Российские автошколы единым фронтом выступили против масштабной реформы водительских экзаменов, которую готовит ГИБДД Российские автошколы единым фронтом выступили против масштабной реформы водительских экзаменов, которую готовит ГИБДД Фото:  ©Виталий Белоусов, РИА «Новости»

«ПРОВЕРКА ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ НАВЫКОВ УПРАВЛЕНИЯ АВТО НА ЗАКРЫТОЙ ПЛОЩАДКЕ СТАНОВИТСЯ ИЗЛИШНЕЙ...»

Российские автошколы единым фронтом выступили против масштабной реформы водительских экзаменов, которую готовит ГИБДД. В частности, речь идет о внедрении единого экзамена по вождению, который объединит в себе элементы «Площадка» и «Город». Сразу несколько крупных объединений автошкол выступили против инициативы ГИБДД, сообщает «Коммерсантъ». Камнем преткновения стал опубликованный проект внесения изменений в постановление №1097 «О допуске к управлению транспортными средствами».

О назревшей реформе по созданию единого экзамена по вождению еще в апреле этого года заявлял начальник ГИБДД России Михаил Черников. Тогда он объяснял эту инициативу необходимостью определения уровня владения всеми навыками вождения в реальных условиях. По мнению начальника ГИБДД, автошколы должны выпускать кандидатов в водители, которые были бы сразу готовы включиться в поток городского движения. В МВД поясняли, что изначально этап сдачи экзамена по вождению «Площадка» вводился лишь в качестве теста для водителей, не проходивших подготовку в автошколах, чтобы сразу не выпускать на дороги кого попало. Напомним, возможность сдачи водительского экзамена «самоучкой» официально отменили с 2013 года. Теперь, по всей видимости, решили избавиться от этого «тестового» этапа, ведь прохождение курсов в автошколе так и остается обязательным.

Согласно паспорту документа, проект изменений был внесен на общественные слушания 2 августа, сегодня – последний день антикоррупционной экспертизы в виде публичных обсуждений. По статистике сайта, документ просмотрели чуть более 2,3 тыс. раз.

О назревшей реформе по созданию единого экзамена по вождению еще в апреле этого года заявлял начальник ГИБДД России Михаил Черников О назревшей реформе по созданию единого экзамена по вождению еще в апреле этого года заявлял начальник ГИБДД России Михаил Черников Фото: president.tatarstan.ru

В подготовленном проекте также вводится новый вид тестирования – «Практический экзамен по управлению транспортным средством» – и исключается «Экзамен по первоначальным навыкам». Единый экзамен будет включать в себя проверку навыков по подготовке и технической проверке (ремни безопасности, регулировка зеркал и прочее), по выполнению специальных маневров (начало движения с места, на подъеме, движение задним ходом, парковка и так далее) и по управлению в условиях уличного движения (развороты на перекрестках, обгон). «Результаты анализа ДТП, произошедших по вине водителей транспортных средств, свидетельствуют, что доля ДТП, совершенных водителями при движении задним ходом, парковке, из-за несоблюдения бокового интервала, т. е. умений и навыков, проверяемых при проведении экзамена по первоначальным навыкам управления транспортным средством на экзаменационной площадке, является незначительной. Учитывая данные обстоятельства, а также международный опыт проведения экзаменов, проверка первоначальных навыков управления автотранспортным средством на закрытой площадке в настоящее время становится излишней», — аргументируется отмена экзаменационного этапа «Площадка» в пояснительной записке к проекту.

В обоснование своей инициативы авторы реформы приводят статистику ДТП. Так, за прошлый год число аварий по вине начинающих водителей по сравнению с 2013 годом сократилось на 57,7%, погибших – на 64,4%, раненых – на 56,8%. В 2017 году всеми подразделениями ГИБДД было проведено 7,5 млн экзаменов, из которых 2,9 млн – теория, 2,2 млн – экзамены на площадке, 2,4 млн – практический экзамен в реальных условиях. «Сокращение количества проводимых экзаменов положительно скажется на времени получения гражданами госуслуги, позволит уменьшить количество их обращений в экзаменационные подразделения и, как следствие, повысит качество и доступность оказываемой госуслуги», — убеждены авторы реформы. Они ссылаются и на анализ зарубежного опыта, который зачастую не учитывает проверку первоначальных навыков. Правда, это обусловлено тем, что «в подавляющем большинстве государств имеется высокий уровень состояния безопасности дорожного движения».

Отметим также, что инициаторы реформы намерены изменить условия обучения на автомагистралях. Сейчас в правилах дорожного движения прописано, что обучаться всем категориям управления ТС можно с 16 лет. А, согласно изменениям, осваивать вождение ТС подкатегории А1 (мопед) можно будет уже с 15, «пропуск» на легковой или грузовой транспорт планируется выдавать с 16 лет, на мотоцикл категории А – не менее чем с 17, на автобус – с 20 лет. Кроме того, расширяются требования к экзаменационным маршрутам, а число маневров увеличится с 11 до 20.

По мнению Елены Витюговой «площадка» выполняет сегодня отличную роль фильтра по отбору подготовленных к вождению в условиях реального дорожного движения По мнению Елены Витюговой, «Площадка» выполняет сегодня отличную роль фильтра по отбору подготовленных к вождению в условиях реального дорожного движения Фото:  ©Варвара Гертье, РИА «Новости»

«НАВЕРНОЕ, МЫ ЗА ТО, ЧТОБЫ ОСТАВИТЬ ВСЕ ТАК КАК ЕСТЬ»

Согласно опросу, проведенному межрегиональной ассоциацией автошкол среди 3259 образовательных организаций, подавляющее большинство организаций выступают против предлагаемых нововведений. 98% автошкол страны против такой реформы, и 88% из них утверждают, что качество подготовки водителей резко понизится, а аварийность из-за слабо подготовленных водителей вырастет (92%). Кроме того, абсолютное большинство (87%) участников рынка считают, что изменения закона вызовет всплеск недобросовестной конкуренции и активизацию деятельности недобросовестных автошкол. При этом большинство автошкол (97%) отметили, что предлагаемый ГИБДД подход совершенно несправедлив по отношению к автошколам, которые и так «при внедрении административного регламента в 2016 году взяли на себя львиную долю финансовой и организационной нагрузки для обеспечения приема экзаменов по новым правилам».

Вопросы к реформе автоэкзаменов есть и у федерации автошкол Татарстана. «Предложение об объединении экзамена по первоначальным навыкам управления — неплохая инициатива, но вызывает ряд вопросов», —  заметила в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» исполнительный директор федерации Елена Витюгова. По ее мнению, «Площадка» выполняет сегодня отличную роль фильтра по отбору подготовленных к вождению в условиях реального дорожного движения. По статистике, в настоящий момент около 50% начинающих водителей в республике отсеиваются именно на этом этапе, «то есть они не готовы к вождению в городских условиях». Кроме того, в проекте не раскрываются критерии оценки упражнений, которые раньше сдавались на площадке.

Автошколы указывают на то, что на их работе нововведения не отразятся. К примеру, количество часов на подготовку будущих водителей не изменяется, значимость обучения автошколами никто принижать не собирается, а значит, бюджет инструкторов не пострадает. Витюгова добавила, что на рынке есть нерадивые владельцы автошкол, которые, например, не «докатывают часы», но предлагаемые реформой ГИБДД инициативы никак на них не скажутся.

«Если смотреть с точки зрения автошколы, то, наверное, мы за то, чтобы оставить все так, как есть. А со стороны учеников им было бы проще это все объединить, — отметила в беседе с корреспондентом „БИЗНЕС Online“ директор автошколы „Автоплюс“ Евгения Заварицкая. – Объединение площадки и города ни методику, ни сроки обучения не изменит, потому что у нас есть программа, по которой мы обучаем. Но если будет изменение в программе, то и методики тоже будут меняться. Потому что практические занятия тоже прописаны в учебном плане, которого мы придерживаемся».

«НУЖНО НА ДОРОГИ ЛЮДЕЙ ОТПРАВЛЯТЬ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» также оценили предлагаемую реформу ГИБДД, высказав свои опасения по поводу внедрения единого экзамена по вождению.

Леонид Ольшанский — вице-президент организации «Движение автомобилистов России»:

— Строго говоря, у нас сейчас два экзамена: теоретический и практический. А практический состоит из разных элементов: «вперед», «назад», «задом въехать в гараж» и так далее. Что изменится? «Площадку» и «Город» сдавали в разные дни, а теперь будут сдавать в один день. А какая разница? Теперь «Площадку» не сдал и в «Город» не выезжаешь?

Моя позиция строится на статье 55 части 3 Конституции: «Права человека и гражданина в исключительном случае могут быть ограничены федеральным законом». В каком федеральном законе написано, что это должно быть два дня или один день? Кто утверждает правила сдачи? Министр внутренних дел или правительство России? Мы давно говорим, что все, что касается человека, должно быть прописано в федеральном законе. Пока этого не будет – будут беды. Но я подержу объединение автошкол – чтобы и «Площадку» и «Город» проводить поэтапно и одно не цеплялось за другое.

Я не думаю, что протест автошкол связан с тем, что в случае изменений они могут лишиться прибыли. Они преподают автодело: и юридическую часть, и устройство автомобиля, и теорию движения, и практику. Как может школа пострадать, если «Площадку» и «Город» объединят? Почему должно сократиться время преподавания? Мне кажется, что вопрос о времени преподавания решает сама школа, а представитель ГАИ просто смотрит, умеешь ли ты управлять автомобилем или нет. Я не вижу оснований для потерь бизнеса от этих нововведений.

Рамиль Хайруллин — председатель регионального отделения ФАР:

— С одной стороны, я за инициативу объединения «Площадки» и «Города» в одну дисциплину. В таком виде она будет более приближена к реальным условиям. Нужно на дороги людей отправлять, чтобы они в реальных условиях показали готовность после школы выехать и стать полноценными участниками движения. А то ты на «Площадке» откатал, права получил – и вперед. А с другой стороны, не всегда можно отработать какие-то маневры без «Площадки». Но аргументов за у меня все же больше, чем против.

Я думаю, в связи с этим придется изменять методику обучения. Сейчас автошколы больше натасканы на сдачу экзаменов — и в этом самая большая проблема. Сдал экзамен, а дальше хоть трава не расти. А сейчас им придется добиваться, чтобы человек умел именно ездить, а не просто экзамены сдавать. Думаю, методику им придется немного пересмотреть — давать больше практических часов именно в городе.