НА КРЫЛЬЯХ RED BULL AIR RACE

Для раскрутки своего пива «Татспиртпром» намерен активно эксплуатировать спортивную тему. Например, компания уже во второй раз станет партнером международных соревнований по авиаслалому, которые пройдут в Казани 25 и 26 августа. «В дни проведения Red Bull Air Race на площадке одного из ресторанов на Кремлевской набережной будет организована специальная локация – White Kremlin Lounge, также проведем очень много тематических активностей», — рассказал «БИЗНЕС Online» первый заместитель генерального директора АО «Татспиртпром» (ТСП) Ринэль Нуретдинов. Напомним, что вдохновителем проведения «воздушных гонок» в Казани стал генеральный директор ТСП Ирек Миннахметов. Переговоры с Red Bull велись три года и прошлым летом соревнования, наконец, состоялись, а компания выступила в роли основного партнера.

Удачный повод для вывода пива на рынок связывают и со стартующим в июне в Казани чемпионатом мира по футболу. «У ФИФА есть свои партнерские пивные бренды, но они будут только на стадионе, а футбол будет и за его пределами, — говорит Миннахметов. — Мы, конечно, попытаемся максимально зайти на полки во время соревнований, хотя понимаем, что для этого очень мало времени». Но, по его словам, на стороне ТСП — благоприятный информационный фон. «Люди ждут качественное казанское пиво», — уверен гендиректор. Напомним, пивная философия «Татспиртпрома» базируется на завоевании не российского, а в первую очередь татарстанского рынка. В свое время бренды «Красного Востока» пользовались большой популярностью, теперь же казанского пива нет. «Между тем опыт показывает, что местные бренды всегда находят своего потребителя», — констатирует Миннахметов.

Продукция ныне достраивающегося в Чистополе пивзавода «Белый Кремль» должна появиться на прилавках уже этим летом. Напомним, в мае 2017 года ТСП заключил с немецкой фирмой Krones контракт (30 млн евро, в ценах того времени — примерно 2 млрд рублей) на поставку оборудования. Общая стоимость завода — около 5 миллиардов. Мощность — 10 млн дал с возможностью расширения производства. В каком-то смысле для Krones татарстанский проект станет визитной карточкой, поскольку в России еще нет завода, который сделала бы «под ключ» эта компания.

В первый год продаж ТСП намерен занять треть пивного рынка РТ — уже проведены переговоры с местными сетями, затем в планах выйти на рынок соседних регионов. Не исключают в компании и возможность выхода на общероссийский рынок и сотрудничества с федеральными торговыми сетями, но только после «завоевания» местных покупателей.

СЕМЬ БРЕНДОВ ТАТАРСКОГО ПИВА — ОТ «КАМЫ» ДО «СТАРОЙ КАЗАНИ»

Сам завод в Чистополе и флагманский бренд пива назвали «Белый Кремль». «Мы долго искали название, которое бы ассоциировалось не только с Татарстаном, но и было бы понятным любому, — говорит о процессе выбора названия гендиректор ТСП. — Белые кремли есть и в Астрахани, и в Тобольске, и в других городах. Кроме того, не просто так и Москву когда-то называли белокаменной».

В пивной линейке ТСП — 7 брендов. Флагманский — «Белый Кремль» — классический светлый фильтрованный лагер, также будет вариант пшеничного, живого и безалкогольного пива. Кстати, именно на сегмент безалкогольного пива советует обратить внимание Союз российских пивоваров (СРП). В 2017 году продажа такого пива выросла на 9,4%. Этот сегмент составляет всего 1,4% от общей продажи пива, тем не менее он сейчас самый перспективный в пивоваренном бизнесе, считают в пресс-службе СРП. «Основные причины роста популярности безалкогольного пива, безусловно, вызваны серьезными инвестициями пивоваренных компаний в высокотехнологичное оборудование, бренд-маркетинг и торговый маркетинг, — отмечают в СРП. — При этом развитие безалкогольных пивных брендов полностью отвечает задачам государства по снижению злоупотребления алкоголем».

Следующий бренд — светлое и темное пиво «Старая Казань». Чисто местное пиво, сваренное по особой рецептуре, пиво для ценителей. Под этим брендом, возможно, будут выходить и необычные сорта, например с медовым или имбирным вкусом. «Этот бренд будет продвигаться только в Татарстане, — говорят в „Татспиртпроме“. — При помощи него мы хотим рассказать нашим потребителям историю о том, что пиво в наших краях начали варить давно. Когда-то здесь были такие заводы, как „Восточная Бавария“ Оскара Петцольда, предприятие купца Ивана Александрова, и, конечно, „Красный Восток“».

В добавок к концепции «казанского пива» весной компания откроет два музея пивоварения — в магазине-музее «Арыш Мае» на улице Салимжанова и на заводе «Белый Кремль» в Чистополе. У посетителей музеев будет возможность ознакомиться с историей пивоварения Казани, попробовать пиво и, конечно, купить его. А главной фишкой музея в Чистополе станет возможность увидеть производство хмельного напитка «вживую». «Будем возить экскурсионные группы из Казани, хотя Чистополь — сам по себе туристический город, он включен в сеть круизных маршрутов по Волге, и туристам обязательно будут предложены экскурсии на наш завод», — говорит Миннахметов.

Также на заводе будут варить пиво под маркой CZ — чешский хмельной напиток в светлом и темном вариантах. Оно позиционируется как современный напиток с динамичным дизайном упаковки и с возможными экспериментами в сторону более сладкого вкуса. «Жигулевское» — хмельной напиток по советским ГОСТам. «Кама» — крепкое пиво, которое, как считают в компании, благодаря названию с легкостью зайдет в Удмуртию и Пермь.


Особое место в линейке пивных брендов ТСП  занимает продукция лицензиара König Ludwig International GmbH & CO (KLI). В сентябре «Татспиртпром» в присутствии президента Татарстана Рустама Минниханова подписал с немецкими пивоварами, которыми руководит принц Луитпольд Баварский, 10-летний контракт. Баварцы предоставляют «Татспиртпрому» право на использование интеллектуальной собственности, включая производство и реализацию в России своих пивных брендов.

«Пиво от одного из мировых лидеров не может быть неуспешным, — уверен Миннахметов. — Это знаменитая компания, которая варит пиво более 750 лет». Баварское королевское пиво будет представлено брендами премиум-класса: это светлый фильтрованный и нефильтрованный лагер Kaltenberg, а также темное и пшеничное нефильтрованное König Ludwig. «Наши партнеры будут участвовать на всех этапах производства — от выбора сырья до проверки конечной продукции. Их требования — 98% соответствия вкуса, любое отклонение от рецепта будет выбраковываться», — обращает внимание глава компании.

«ТАТСПИРТПРОМ СМОЖЕТ ЗАНЯТЬ ТРЕТЬ ТАТАРСТАНСКОГО РЫНКА ЧЕРЕЗ ПОЛТОРА-ДВА ГОДА»

«БИЗНЕС Online» предложил экспертам и игрокам рынка порассуждать на тему пивных перспектив «Татспиртпрома» на российском рынке.

Руслан Якушев — директор ОАО «Булгарпиво»:

— Конечно, какую-то долю рынка «Татспиртпром» все равно заберет, но сказать, насколько сильным игроком он будет, пока не могу: надо смотреть на качество оборудования и на самих пивоваров —  это один из залогов вкусного пива.

Михаил Смирнов — главный редактор портала «Алкоголь.ру»:

— Сегодня в первую очередь у производителей, заходящих на рынок, стоит вопрос в умении сэкономить, организовать доставку и хранение, ведь в торговых сетях пиво зачастую держат в тепле, на солнце, и, естественно, качество падает. Новая компания на пивном рынке сможет вырасти за счет рекламы и операций с удешевлением сырья (вместо солода использовать технологию переработки несоложеного зернаприм. ред.). Невысокий ценовой сегмент — 45–55 рублей с легкостью выдавит конкурентов.

Понятно, что захватить рынок и стать главным брендом России татарстанцы не смогут: не хватит ни объемов производства, ни системы доставки. Но шансы на треть регионального рынка у них есть.

Алексей Коренев — аналитик ГК «Финам»:

— Определенные преимущества у региональных производителей есть. Причем небольшие компании часто наиболее сильно представлены в формате разливного пива. Таким образом, вопрос развития компании упирается в структуру спроса. Любители дорогого брендового пива будут отдавать предпочтение крупным производителям, зачастую — с мировым именем (который как раз есть в линейке «Татспиртпрома»). Любители совсем свежего или живого, но при этом относительно доступного по цене пива, с большим удовольствием купят продукцию местных некрупных производителей.

Евгений Осипов — директор казанского филиала АО «Пивоварня Москва-Эфес»:

— Определенно, «Татспиртпром» имеет сильные позиции в регионе и в России, но — в совершенно другом сегменте. У нас сильный и конкурентный портфель брендов, и я уверен, что мы способны эффективно конкурировать с ТСП на местном рынке.

Строить прогнозы — неблагодарное дело, но то, что в категории «пиво» работать будет сложно, это точно. Многое зависит от портфеля брендов и рыночной стратегии «Татспиртпрома». При существенных инвестициях в рынок, в продвижение продукции и развитие продаж планы по занятию трети татарстанского рынка пива вполне достижимы через полтора-два года.