долларов. Мировые биржи, особенно китайские, постепенно набирают вес, однако турбулентность на развивающихся рынках не позволяет им пока конкурировать со старейшими фондовыми площадками – американскими.
Фондовый рынок США по-прежнему остается наиболее объемным по количеству и качеству проходящих размещений, ведь именно на нем исторически сформирована культура инвестирования, и есть глубокое понимание финансовых инструментов. Американские биржи – NYSE, NASDAQ и другие – притягивают компании со всего мира, поскольку в бизнес-среде они считаются своеобразным залогом успешного старта. Для сопоставления – из 16 тысяч компаний, разместившихся с 2008 года, 2769 разместились именно на американском рынке. В текущем году на нем уже провели IPO 377 организаций, аккумулировавших 54,8 миллиарда долларов.
Аналитики ИК «Фридом Финанс» подчеркивают, что частота проведения IPO на фондовом рынке США заметно коррелирует с индексом S&P500: чем активнее растет индекс, тем больше число проводимых первичных размещений. Особенно это заметно в моментах, когда S&P500 демонстрировал уверенный рост. Например, в 2014 за год индекс увеличился на 12,4 процента: тогда на IPO вышло более 480 компаний, которые привлекли 95,3 миллиарда долларов. В прошлом году S&P500 показал 18 процентов роста, что также позитивно сказалось на рынке первичных размещений, которое провели более 460 проектов, в совокупности они получили финансирование на 60,4 миллиардов долларов.
«ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ СЕГМЕНТ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЯЮТ НАИБОЛЬШИЙ ИНТЕРЕС»
Что надо знать о рынке IPO? В какие компании и из каких отраслей экономики стоит инвестировать?
На IPO выходят компании самых разных секторов, однако наибольший интерес вызывают технологический сегмент и здравоохранение. Компании именно этих направлений показывают самую впечатляющую доходность по итогам размещения. Технологические компании в среднем демонстрируют доходность порядка 64 процентов, а медицинский сектор – около 34. Такие результаты в действительности фундаментально обоснованы, ведь технологии и медицина – объективно практически самые быстрорастущие отрасли мировой экономики, в них чаще всего происходят технологические прорывы, и компании именно этих сегментов, как правило, располагают уже выстроенными рентабельными бизнес-моделями.
Более того, даже если бизнес-модели еще нет или компания не имеет прибыли вообще, но располагает перспективными наработками или находится на финальной стадии многообещающих исследований, инвесторы все равно готовы вкладываться в нее.
Кроме того, с недавних пор аналитики «Фридом Финанс» пристально следят и за таким направлением, как кибербезопасность. Этот сегмент считается одним из самых перспективных в мировой экономике из-за всеобщего проникновения интернета и облачных вычислительных решений. При этом угрозы и вызовы на киберпространстве становятся значимыми не только для отдельных лиц и компаний, но и представляют опасность для мировой экономики и инфраструктуры. Практика последних лет показала интересную закономерность: инвестиции в компании из сектора кибербезопасности стабильно доходны, при этом риски ограничены.
Еще на этапе подготовки к IPO в поле зрения наших аналитиков попали две компании из этого сектора – CarbonBlack и Zscaler.
Carbon Black – один из лидеров и пионер отрасли. Платформа Carbon Black анализирует большое количество данных в реальном времени, после чего прогнозирует возможные атаки. Под защитой Carbon Black находится большинство отраслей экономики США от финансов и государственных структур до здравоохранения и коммунальной сферы. В мае этого года компания разместилась по цене 19 долларов за акцию (1295,8 рубля), а сейчас акция стоит 23 доллара (1568,6 руб), то есть доходность составила порядка 18 процентов.
Zscaler – глобальная компания из сектора облачной и информационной безопасности, поставщик облачных решений и защиты данных. Zscaler предлагает уникальный сервис для корпоративных клиентов по обеспечению кибербезопасности, что снижает риски и позволяет компаниям проводить более эффективную бизнес-политику.
IPO Zscaler прошло в марте текущего года с ценой 16 долларов за бумагу (1091,2 рубля), а сейчас одна акция стоит 42 доллара (2864 рубля), то есть доходность составила 167 процентов!
На фондовом рынке особое внимание притягивают к себе компании с громкой историей и большой капитализацией. На слуху кейсы Facebook, Visa и Alibaba, поскольку именно они лидируют по объему привлеченных на IPO средств (16 долларов, 19,6 доллара и 25 миллиардов долларов соответственно). Не стоит их обходить стороной. Но надо учитывать, что доходность от вложения в такие компании на этапе первичного размещения формируется гораздо дольше, чем это происходит с компаниями, меньшими по размеру, но решающими конкретные прикладные задачи и обладающими технологиями с высокой степенью коммерциализации.
«НАШИ АНАЛИТИКИ ПОМОГУТ РАЗОБРАТЬСЯ В ТОМ, КАК УСТРОЕН РЫНОК IPO»
Аналитики «Фридом Финанс» отмечают, что примеров успешных и доходных IPO таких компаний в последние годы достаточно много. Из наиболее интересных стоит выделить Trade Desk Inc., компанию-разработчика технологической платформы для покупки и размещения рекламы. IPO прошло в 2016 году, и за это время цена на бумаги эмитента выросла на впечатляющие 427 процентов. Еще одна технологическая компания – Docusign, разместившаяся в апреле, выросла в цене с 29 до 62 долларов за акцию (плюс 115% с 1977,8 рубля до 4228,4 рубля). Среди тех, кто показал умеренный уровень дохода, можно назвать, например, Tenable, специализирующуюся на безопасности сетей: с момента размещения в июле этого года акции компании выросли на 48 процентов, при этом рекомендации аналитиков по ней остаются позитивными.
Из ближайших IPO нам кажется перспективным первичное размещение «модной» британской компании Farfetch. Все мы хотя бы раз слышали про Amazon или Aliexpress, однако Farfetch выбивается из ряда уже ставших традиционными онлайн-ретейлеров. Во-первых, изначально это технологическая компания, по крайней мере, именно так себя презентует проект. Во-вторых, Farfetch имеет узкую специализацию, особенно заметную на фоне «всеядного» Amazona. Компания позиционирует себя как поставщика одежды и аксессуаров класса люкс: одежде или обуви из масс-маркета индустрии здесь не рады, но зато с удовольствием откроют вам доступ к бутикам Dolce&Gabbana или Valentino.
Последние несколько лет компания постоянно наращивает выручку – с 2015 по 2016 год рост выручки составил 70 процентов, а с 2016 по 2017 год – 59 процентов. При этом платформа активно расширяется географически – сейчас доставка товаров доступна уже в 170 странах мира, а клиентская база приближается к миллиону человек. По оценкам наших аналитиков, Farfetch есть куда расти, прежде всего из-за тенденций на мировом рынке предметов роскоши и люксовых товаров.
Прогнозируется, что к 2025 году объем этого рынка может превысить 400 миллиардов доларов, а основными потребителями станут Китай, государства Ближнего Востока, Латино-Карибской Америки и Восточной Европы. На IPO компания планирует привлечь более 630 миллионов долларов, разместив порядка 37 миллионов акций в ценовом диапазоне от 15 до 17 долларов за штуку (1023–1159,4 рубля).
Как не растеряться в огромном количестве проходящих в мире размещений? Это, безусловно, непростая задача, справиться с которой помогут эксперты «Фридом Финанс». Отбирая интересные IPO, аналитики компании обращают внимание на огромное количество факторов. Среди них – хорошие финансовые показатели (рост выручки, снижение убытков, уровень прибыльности), наличие конкурентных преимуществ (уникальных продуктов или услуг, специфика предлагаемых технологических решений), интерес крупных инвесторов и клиентов, а также степень известности акционеров компании. Если хотите узнать больше о рынке IPO и его возможностях, будем рады помочь: ждем вас в офисе «Фридом Финанс» по адресу ул. Сибгата Хакима, 15, а также на сайте ffin.ru.
На правах рекламы
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.