НА MADEINKAZAN-2 РАССКАЗЫВАЛИ О БОРЬБЕ ЗА ПОКУПАТЕЛЯ И ЗА МИРОВОЕ ГОСПОДСТВО. ЧАСТЬ 2-я

На стартовавшем вчера в Казани форуме MadeInKazan2 с ходу обозначили интересующий его участников диапазон проблем – от магазинного прилавка до духовной гегемонии планетарного масштаба. Относительно и того, и другого «сегментов» многое звучало фантастически: например, что в магазинах скоро не будет касс и кассиров, и что «России сегодня везет, а вот Америке – не очень». Однако авторы докладов, аргументацию которых выслушивал корреспондент «БИЗНЕС Online», постарались доказать свою точку зрения.

ТАТАРСТАН ЖДУТ МАГАЗИНЫ НОВОГО ТИПА

Известный несколькими смелыми проектами менеджер Михаил Сусов (ныне – директор по корпоративным отношениям Х5 Retail Group) сосредоточился на том, что даже для суперуспешной компании остановиться – погибнуть. Как можно этого избежать?

«В прошлом году в магазины Х5 пришел 1 миллиард 200 миллионов покупателей - это население Индии. Площадь наших магазинов – 1 миллион квадратных метров – это больше, чем Монако. В компании работает 100 тысяч человек. У Х5 есть все, чего может желать современная огромная компания, – лидерство, успех, работающая модель. Но это не обещает такого же успеха в будущем. От стратегии наращивания числа магазинов надо перейти к интенсификации роста. Как сделать, чтобы и в дальнейшем люди приходили именно к нам?» - обратился к аудитории Сусов.

Если по телевизору рекламируется, например, зеленый горошек определенной марки, то на полке магазина всегда можно найти аналогичную банку, которая делается на том же заводе, но называется не как в рекламе, а выступает под маркой торговой сети. Это так называемые собственные торговые марки (СТМ), продукция которых на 20-30%, а то и 50% процентов дешевле продвигаемых рекламой товаров. «Сейчас мы прилагаем огромные усилия, чтобы дополнять успешные брэнды нашими частными марками, то есть, не снижая качества продукции, давать возможность покупать дешевле. Никому не нужен продукт, если он дорого стоит. Мы - чемпионы в ценообразовании на рынке».

Бодрый посыл был проиллюстрирован перспективами сети в Татарстане: «В Казани есть две «Пятерочки» – просто «Пятерочка» и «Пятерочка+». «Пятерочка» – это проект, который мы создали много лет назад с «Ак Барс Холдингом», дали возможность работать под нашим брэндом, - напомнил Сусов. - Но то, что там сейчас происходит, немножко не то, что должно происходить в «Пятерочке». В «Пятерочке+» все стоит гораздо дешевле, чем в магазинах «Пятерочка». Со следующего года, пользуясь тем, что контракт закончится, мы резко стартуем в Татарстане – и по количеству магазинов, и по качеству продукции». В кулуарах мероприятия Суслов рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online», что речь идет об открытии примерно 100 новых магазинов (под брэндом «Пятерочки» и «Перекрестка»). И это к имеющимся восьми десяткам магазинов в РТ этих брэндов…

Также покупателей должны привлечь изощренная программа лояльности («Такой нет ни у кого»), сервис (возможность оплатить, например, услуги ЖКХ), фирменная и завязанная на покупках в Х5 мобильная связь, электронный магазин («Через два года хотим стать абсолютным лидером в этой области»), многообразные скидки, программа ребрэндинга, окончательное изживание бюрократии, базирующаяся на честности корпоративная культура («Мы открыто заявляем о наших проблемах»). И, конечно, - непрерывный контроль качества товаров: «То, что творится на рынке России, это кошмар. Если бы мы ставили на полки все, что нам пытаются принести и у нас продать, вы бы, наверное, нас возненавидели».

ТОРГОВЛЯ ПО ШПИОНСКИМ ТЕХНОЛОГИЯМ

Кстати, о покупателях. По мнению Сусова, Х5 даже создала особое клиентское течение – охотников за просроченными товарами. Все дело – в позиции Х5. Если человек находит упаковку с просроченным товаром, тут же вызывается директор магазина и покупает этот продукт за свои деньги, а потом еще и приобретает клиенту за свои кровные такой же продукт, но нормальный. «Появился целый срез профессиональных поисковиков просроченных товаров. Персонал трясет от этого, но результат отличный», - доволен экспериментом Сусов.

Впрочем, скоро в магазинах Х5 классическая оплата на кассе может вообще пропасть. Рассказывая о «послезавтра» Х5, Сусов предупредил: «Вам это может показаться фантастикой, но на самом деле все очень по-честному».

Революционная технология носит обозначение RFID и основана на изобретенном полвека назад гениальным советским ученым Львом Терменом шпионском «жучке», не требующем для работы никакого специального питания. На основе «жучка» создана миниатюрная система обмена информацией. Сейчас такой модифицированный прибор стоит 10 рублей, но когда технология станет массовой, цена опустится до10 копеек и ниже. «Жучками» (в них содержатся данные о сроках хранения, цене, логистике и так далее) маркируется продукция, и теперь, чтобы расплатиться, достаточно будет пройти с наполненной продуктами тележкой через «рамку». Подсчитано, что при таком маркировании снижение издержек всего цикла производства и дистрибуции составит до 50%. Цены для покупателей снизятся до 25%, к тому же они сэкономят годы жизни, проводимые в очередях. Но эффективно система будет действовать только во всей цепочке жизни продукта, начиная с производства: ритэйл – лишь одно из звеньев цепи. Для запуска пилотного проекта необходима поддержка государства. Подготовка проекта в масштабах страны обойдется в 3 млрд. рублей. Но зато эту российскую разработку можно экспортировать, а, значит, инвестиции могут стать возвратными, нарисовал впечатляющую перспективу Сусов.

ГОТОВНОСТЬ ПРИМЕНИТЬ СИЛУ

А вот известный политолог Сергей Караганов (в прошлом «мозг» предвыборной коалиции Лужкова - Шаймиева – Примакова) рассказывал о нынешнем соотношении сил в мире, и что оно означает. Главный тезис – «Сегодня России везет, а вот США – не очень». Такое заявление, естественно, вызвало недоуменное перешептывание в зале. Но Караганов, по-лекторски сняв с запястья часы и положив их перед собой на кафедру, принялся за аргументацию.

Сегодня большое значение приобретает даже не мощь вооруженных, но готовность их применить. А ведь еще недавно ядерный паритет и численное превосходство соцлагеря сделали идею войны невозможной и непопулярной. В ход пошло видимое сегодня заблуждение, что надо действовать исключительно политическими и экономическими методами. Такие выводы подкрепляли и предсказания об уходе с исторической сцены национальных государств. Но мы видим, наверное, даже обратный процесс. Во многом, это обусловлено тем, что мировая политика смещается в Азию, а это - огромное количество национальных государств со множеством проблем, в решении которых немалую роль будут вооруженные силы.

Однако здесь можно возразить: так США с их военной мощью и флаг в руки. Да, считает Караганов, к концу 90-х стало казаться, что все, чего хотят США, они могут сделать. Но эта идея обрушилась. Во-первых, США «в головокружении от успехов» серьезно подорвали свой авторитет на Балканах: «Они сделали немыслимое – ударили по Югославии, то есть напали на европейскую страну». Во-вторых, провалились попытки внедрения американской цивилизационной модели в Ираке и Афганистане: «Это были два фантастических промаха, которые обесценили и военную мощь, и политическое превосходство США над миром».

Зато растерявшая традиционную военную мощь Россия, по Караганову, сумела грамотно применить «ядерную дубинку». Американцы, чтобы привлечь Россию на свою сторону, пошли на переговоры по сокращению ядерных вооружений, что повысило значимость стратегических сил нашей страны.

К тому же, считает философ, важно даже не наличие и мощь вооруженных сил, а готовность их применить. И здесь Россия победила дважды. Первый раз – в Чечне («Хотя и чудовищно, запретительно дорого, убивая собственных граждан»), когда все предсказывали и желали, чтобы Россия проиграла. А в 2008 году Грузия сделала трагическую для себя ошибку – напала на Южную Осетию. В результате, Россией была одержана существенная политическая и психологическая победа ничтожной военной ценой. Если до этой войны любой западный лидер напоминал о неизбежности расширения НАТО, то потом все резко начали говорить, что принцип расширения остается, но снят с повестки дня. Восприятие России кардинальным образом изменилось именно благодаря ее готовности использовать военную силу. «У Европы такой готовности нет», - заверил Караганов.

ТЕРРИТОРИЯ ПЕРЕСТАЛА БЫТЬ ПРОКЛЯТЬЕМ

По словам политолога, Европа не просто медленно, но верно сползает к экономической стагнации, но в 90-х - 2000-х вышло на поверхность нежелание Европы бороться - ни экономически, ни политически, ни военным образом - за свои мировые позиции. «Европа нам больше не угрожает. США – почти не угрожают». Китай – тоже, поскольку его устраивает, что часть территории России уже, по сути, превратились в его сырьевую провинцию. По мнению Караганова, Китай мы вообще полагаем более сильным, нежели он есть. К тому же – хотя европейцам или евроазиатам это понять и трудно – китайцы исторически никого не завоевывают: «Это заложено в их национальном характере», - успокоил аудиторию Караганов.

«Самым важным двигателем российской цивилизации была внешняя угроза. Вся структура страны была заточена на противостояние внешней угрозе, временами – агрессивное (то же завоевание Казани), так дошли до Дальнего Востока и Америки. И вот впервые в истории России ей никто не угрожает. Как это скажется на нас с вами, я еще не знаю. Но везение фантастическое! Мы можем сидеть и заниматься чем угодно». Правда, считает Караганов, есть вероятность расслабиться до неприличной степени.

За Россию – и изменившееся отношение к природным ресурсам и обширным территориям. Еще 10-15 лет назад считалось, что природные ресурсы – убывающий потенциал экономики и силы государства, территория считалась отрицательной величиной. Теоретики говорили о «территориально-ресурсном» проклятии и целесообразности дробления России, что частично и сделали. Но сегодня выясняется, что пахотные земли, полезные ископаемые и особенно вода – все-таки важнейший стратегический ресурс. С ростом Азии резко усилился спрос на базовое сырье – металлы, энергоносители, а также на воду, землю, зерно, мясо, и спрос этот будет расти по экспоненте. Следовательно, ценность российских земли и воды, которых у нас в избытке, неуклонно увеличивается. И если мы это осознаем, да еще и построим несколько дорог, которые соединят нас с азиатским рынком, то очень выиграем. «Территория России перестала быть проклятьем. Нам здорово везет».

Но контролировать такие просторы можно только с качественным населением. А людские ресурсы России сокращаются и ощутимо теряют в качестве – наверх вылезают худшие, а лучшие вытесняются из активных государственных процессов. Идет эмиграция элиты. «И здесь нам не везет». Впрочем, это слово в данном случае не очень подходит. Ведь главная проблема - качество управления. «В 1999 году мы уже не существовали как государство, под нами уже реально почти ничего не было. С моей точки зрения, потом произошло следующее. Бюрократии было сказано: «Воруйте, но восстанавливайте». Бюрократия начала воровать и что-то частично восстанавливать, но доворовалась до такой степени, что государство снова стало слабеть», - высказал гипотезу Караганов.

ПОЧЕМУ МЕДВЕДЕВ И ПУТИН НЕ ЦИТИРУЮТ ТОЛСТОГО И ДОСТОЕВСКОГО

Какие видны перспективные направления движения?

Нам нужен социальный и культурный союз с Европой - слабой, но морально передовой. Исторически сложилось так, что цивилизационный посыл у нас всегда шел от Старого Света, и ослабление в последние десять лет российской партии «европейцев» привело к деевропеизации, что сильнейшим образом сказалось на жизни страны. Но при этом России необходима максимальная переориентация на Азию, по примеру США: «Мы не смогли себя пристегнуть к локомотиву китайского роста, а США смогли».

У России нет и не будет преимущества в области хай-тека. Оптимально сохранение двух-трех отраслей (атомной, космической), интегрированных в мировую экономику. И необходимо быть не сырьевым придатком, но великой сырьевой державой. А для этого нужна глубокая переработка сырья, а не как сейчас.

Важнейший фактор - способность формировать мнение о себе. И вот этого России особо не хватает. Зато грамотное позиционирование - источник силы старого Запада. Однако есть основания полагать, что в Европе в этой области образовался интеллектуальный вакуум, который мы можем преобразовать в источник нашей силы.

Мы унаследовали почти все, что родила могучая российская империя и сверхдержава - СССР. Прежде всего - русскую культуру, в том числе, великую русскую культуру XIX века, которую весьма уважают в мире. «Толстой, Гоголь, Достоевский… Но наша элита по каким-то причинам не может этим наследством воспользоваться, наши лидеры не обращаются и не цитируют Толстого, Достоевского».

Что же все вышесказанное означает с точки зрения политической? Нужны серьезные вооруженные силы и авторитарная система, но не та, которую мы имеем, - заскорузло- бюрократическая, а вовсе не авторитарная. «Совершенно очевидно, что необходима смена элит, - наметил ключевую позицию Караганов. - И единственный источник новой элиты это регионы».

Тимур Латыпов
Фото и видео Ильи Лавриненко

Смотреть фоторепортаж: В Казани стартовал форум MadeInKazan2