Советский районный суд Казани рассмотрел очередное ходатайство следственного комитета о продлении домашнего ареста Сергею Плющему (слева)

«ДЕЛО О ПОМОЕЧНОМ АРХИВЕ»: КАК СЛЕДКОМ ВЫШЕЛ НА СЛЕД ЗАМА РАДИКА ИЛЬЯСОВА

Советский районный суд Казани рассмотрел сегодня очередное ходатайство следственного комитета о продлении домашнего ареста Сергею Плющему. Заместитель руководителя татарстанского управления ФССП был задержан 19 июля, он стал фигурантом «дела о помоечном архиве». История получила развитие осенью прошлого года, когда группа инициативных юристов пресекла попытку незаконного вывоза и уничтожения архива советского районного отдела судебных приставов. Архив включал в себя порядка 9 тыс. производств, и все они в буквальном смысле были обнаружены на свалке. После его изучения вскрылись массовые нарушения ведомства. Чуть позже частью архива заинтересовалась городская прокуратура, которая провела свою проверку и установила факт преступления. 

«В ходе проверки и встречной сверки было установлено: в массовом порядке должностными лицами советского РОСП были окончены производства фактическим исполнением, но без реального взыскания задолженностей», — рассказывал в апреле этого года нашему изданию помощник прокурора Казани Альберт Хаялетдинов. 

Материалы проверки были направленны в следственное управления СКР по Татарстану, где и возбудили уголовное дело по двум статьям — превышение должностных полномочий и служебный подлог, а расследование доверили следователю по особо важным делам должностного отдела следкома Вадиму Максимову (в этом году он расследовал и расследует уголовные дела в отношении зеленодольских чиновников Фоата Шамсиева и Олега Анисимова). Выявления первого и единственного фигуранта расследования пришлось ждать долго: Плющий, по данным следствия, руководил советским РОСП в тот период, на который пришелся пик массовых и незаконных закрытий производств.

19 июля Плющий был задержан сотрудниками УЭБиПК, 21 июля СКР обратился в суд и попытался добиться заключения под стражу высокопоставленного пристава, но тот «отделался» домашним арестом. Его позиция осталась неизменной с первого же судебного заседания — вину он не признает. Последний раз Плющий был в суде в ноябре, когда СК попытался продлить ему домашний арест до 15 января, однако удовлетворил прошение следствия лишь на половину срока, то есть до 15 декабря.

Вадим Максимов Вадим Максимов в очередной раз попытался оставить Плющего под домашним арестом на новогодние праздники

«МОЯ ПОЗИЦИЯ — ДОБИВАТЬСЯ ПРАВДЫ, СВОЕЙ НЕВИНОВНОСТИ»

Сегодня следователь Вадим Максимов в очередной раз попытался оставить Плющего под домашним арестом на новогодние праздники. В своем ходатайстве представитель СК не раскрывал новых подробностей расследования, повторив лишь основные процессуальные вехи: даты задержания, предъявления обвинения, продления срока следствия. Он попросил оставить Плющего под домашним арестом с браслетом УФСИН еще на месяц.

Сам обвиняемый, кажется, впервые пришел в суд без сопровождения супруги и лишь с одним адвокатом. Он был настроен категорически против ходатайства следствия. Плющий напомнил, что следственные действия уже закончились, обвинение в заключительной редакции ему предъявлено и он уже начал знакомиться с материалами дела.

«Обстоятельства моего заключения под домашний арест на сегодняшний день изменились. Предварительное расследование следователем окончено. И соответственно, повлиять на результат расследования я не могу и ранее не желал этого, — сказал Плющий и добавил. — На мой взгляд, достаточно и подписки о невыезде». Обвиняемый заверил суд, что не собирается затягивать изучение дела, а, напротив, заинтересован, чтобы оно как можно быстрее ушло в суд. «Чтобы я уже мог в суде участвовать в процессе допроса и изучении доказательств, которые следователь на протяжении 9 месяцев собирал, — выразил он свое мнение и снова повторил свою позицию. — С обвинением я не согласен. И данную свою позицию я хочу отстоять в суде. Моя позиция — добиваться правды, своей невиновности».

Следственные действия закончились, обвинение в заключительной редакции Плющему предъявлено, и он уже начал знакомиться с материалами дела.

Его поддержал адвокат Рамиль Валиев. «Сейчас, я полагаю, необходимость в продлении данной меры пресечения отпала», — начал Валиев. По словам защитника, преград для того, чтобы отпустить Плющего на свободу, уже нет, как не было их и раньше.

Суд поинтересовался у следователя, были ли со стороны заместителя руководителя татарстанского управления ФССП попытки помешать следственным действиям или нарушить домашний арест. Максимов ответил: таких данных не зафиксировано. «Одним из оснований для продления [домашнего ареста] сторона обвинения указывает, что он [Плющий] обвиняется в совершении тяжкого преступления. Я все-таки хочу обратить внимание суда на то, что предъявленные обвинения еще не говорят о виновности человека. И квалификация содеянного, и наличие состава преступления вызывают очень большие вопросы. Со стороны защиты я надеюсь, что в основном судебном заседании мы найдем ответы на эти вопросы», — сказал Валиев.

Адвокат в итоге попросил суд не удовлетворять ходатайство следствия о продлении домашнего ареста, подкрепив свою просьбу еще и состоянием здоровья подзащитного и его ближайших родственников. Федеральный судья Расим Шакирьянов после недолгой паузы постановил отказать следствию, и Плющий теперь будет освобожден из-под домашнего ареста 15 декабря.

Рамиль Валиев Рамиль Валиев попросил суд не удовлетворять ходатайство следствия о продлении домашнего ареста, подкрепив свою просьбу еще и состоянием здоровья подзащитного и его ближайших родственников

КАКИХ СЮРПРИЗОВ ЖДАТЬ ОТ ПРОЦЕССА? 

Стоит отметить, что в конечном обвинении СК, по информации «БИЗНЕС Online», осталась лишь одна статья — превышение должностных полномочий — вместо двух. Служебный подлог следкому в итоге доказать не удалось.

Остается только гадать, сколько времени займет у обвиняемого и его адвокатов изучение материалов дела. Неизвестен пока и сам объем материалов. Соответственно, делать предположения о сроке передачи дела в суд пока невозможно.

Наши собеседники, близкие к ходу расследования, тем временем убеждены: судебный процесс принесет много новых и интересных подробностей. В основе доказательной базы, установленной следствием, лежат материалы сверки архива исполнительных производств и в первую очередь показания свидетелей, большая часть из которых — бывшие подчиненные Плющего. Именно они указывали в ходе следствия, допросов и очных ставок на то, что Плющий давал указания массово и в программном порядке закрывать производства, тем самым нарушая закон, но поднимая статистику.

Поменяют ли свидетели показания во время судебного процесса? Наши собеседники, близкие к системе приставов, считают, что такой шанс есть и он весьма серьезен. Во всяком случае, такой вариант обсуждается в самых высоких кругах сотрудников управления ФССП.

Итоговое решение в любом случае вынесет суд. Наши источники не делают утверждений, но предполагают: виновность Плющего во многом зависит от оценки его действий. Вполне возможно, что суд расценит его действия как халатность. Допускается, что суд и вовсе не найдет в его действиях состава преступления. И в этом случае главный вопрос: так кто же виновен в массовых, систематических нарушениях отдела приставов?