Путин, Медведев, Минниханов и другие высшие чиновники страны задекларировали доходы – получилось в основном от трёх-четырёх миллионов рублей в год до восьми миллионов. Журналисты «БИЗНЕС Online» поинтересовались у представителей делового сообщества республики: сколько чиновники и депутаты должны зарабатывать, чтобы это их мотивировало на ударный труд и при этом не создавало коррупционных соблазнов?

Марат Хайруллин - депутат Госсовета РТ, зампредседателя комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству:

- Денежная мотивация важна в работе, но, с моей точки зрения, она не является основной. В основе работы прежде всего должна быть идея. Власть – это ответственность, а у ответственных людей должны быть идеалы. Вопрос о количестве денег, связанных с мотивацией, стоять не должен. Нельзя назвать определённую сумму, которая предотвратила бы потенциальную возможность получения взятки. Здесь важна социальная обстановка, у чиновников должна быть нормальная жизнь. Но зарплата высших чиновников не должна отличаться от зарплаты обычных чиновников, директоров крупных компаний. В Сингапуре, например, чиновники получают полмиллиона долларов - это защищает от соблазнов. Считаю, если чиновники получают хорошую зарплату, то и результат нужно выдавать качественный… Но всё же на первом месте должны стоять моральные ценности.

Владимир Смирнов – генеральный директор ООО УК «ТатИнК»:

- Пока от лозунгов о борьбе с коррупцией не перейдут к делам, я не вижу смысла в размышлениях над этим вопросом. Взять даже дело прокурора в Подмосковье - результатов до сих пор нет. А вот когда закон начнёт работать, когда пойдут первые результаты, тогда и появится смысл в ответе.

Михаил Скоблионок - владелец сети элитных казанских гостиниц «Регина»:

- Чиновники зарабатывают миллиарды, они уже давно миллиардеры. Когда человек сидит на нефти, газе, природных ресурсах, когда у него столько соблазнов, сколько ни давай – всегда будет хотеться больше. За рубежом, когда человек что-то украл или совершил какую-то махинацию, его снимают - и всё. Это работает. А если, как у нас, всё безнаказанно, то определение суммы заработка не поможет. Как ни определяй, будет мало! Продекларированные доходы – просто смех, позорище, всё население смеётся. На самом деле у них минимум в пять раз больше. Посмотрите, у жён, сидящих дома, доход больше, чем у мужей.

Михаил Зверев – управляющий ТЦ Молл «Парк Хаус»:

- Топы – не более двух миллионов рублей в год, среднее звено – не более одного миллиона двухсот тысяч рублей. Сравнимо с зарплатой европейских чиновников.

Ильдус Янышев - председатель совета директоров группы предприятий безопасности «Контр»:

- Надо брать мировые стандарты. Цифры тут не назовёшь, надо говорить о принципах формирования зарплаты и доходов чиновников. В Чехии, например, это 300 тысяч евро. А вообще мне кажется, что всё должно зависеть от объёмов ВВП, дохода компании, страны. По определению зарплата президента Африки и США одинаковой быть не может. И нужно ориентироваться на доход населения: хочешь больше получать - увеличивай доход населения. У чиновников должен быть какой-то оклад и премиальная часть. И чиновник не должен быть предпринимателем. Возможно только, если он сначала предприниматель, а потом политик, но не наоборот.

Алексей Курамшин - директор ООО «ДК химиков»:

- Проходя определённые карьерные этапы, я сталкивался по своей работе и с чиновниками, и с руководителями крупных предприятий. У меня чёткое убеждение: для того, чтобы у нас было здоровое общество, для того, чтобы хоть каким-то образом предотвращать появление коррупционных схем, чиновники должны получать очень хорошо. Главное, чтобы были обеспечены их семьи, тогда не будет коррупции. Почему чиновник берёт взятки? Ведь взяточниками не рождаются, а становятся. На первом месте – финансовая неудовлетворённость семьи. Чиновник может внутри себя довольно продолжительное время бороться с соблазном, но когда дети голодают, а жена жалуется, личность ломается. А один раз взял – будет брать всю оставшуюся жизнь. А когда изначально будет достойная зарплата, тогда мы будем иметь право сажать чиновников надолго и спрашивать с них по полной программе.

Но до тех пор, пока заместитель главы администрации получает зарплату в 23 тысячи рублей, о чём можно говорить? У юристов в министерствах – 9 - 12 тысяч рублей. А потом возникают вопросы, почему документы недоработаны. Но что вы хотите, если на бедную девчонку взвалили кучу дел? Министр должен получать не менее 250 тысяч рублей, президент – не менее миллиона в месяц. Но государство не может им обеспечить нормальную достойную зарплату. У нас часто придумываются наказания для тех, у кого зарплата нищенская. Но из ста нищих воровать будут все 100, а потом их всех будут преследовать и сделают ещё уголовно ответственными. Обеспечьте настоящими социальными пакетами всех, особенно учителей и врачей, которые должны получать не менее 50 тысяч, а потом что-то говорите…   

Валерий Абсалямов - директор ЦДН «Валери»:

- Не знаю. Вопрос ведь в том, с чем ещё сравнивать. Регионы между собой? С Западом? Корректно ли тогда будет сравнение, если у нас разный уровень жизни? Доходы у чиновников за рубежом не меньше, но тут надо посмотреть, из чего конкретно они складываются. Если зарплата, то понятно, а если участие в бизнесе? Предприятия, банковские вклады – всё же приносит прибыль. Поэтому говорить о доходах не очень корректно. Если человек, например, раньше был в бизнесе, у него хорошая голова, взяли его работать в правительство, то он же не должен потерять то, что заработал. Нормально, что чиновник имеет доход со своего бывшего бизнеса, например. А вообще, есть известная фраза, что если сотрудники в фирме довольны своей зарплатой, значит, они воруют. А зарплата у всех должна быть достойной: и у врачей, и у учителей. Врач не может существовать на десять тысяч. Он будет вынужден брать ещё дополнительно. Учителя будут принуждать детей к репетиторству. По логике вещей и директор предприятия должен хорошо получать.

Григорий Караблинов - заместитель директора ООО «Фобос»:

- Трудно сказать, потому что никогда над таким вопросом не задумывался. Зарплата должна быть однозначно достойная, так как чиновники не участвуют в коммерческих организациях. В то же время не боги ведь горшки обжигают. Слишком большими доходы тоже не должны быть, иначе чиновники оторвутся от разумного уровня. Но какой должен быть этот разумный уровень, сказать не могу, всё-таки та же Москва и Казань – две большие разницы.

Никита Ишмуратов - директор рекламной студии «Магазин»:

- Вопрос не в том, сколько платить руководителям государства, а сколько мы, россияне, затрачиваем денег на их содержание. Надо понимать, что бесконечные резиденции, тюнингованные представительские машины, самолёты и вертолёты оплачиваются нами всеми, в том числе многодетными матерями и нянечками детских садов. И когда я вижу на руке большого чиновника часы за 60 миллионов рублей, а в декларации его доход за год составляет три миллиона рублей, математика у меня не сходится. Мне кажется, что в данной ситуации зарплаты вообще платить не надо, всё равно никто не уволится. И мотивация у больших чиновников должна быть не материальная. Ты служишь своему народу – что может быть выше этого? В противном случае – уходи в бизнес, там тебя никто не упрекнёт, почему ты надел Patek Philippe, а не Восток.

Нияз Гараев – директор рекламного интернет-агентства «Реаспект»:

- Я думаю, что в этом случае очень большие зарплаты у чиновников не помогут. Во-первых, всегда хочется большего. Во-вторых, ежедневно, ежечасно очень много соблазнов. И человеку тяжело перед этим устоять. Должен быть страх. Не материальный стимул, а животный страх на уровне рефлексов. Взял взятку - сел на 10 лет. Взял взятку - конфискация имущества. Взял взятку - получил волчий билет без права работать на государство. И везде это очень активно освещать. Я бы, конечно, ещё расстрел предложил, но боюсь, что слишком будет много разговоров на эту тему…

Топ-чиновник должен получать как топ-менеджер. Есть рыночные цены. Вот на них и нужно ориентироваться. Чтобы не было умному человеку разницы, где работать и где руководить. Если зарплаты равные, то просто идёшь и работаешь там, где тебе интересно. Но у меня вопрос: а вы уверены, что воруют только чиновники? Те же топ-менеджеры коммерческих предприятий воруют у собственников. Просто там контроль лучше. Ну и сор из избы не выносят - бьёт по репутации.

Наиля Спарта - первый заместитель генерального директора отеля «Джузеппе»:

- Пусть зарабатывают хоть 10 миллионов в год. Если чиновник эффективен для страны и экономики и создаёт условия для её развития, налогоплательщик должен только радоваться, что ему повезло с таким руководителем. При нём есть возможность всем слоям бизнеса работать и платить посильные налоги, работникам социальной сферы - получать достойную зарплату, молодёжи - реализовать себя в своей стране. А чтобы не было у чиновников соблазнов, общество должно иметь открытый и всесторонний контроль за их деятельностью.

Надежда Замалиева
Тимур Гайнутдинов